АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ ПШЭД

Каждая авторская методика имеет свою чёткую целевую структуру, технологию и сенсомоторные дидактические материалы в личностно-интеллектуальной среде самообучения с указанием возрастного отрезка саморазвития личности ребёнка.

А ведь ребёнок теряет не одно произведение —

он теряет себя

Мария Монтессори

Хочу сразу предупредить читателя о том, что методика — это огромный труд, калейдоскоп идей, когда что-то отметается, что-то корректируется, по сути, скульптурное ЭНЕРГОЗАТРАТНОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ педагога, который хочет помочь конкретному ребёнку самораскрыться, самоутвердиться, но сделать это тихо, незаметно для него.

Название методики сформулировано, благодаря определённой проблеме конкретного ребёнка. Я искренне благодарна моим 14 малышам, которые и определили название, место и роль конкретной методики всего лишь за 3 месяца существования Школы дошколят «Три-Л». Конечно, она, может быть, и сейчас функционирует, но не в том составе, не с теми «исследователями», и не по тем методикам, созданным для детского саморазвития.

Для меня большим событием являлось любое открытие ребёнка, которых за день было столько, что не всегда удавалось уловить «сияние падающей звезды». В этом плане чрезвычайно сложно наблюдать, а тем более, записывать результаты наблюдения. Вот тут-то приходилось фотографировать, чтобы потом в спокойной обстановке проанализировать.

Однако, когда педагог в процессе, у него нет возможности зафиксировать все ценнейшие моменты.

К большому сожалению, я не могу в рамках одной статьи выложить структуру и технологию всех методик, поэтому некоторые я представляю со структурой, некоторые с целерезультатной информацией, а некоторые — только с названиями, поскольку все они описаны в электронной книге «Авторские методики».

АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ
  1. Методика «Микроклимат». Личностно-интеллектуальная среда самообучения, когда порядок внешнего микроклимата порождает внутреннюю собственную организованность.
  2. Методика «Житейский опыт». Дидактический сенсомоторный материал из конкретной житейской ситуации.
  3. Методика «Индивидуализация». Свобода выбора предмета исследования и действий формируют самодисциплину и ответственность в возрасте от 2 до 6 лет.
  4. Методика «Речевой тандем». Данная методика способствует формированию навыков чтения в возрасте от 5 до 7 лет.
  5. Методика «Диалог».
  6. Методика «Интуиция» содержит в себе следующие методики:
  7. «Интуитивная категоризация» в возрасте от 2 до 6 лет.
  8. «Интуитивная классификация» в возрасте от 2 до 6 лет.
  9. «Интуитивный интеллект» в возрасте от 2 до 6 лет.
  10. «Интуитивное чтение» в возрасте от 2 до 6 лет.

Я считаю со всей ответственностью, исходя из многолетнего опыта, что в дошкольном возрасте и речи быть не может о том, что у дошкольника ведущей деятельностью является ИГРА. Нет и ещё раз НЕТ. Ведущей деятельностью может быть только спонтанная активность на базе ИНТУИЦИИ.

Именно по этой причине ребёнку надо давать правильные понятия. Например, «дробь», а не «доли»; «сумма», а не «сложение» и т.д. Если предмет горячий, острый и т.д., то так и надо говорить: «Это опасно!».

  1. Методика «Виртуоз».

Когнитивная цель развитие мелкой моторики и зрительно-слуховой сенсорики.

Образовательная цель – формирование целого в едином и единого в целом. Такое понимание окружающей реальности помогает ребёнку не зацикливаться на неудачах, когда он «сегодняшний» лучше, чем он «вчерашний». А также, чтобы он понимал, что научившись читать сегодня, он будет познавать МИР всю жизнь.

Дидактические средства:

  • Пианино.
  • Комод «Геометрические фигуры».
  • Орнаменты.
  1. Методика «Арифметическая прогрессия». Последовательность чисел. Счёт предметов с использованием цифры как знака числа в возрасте от 3 до 6лет.
  2. Методика «Математическая арифметика». Умение выполнять арифметические операции с использованием переместительного, сочетательного и распределительного законов сложения, вычитания и умножения от 5 до 6 лет.
  3. Методика «Звукобуквенный квадрат».

Когнитивная цель — формирование и развитие артикуляционного речевого аппарата. Формирование сенсомоторных навыков написания контура группы букв: гласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки в возрасте от 4 до 6 лет.

Образовательная цель – пополнение словарного запаса, определяющего объём активного словаря личности ребёнка, а развитие кисти рук способствует правильному формированию речевого мышления, интеллекта.

  1. Методика «Точечно-цифровые кубики». Точечно-цифровое сложение и вычитание в уме в возрасте от 5 до 7 лет.

Когнитивная цель – формирование и развитие счёта в пределах 10, 100 и 1000 а также с переходом через десятку. Дети заполняют свои «таблицы сложения», которые им пригодятся в процессе школьного обучения.

Образовательная цель – автоматизация счёта в уме способствует интенсивному счёту при решении текстовых задач, решении проблемных ситуаций в жизни.

  1. Методика «Социализация». Самоорганизация и самодисциплина в возрасте от 2 до 6 лет.
  2. Методика «Рукавичка». Мини-словарь ребёнка от 3 до 6 лет.

Когнитивная цель – умение рисовать контур руки, пользоваться ножницами для вырезания контура. Писать карандашом по словам, написанными педагогом прописными буквами: «левая рука», «правая рука».

Образовательная цель – развитие мелкой моторики, сенсорики, в ходе которых ребёнок, на уровне осознанности и осмысленности, отличает правую руку от левой руки. Чёткое определение доминанта левой или правой руки.

