2016-01-18-11-31-56Давайте рассмотрим схему аспектов когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Во-первых, в центре круга визуально представлен цикл траектории когнитивно-образовательной деятельности.

Во-вторых, базовой основой этого цикла являются:

1) словарная работа;

2) развитие мелкой моторики с помощью конструктора «Лего», разные строительные материалы из аспекта «Логика», мозаики, всевозможные пазлы, и даже энциклопедии с пазлами, различные игры-шнуровки и т.д.;

3) рисование, раскраски, выполнение графических диктантов (заданий и упражнений) в тетради, лепка из глины, пластилина;

4) любой ручной труд.

В-третьих, четыре аспекта когнитивно-образовательной деятельности: окружающий мир; арифметика, математика, алгебра, планиметрия, стереометрия; связная речь, мышление; эрудиция, кругозор, профориентация.

Итак, опишем более подробно каждый аспект когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Первый аспектокружающий мир. Личность ребёнка самоопределяется в выборе наглядного дидактического материала, что очерчивает её круг интересов в данный момент. Следует заметить, что ориентация в личностно-интеллектуальной среде самообучения стимулируется значительно быстрее из-за имеющихся наглядных дидактических материалов и энциклопедий, которые в комплексе могут задействовать зрительный, слуховой, вкусовой, моторный (пальчиковый), тактильный и двигательный каналы восприятия.

Второй аспект Арифметика. Математика. Алгебра. Планиметрия (геометрические фигуры). Стереометрия (геометрические тела). Логика. Мышление.

В этой зоне дети знакомятся, закрепляют качества предметов: величину (размер), цвет, форму. Кроме того, они узнают и закрепляют «арифметическую прогрессию» и «геометрическую прогрессию» на конкретных Монтессори-материалах: «розовая башня», «коричневая лестница», «штанги», «дроби», «набор цилиндров» и на деревянных пазлах «больше и больше», «меньше и меньше», «набор треугольников», «набор квадратов», «набор прямоугольников», «набор кругов». Помимо этого, дети знакомятся и закрепляют название и контур геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник, овал, трапеция, параллелограмм, овал, эллипс.

Третий аспект – Связная речь за счёт изучения грамматики, лексики и фонетики русского (этнического) языка. Звуки для детей в возрасте от 2 до 4 лет: М, Б, П, Т, Д,Н, К, Г, Х и Ф. Звуки для детей в возрасте от 4 до 7 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Л и Р. Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Важно, чтобы дети умели:

  • выделять голосом в слове первый звук;
  • называть слова с заданным звуком;
  • употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного чисел;
  • правильно употреблять повелительные формы глагола: нарисуй, спой, напиши…;
  • обращать внимание на словообразование: хлеборезка, мороженица, самовар, сахарница, маслёнка …;
  • правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже: носков, варежек, ножниц, валенок, штанов …

Четвёртый аспект – Эрудиция. Кругозор. Профориентация.

          В данной зоне личностно-интеллектуальной среды самообучения выполняется словарная работа:

  • правильно употреблять антонимы для обозначения величины, цвета: большой – маленький; длинный – короткий; тёмный – светлый …;
  • Использовать обобщённые слова (категории): игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт…; подвиды: чайная, столовая, кухонная посуда.

Связная речь:

  • Пересказывать небольшие рассказы и сказки в ходе беседы;
  • Составлять небольшие рассказы об игрушке или по готовой картинке;
  • Находить ошибки художника.

Итак, в данной схеме представлена основная суть «Психологии школьной этнодидактики» — индивидуализация самообучающейся личности ребёнка в социализации в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения и саморазвития.