Site icon etnorazum.ru

Бизнес-проект – Школа дошколят «Три – Л»

Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Бизнес-проект «Школа дошколят «Три – Л»» является практической реализацией принципов концепции «ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ», основанной на самообучении.

Ключевым моментом

является предоставление ребёнку времени,

чтобы он мог сделать паузу

М. Доналдсон

Значимый социокультурный бизнес-проект – Школа дошколят «Три — Л» направлен на обеспечение личностно-интеллектуального процесса самообучения: ребёнка, педагога и родителя.

Механизм самообучения

В результате реализации принципов психологии школьной этнодидактики создана ЛИСС, которая успешно запустила механизм самообучения триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности.

Результаты когнитивно-образовательной деятельности, собственно, и являются контролем и коррекцией их действий. А также системообразующей составляющей сфер когнитивно-образовательной деятельности, что предотвращает возникновение проблемы «школьной неуспешности», разрушающей личность ребёнка.

Без ограничения общности мы сможем считать, что также необходимо сосредоточиться на формировании речевого мышления  и мыслительной речи личности не только ребёнка, но и взрослых, которые несут ответственность за создание модели семьи.

Форматы самообучения педагогов и родителей

Естественно, в рамках социокультурного бизнес-проекта «Школа дошколят» запланированы :

Все эти форматы самообучения взрослых реализуют методологическую поддержку.

Ключевая задача социокультурного бизнес-проекта

Короче говоря, главнейшая задача заключается в том, чтобы:

  1. перестроиться,
  2. быстрее понять новый формат коммуникативно-регулятивного сотрудничества, основанного на диалоге,
  3. глубже проникнуть в проблему формирования и развития самообучающейся личности ребёнка.

В данных фотографиях читатели видят как:

  1. Дети сосредоточенно разглядывают и читают книжки, энциклопедии.
  2. с огромным удовольствием изучают дидактический материал;

Из этого следует, что они целиком и полностью поглощены процессом познания, самообучения, самообразования, саморазвития.

 

Понимаю, педагогам и родителям будет чрезвычайно сложно отказаться от привычки – создавать барьеры для ребёнка.

Полагаю, отказ от этой привычки – это лишиться ситуации «Кто в доме хозяин?».

Различия развития мышления и речи дошкольника и школьника

… мозг играет решающую роль в создании реальности…

Джон Кехо

Трудности связаны с началом школьного обучения, когда ребёнок, не познав процесс самообучения, подвергается педагогическому прессингу. Результат этого прессинга – определение ребёнка в класс, а то и в школу, где прибывают дети с диагнозом – задержка психического развития.

Дети, которые не умеют самообучаться, естественно, не справляются:

Более того, начиная с 5-ого класса, у детей наблюдается полная апатия, вызванная, сформированная в результате «школьной неуспешности», как результата горького, душещемящего ощущения поражения, неудачи, неосуществлённой надежды на успешное обучение, с которым связаны родительские ожидания.

Школьники среднего звена

Естественно, что эти пятиклассники, шестиклассники и т.д. представляют собой школьников, которые не имеют ни малейшего представления о структуре творческой когнитивно-образовательной деятельности.

Как-то раз, когда я провожала внука в 1-ый класс, вдруг услышала за спиной голос подростка: «Это пока он такой счастливый, а потом на своей шкуре испытает, что школа – это сущий ад! Радость сразу исчезнет!».

Действительно, уже после первой четверти внук всё чаще прибывал в состоянии тревоги, страха, и часто болел, что свидетельствует о наличии неуверенности в себе, обусловленной его думами об угрозе провала. Он чаще стал задавать вопросы: «А вдруг я не смогу? А вдруг я не научусь писать буквы, цифры, считать и читать быстро?» и т.д.

И что же со всеми этими проблемными моментами делать?

Необходимо:

  1. раскрыть значимость когнитивно-образовательной деятельности ребёнка.
  2. учёт особенностей формирования и развития самообучающейся личности ребёнка.
  3. создать необходимые условия:

Трудности абстрагирования в процессе школьного обучения

… мы могли бы изменить систему ценностей,

не отвергая значимости

интеллектуальных умений и навыков

М. Доналдсон

В российских общеобразовательных учреждениях школьное обучение ведётся на русском языке, который для многих детей является неродным.

Языковое восприятие

Характер восприятия другого языка в целом совершенно иной, поскольку другой язык построен на принципиально другом понимании природы усвоения языка.

Появление этнопособия самообучения математике, как нового средства, содержит в себе возможность преодоления неких интеллектуальных ограничений детьми из этнокультурной среды.

Общеизвестно, что ребёнок уже на ранних стадиях взаимодействует с мамой, говорящей на языке своей этнической культуры, что и определяет у ребёнка:

В качестве примера всему, что сказано выше, могу очередной раз представить детские диалоги.