  1. Методика «Монета». Монетный размен способствует более осознанному счёту от 10 до 100; от 100 до 1000 и переходу через десяток в возрасте от 3 до 6 лет.

Когнитивная цель – формирование и развитие умений не только считать, но и выполнять арифметические действия: сложения (суммы), вычитания (разности), умножения (произведения) и деления (частного).

Образовательная цель – ребёнок может самостоятельно ходить в магазин, знать количество сдачи или недостающей суммы для приобретения объекта собственного интереса.

  1. Методика «Эрудит». Данная методика способствует пополнению объёма активного словаря ребёнка в возрасте от 3 до 6 лет.
  2. Методика «Целое и части» способствует формированию детализации целого в возрасте от 2 до 6 лет.

Когнитивная цель – формирование понятий, относящихся к определённой группе предметов, явлений, процессов, событий и межличностных отношений.

Образовательная цель – ребёнок на уровне осознанности и осмысленности воспринимает понятия: «категория», «класс», «группа», категоризируя их по размеру, форме, цвету, весу, «живое» и «неживое», «Что это?», «Кто это?», «Какой? Какая? Какое?», «Что делает?», «Что сделал?», «Что будет делать?». Перечисленные навыки помогают ребёнку придумывать: рассказы, стихи, переиначивать некоторые сказки, считалки, загадки.

  1. Методика «Проект». Авторский проект в возрасте от 5 до 7 лет.

Когнитивная цель – формирование умений излагать свои чувства, чаяния с помощью рисунка.

Образовательная цель – формирование умений представлять и формулировать конечную стратегическую цель, по достижении которой личность ребёнка планирует тактику конкретных действий.

Не скрою, если бы мне до апреля 2016 года кто-то сказал, что ребёнок в 6 лет 11 мес. будет грамотно излагать свои мысли, чётко и наглядно представлять презентацию своего проекта в виде «раскладушки» событий, то я бы не поверила ни за что.

Однако этот факт имеется. Нянечка мальчика в возрасте более двух лет с открытым ртом слушала рассказ-презентацию шестилетки Вари Ф. Если бы только она, её слушали все дети нашей разновозрастной группы от 1.8 до 7.7 лет.

  1. Методика «Задачник». Авторский ЗАДАЧНИК в возрасте от 6 до 7 лет.
  2. Методика «Словарик». Словарно-буквенная визуализация предметов, явлений, процессов, животного, водного и растительного миров и событий в возрасте от 2 до 6 лет.
  3. Методика «Рукомер». Измерения штангенциркулем, транспортиром, линейкой и дециметровыми штангами в возрасте от 3 до 6 лет.
  4. Методика «Меткий глаз». Зрительно-слуховая и тактильно-моторная ориентация в пространстве и во времени в возрасте от 4 до 6 лет.
  5. Методика «Конструкция». Логико-речевые навыки: наблюдения, сравнения, анализа и обобщения в возрасте от 3 до 6 лет.
  6. Методика «Дорога». Числовая ось в возрасте от 3 до 6 лет.
  7. Методика «Шахматные фигуры». Координатная плоскость в возрасте от 4 до 6 лет.
  8. Методика «Автор». Буквослоговая головоломка в возрасте от 4 до 6 лет.
  9. Методика «Дилемма». Арифметика длины, периметра, площади и объёма в возрасте от 4 до 7 лет.
  10. Методика «Гид». Звуковая словесность в картинках в возрасте от 2 до 6 лет.
  11. Методика «Портфолио». Когнитивно-образовательное ПОРТФОЛИО в возрасте от 3 до 7 лет.
  12. Методика «Рынок». Сюжетно-ролевая ситуация саморазвития в возрасте от 3 до 6 лет.
  13. Методика «Заштрихованный контур». Контурно-штриховой рисунок для развития мелкой моторики в возрасте от 2 до 6 лет.
  14. Методика «Тела». Стерео-планиметрическая ориентация при исследовании геометрических тел и фигур в возрасте от 2,5 до 6 лет.
  15. Методика «Резинка». Резиночный контур геометрических фигур в возрасте от 2 до 6 лет.
  16. Методика «Профессия». Если думаете, что именно в 9-ом и 11-м классах формируется профориентация, то Вы глубоко заблуждаетесь. Она формируется в возрасте от 4 до 7 лет.
  17. Методика «Авторская карта прописи».
  18. Методика «Арабеска».
  19. Методика «Верные друзья».
  20. Методика «Башмак».
  21. Методика «Калькулятор».
  22. Методика «Коммуникация».
  23. Методика «Матричный ящик».
  24. Методика «ТурбоМозг».
  25. Методика «АйронМэн».
  26. Методика «Финансист».
  27. Методика «АйронМэн».
  28. Методика «Самоучка».
  29. Методика «Скороговорка».
  30. Методика «Слог».
  31. Методика «Узелок».
  32. Методика «Лаборатория».
  33. Методика «Фруктовая композиция».
  34. Методика «Любознание».
  35. Методика «Щепотка».
  36. Методика «Эврика».
  37. Методика «Счётчик».
  38. Методика «Мастер».
  39. Методика «Мост».
  40. Методика «Часы».
  41. Методика «Читка».
  42. Методика «Говорящий круг».
  43. Методика «Самообслуживание».
  44. Методика «Мобильный алфавит».
  45. Методика «Полифония».
  46. Методика «Приёмник».
  47. Методика «Око».
  48. Методика «Анатомия».
  49. Методика «Кухня».

Кроме этой книги есть и другая книга, в которой описаны авторские методики для дошколят, принявших участие в психолого-этнодидактическом эксперименте на Таймыре в 2010-ом году.

Ради счастливого детства малышей я делюсь щедро со всеми своими наработками, ничего не утаивая.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.