В данной статье речь пойдёт не только о семи ключевых проблемах низкого уровня качества школьного образования, но и обоснование причин их возникновения.

Творческое мышление

есть высшая ступень самостоятельности…

П.М. Эрдниев

Когда знаешь причины, легче устранить следствия.

Первая проблема — образовательная

Есть «Федеральные государственные образовательные стандарты», но нет личностно-интеллектуальной среды самообучения, предметно сегментированной набором дидактических материалов.

Несомненно, именно среда стимулирует ребёнка к определению познавательной (когнитивной) цели и использовать конкретные, им выбранные, дидактические материалы для удовлетворения собственной любознательности, пытливости детского ума.

Вторая проблема — педагогическая

20160321_090643Есть дипломированные педагоги, но только 3% из всего педагогического коллектива способны думать, самообучаться для собственного профессионального совершенства ради детей. Их, вековой давности, репродуктивный метод «Смотри, и делай как я» в форме фронтальной работы с классом заменяет следующие продуктивные методы сотрудничества с ребёнком:

  • Содействовать познавательным интересам ребёнка;
  • Наблюдать за ходом мыслей и последовательностью действий ребёнка;
  • Поощрять его выбор и правильность действий;
  • Руководить когнитивно-образовательной деятельностью, потому что педагогу ведомы образования: представлений, памяти, творческого воображения, грамотной речи и продуктивного мышления.

Третья проблема — семейная

2015-04-26 07-22-56 (2)Есть любящие и заботливые родители, дети и дипломированные педагоги, но нет грамотно организованного коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности.

  • Родители заняты поиском работы и зарабатыванием денег для своих детей. Они бы рады заняться обучением и развитием собственных детей, но как? Подойти к учителю, и признаться в собственной беспомощности? Но 97 % учителей – это модель «Мисс-красотки» на подиуме, «хозяйка сцены». Вот и уходят родители, подобно раку пятятся назад домой. Ни для кого не секрет, что родителями не рождаются, а ими становятся. Именно по этой причине педагогам необходимо помочь, направить родительскую заботу о ребёнке по правильному руслу. В настоящее время учителя, классные руководители вспоминают о родителях только тогда, когда надо внести родительский взнос, помочь в кабинете что-то поделать, сбор на экскурсии, выставки, концерты и т.д. Это очень грустно!
  • Педагоги. Их тоже можно понять чисто по-человечески, потому что в школе, в колледже и в вузе их обучают те же «хозяева ситуации», которые, в основной своей массе, увлечены «обдираловкой студентов», чаще унижают их чувства собственного достоинства. Они являются теми самыми красиво говорящими, занимающимися «водолейством» на пресловутых научных конференциях, и смотрящие долларовыми глазами на собравшуюся аудиторию студентов и учителей-слушателей. Думается, что непременно этот век самообмана рухнет, как карточный городок, но когда?
  • Дети. Настоящее эмоциональное, интеллектуальное и личностное развитие, в истинном смысле этого слова, приходится на возраст:
  1. От 2- х до 6-х лет, где должна полным ходом функционировать Программа начальной школы. Именно в этом возрасте закладываются базово-знаниевые компетенции: письмо, чтение и счёт.
  2. От 6- х до 9-ти лет – закладываются фундаментальные, академические знания, умения практического их применения и творческая реализация когнитивного и социокультурного опыта.
  3. От 9- ти до 12 лет (до пубертатного периода) – реализуется Программа средней школы. Потому что в подростковом периоде детям не до образования. Здесь-то, как раз, и будет ведущим видом деятельности – общение и конкуренция.
  4. От 12- ти до 16 лет — это период второго личностного перерождения ребёнка по принципу – Быть или не быть? В данном возрасте преобладает проективная когнитивно-образовательная деятельность. Центр тяжести развития приходится на творчество, инновации, интерактив, креатив. Вот, где надо играть, а не в дошкольном возрасте. Такая форма когнитивно-образовательной деятельности, как «Деловые игры», становится базовой по принципу – «Жизнь – это игра, а мы в ней актёры!» — таков принцип самообучения в этом возрасте. Именно в этом возрасте нужна некая репетиция перед выходом во взрослую жизнь.

