До- и школьная этнодидактика как модель образования

Дошкольная и школьная этнодидактика является практической и продуктивной моделью преемственности школьного образования полиэтничной Российской Федерации

Причины «школьной неуспешности»
  • Низкий уровень компетентности взрослых в закономерностях триады развития школьников мешает: а) педагогу выстраивать образовательную траекторию конкретного школьника; б) родителю оценить реальную картину развития, а не завышать ничем необоснованные ожидания от ребёнка.
  • Несогласованность триады: психолого-физиологической, социокультурной (нарушение социализации школьника) и педагогической (дидактической) составляющих образования.
  • Отсутствие учёта факта языковой подготовки школьников из монокультурной среды, когда ограничение во времени приводит к стрессу, а значит, к ухудшению здоровья. Трудности в осмыслении, понимании и запоминании учебного материала.

Данные исследования наталкивают на размышления над проблемой школьной неуспешности детей из монокультурной среды, а именно, что не учитывается в процессе учебно-воспитательной работы с такими детьми.

Что не учитывается в учебно-воспитательном процессе?

особенности

Особенности этнической культуры

Думается, во-первых, не учитываются особенности этнической культуры: а) условия их жизни: законы выживания в экстремальных природно-климатических условиях жизни и их умение жить в гармонии с природой; б) соотнесённость смысла жизни: традиции семейного воспитания с жизненными потребностями, с окружающими реалиями; в) приближённость детских игр к практической направленности их жизнедеятельности.

Во-вторых, не учитывается педагогами: а) менталитет школьников, т.е. смысловые ориентиры, установленные конкретной этнической культурой (И. Г. Дубов, 1993); б) избирательность познавательной мотивации (интерес, эмоционально-волевая сфера); в) особенность общения в семье (уважительное общение между родителями и детьми).

ТРИАДА

триада

Психология школьной этнодидактики представляет собой три составляющие: межкультурную, межвозрастную и межпредметную.

Слагаемые личностно-интеллектуальной среды самообучения:

а) сознательное восприятие информации;

б) осознанное, осмысленное усвоение содержания информации;

в) самостоятельность и творчество личности ребёнка.

Искусство правильно мыслить

предполагает:

  • логическую последовательность,
  • стремление к истине,
  • интеллектуальную честность,
  • творчество,
  • смелость,
  • критичность,
  • самокритичность ума,
  • личностная неуспокоенность,
  • умение опереться на предшествующий опыт,
  • выслушать и принять другую сторону, если она права,
  • способность аргументированно отстаивать свои собственные убеждения и т.д. (А. А. Ивин, 1986).
Психолого-дидактические ориентиры:

а) мышление начинается с восприятия, заканчивается действием (В. В. Петухов, 1987);

б) синтез формирования математических понятий через житейский опыт школьника;

в) сознание как эмоциональная оценка действительности (А. Г. Спиркин, 1972);

г) повторение во времени, что организует экономное заучивание учебного материала (Г. Эббингауз, П. Радоссавлевич, А. Йост, А. Пьерон).

Психологические факты:

а) познание, когда учебный материал через практическое действие с реальными предметами (наглядно-действенное мышление), возможность наблюдать реальные объекты и познавать предметные действия, т.е. ручной интеллект (М. Доналдсон,1985);

б) мышление, когда образ предмета объединяет набор разнородных операций в целостную картину, расширяя сферу действия ручного интеллекта;

в) сознание, когда при сознательном запоминании и заучивании существенное значение приобретает рациональная организация первичного восприятия материала.

Этнодидактические принципы:

обложка этнопособия 001а) личный социальный опыт школьника — множество предметов, явлений и процессов из его окружающей действительности и образ-представление, включаясь в мыслительный процесс, выполняя в нём семантические функции, сам интеллектуализируется, т.е. насыщается семантическим интеллектуальным содержанием;

б) постепенность и преемственность в обучении – плавный переход от «житейских» понятий к «научным», т.е. диалектика психического, интеллектуального и личностного развития: от эмпирического мышления к абстрактному мышлению – к практическому, творческому мышлению;

в) развитие речи – формирование речевого мышления путём пояснения непонятных слов, словосочетаний, выражений, что чрезвычайно актуально для детей, живущих и развивающихся в определённой этнической социокультурной среде.

 

Один комментарий

Оставить комментарий
  1. I apologize for the late response to your comment. A generous thank you for the good review. I will soon lay out on the site of their own methods, accelerating the full development of the child's personality.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.