Диалог еврейской девочки

В гости пришла тётя Бася.

— Симочка, — с порога спрашивает она у племянницы, — как себя чувствуют папа с мамой?

— У них плохо со зрением, — отвечает девочка.

— Почему ты так решила?

— Когда вы позвонили, папа сказал: «Видеть не могу эту зануду!» А мама говорит: «А я ещё больше!».

Диалог словацкого мальчика

— Папа, что такое басня?

— Это когда животные, ну, например, осёл и свинья, разговаривают так, как сейчас мы с тобой.

Диалог узбекского мальчика.

Однажды сын Каседа довёл своего отца до белого каления. Касед закричал на него:

— Если ты не будешь меня слушаться, я тебя проучу!

— Только попробуй, тебе же будет хуже, — ответил дерзкий мальчишка.

— Когда я говорю, что проучу, это значит, что прокляну тебя, — пояснил отец.

— Ну и что, а я сделаю то же самое, но похуже.

— Это как же?

— Да очень просто. Обойду все дома нашего квартала и вымажу глиной все пороги. Каждый, как будет выходить, поскользнётся и обязательно выругается: «Да будет проклят его отец!» Ну, а то, что ты мой отец, тебе хорошо известно.

Буквальное понимание житейской ситуации

Как видим, житейские ситуации, описанные выше, формируют у ребёнка способность понимать их буквально, и позволяют ему познать язык через активный процесс выдвижения и проверки собственной гипотезы.

Более того, если для европейского ребёнка язык представляет собой скорее формальную систему, то для азиатского ребёнка язык имеет смысловую особенность.

Следующий момент, на котором стоит заострить своё внимание, — это то, что детское мышление:

Трудности детского мышления

Как показала многолетняя практика преподавания в школе физики и математики, трудности у школьников возникают тогда, когда их мышление перестаёт оперировать теми понятиями, которые не подкреплены внутренним содержанием значимых событий. Это относится к формальной абстракции.

Всё сказанное предполагает далеко идущие следствия о способности ребёнка думать и рассуждать об объектах его мышления, вызывающих у него эмоциональное отношение:

Поэтому, для того, чтобы не прерывать процесс самообучения ребёнка, необходимо:

  1. приводить житейские ситуации,
  2. наглядно показать выход за пределы ситуативной конкретики,
  3. когда форма данного рассуждения, будучи логической структурой информации, рассматривается безотносительно.

Собственно говоря, данная технология личностно-интеллектуального процесса самообучения личности ребёнка наглядно и доступно излагается, иллюстрируется в этнодидактическом пособии «Занимательная математика для северян» из серии «Семейный репетитор».

Итак, в  неоднократно приведённом, в качестве примера, этнопособии самообучения математике интеллектуальная программа «Опорные сигналы» схематично отвлекает (абстрагирует) идею мышления, которая отрывается от житейской ситуации, в которой первоначально было сформировано детское мышление путём «житейских понятий» (Л.С. Выготский).

Активный словарь как тезаурус мозга

… мысли обладают собственной силой

Джон Кехо

Самосознание личности ребёнка складывается из таких слагаемых, как:

  1. мыслительная деятельность, порождённая звуками, словами, фразами;
  2. наблюдения за эмоционально впечатляющими предметами, явлениями, процессами и событиями, которые вызывают у ребёнка негативный или позитивный душевный отклик;
  3. общение, в процессе которого детский мозг пополняет словарный запас понятиями, образуя некий тезаурус для отбора нужных слов, выражений;
  4. взаимодействие, когда ребёнок может без слов, а только умениями распознавать жесты, расшифровывать и «читать» мимику, улавливать и мгновенно оценивать содержание взгляда;
  5. телевидение, когда детский развивающийся мозг манипулируется программами телепередач путём визуальных или звуковых воздействий. В этот момент мозг ребёнка находится в постоянном напряжении, в неестественном возбуждении, что заметно снижает степень концентрации внимания.

К большому сожалению, как доказано исследованиями Джейна Хили, телевидение способствует увеличению словарного запаса и расширению кругозора, но при всём этом позитиве наблюдается негатив – не развивается грамотная речь и способность структурировать информацию.

Вот чем отличается просто обучение ученика, учащегося от самообучения личности ребёнка:

  1. в процессе обучения ребёнок пассивен в мыслительных процессах: слушает, смотрит.
  2. В процессе самообучения личность ребёнка активно что-то делает:

Безусловно, телевидение «… меняет частоту электрических импульсов, блокируя активную умственную деятельность и создавая медленные (альфа) волны, при которых обычно отсутствует мыслительная активность» (Джейн Хили).

Кроме того, ребёнок, размышляя, всё время создаёт собственную реальность.

Ребёнок:

Итак, мы убеждаемся в том, что каждая мысль отражается в нашем внутреннем мире реальности и воздействует на него.

Есть над чем подумать!

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Exit mobile version