Как часто бывает такое, что выдающиеся люди испытывают боль непонимания собственных детей, когда они полностью отдаваясь работе, не уделяли должного внимания собственным детям. Чего греха таить, и мы педагоги, заботясь о других детях, зачастую забывали про своих. В качестве примера можно привести ситуацию из жизни всемирно известного хирурга Николая Васильевича Склифосовского.

Четвёртая проблема – психологическая

Есть жёсткий контроль в виде ЕГЭ, ОГЭ, но нет должного конкурентоспособного  качества школьного образования.

Пресловутая «учебная деятельность» является, по сути своей, авторитарной, ограничивающей свободу выбора личности ребёнка. Она уже в корневой своей части предполагает «по умолчанию» отсутствие конструктивности в деятельности. В данной ситуации деятельность подразумевает «делание кого-то и чего-нибудь». Как правило, успешен тот ученик, который в точности воспроизводит красивую, теоретизированную речь учителя. Не потому ли сегодняшние преуспевающие бизнесмены, выдающиеся люди науки и техники – это вчерашние «троечники» и «двоечники» (А.Эйнштейн), самоучки (К.Э. Циолковский)?

И если мы ведём речь о когнитивно-образовательной деятельности, а не об «учебной деятельности», то это совсем не значит, что мы нашли панацею. Нет. Следует уточнить, что когнитивно-образовательная деятельность – это свободная творческая активность личности ребёнка, познающей окружающую действительность предметов, общественных и семейных событий, природных явлений и процессов, человеческих взаимоотношений. В ходе этого познания у личности ребёнка:

  • появляются, образуются некие формы мышления на основе концентрации и устойчивости внимания,
  • в виде представлений,
  • улавливания смысла, сути, содержания в виде выстроенной логической цепочки мыслей,
  • формирования мыслительной речи, как озвучивание идей в речевой деятельности, опирающейся на научных понятиях и терминах.

Пятая проблема – коммерческая

Есть частные школы, лицеи, гимназии, колледжи, вузы, но нет единого самообразовательного пространства, где фундаментом является личностно-интеллектуальный процесс самообучения всей триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности: педагогов, родителей и детей.

В частных школах родители, по сути своей, платят не за качество знаний и количество приобретённых навыков, составляющих содержание объёма опыта. Они платят за безопасность, за собственную свободу от ответственности за развитие личности ребёнка.

Все эти монетизированные (доходно-прибыльные) образовательные учреждения не решают главную задачу школьного образования – продуктивного, конструктивного взаимодействия родителей, педагогов и детей.

Как видим, многовековая ситуация басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука» остаётся неизменной, стабильной и несокрушимой формулой жизни.

Шестая проблема – личностная

2016-03-30 11-52-56Есть ребёнок, ученик, как объект воздействия и финансовой составляющей преподавания в школе, но нет самообучающейся личности, которая сама выбирает объект исследования, формы, методы и средства для осуществления личностно-интеллектуального процесса самообучения.

В личностно-интеллектуальной среде самообучающаяся личность ребёнка:

  • обогащает житейский словарный запас научными понятиями,
  • развивает творческое воображение,
  • формирует и развивает речевое мышление и мыслительную речь в диалоге с педагогом и сверстниками.

Седьмая проблема – межкультурная

БЛОКНОТ - Microsoft Word (Сбой активации продукта)Есть полиэтничная Российская Федерация, но нет синтеза и диалога этнических культур. В данном случае, речь идёт модели школьной этнодидактики на психологической основе детского развития.

Верный путь – это комбинация:

  • этнических традиций семейного воспитания подрастающего поколения,
  • анализ трилингвального словаря как гармоничного сочетания родного (этнического), русского (государственного) и английского (международного) языков,
  • статистического отслеживания результата эффективности личностно-интеллектуального процесса самообучения на каждом этапе динамики возрастного развития пытливой и творческой личности ребёнка.

Л.С. Выготский считал, что в возрасте от 0 до 18 лет – это РЕБЁНОК.

Ниже будут представлены ссылки моих одностраничных сайтов:

Заранее извиняюсь, что даты мероприятий перенесены на более поздние сроки, о которых я сообщу дополнительно. А также, получение электронных книг тоже перенесено.

Related posts: