Пагубность школ-интернатов на Севере была исследована и доказана рядом научных исследований, но медленное разрушение личности ребёнка никто не может остановить.

Вся наша жизнь — постоянные упражнения в решимости

Мария Монтессори

Таймырские психолого-этнодидактические исследования школьников

img_1226Таймырские психолого-этнодидактические исследования школьников убеждают нас в том, что преемственность поколений в этнических группах Таймыра постепенно исчезает из-за отчуждения между родителями и детьми.

И в этом есть своё объяснение:

  1. обучение и воспитание в общеобразовательных учреждениях интернатного типа, где дети отвыкают от тех трудностей, которые надо преодолеть, чтобы выжить.
  2. отпадает мотивация к наблюдению за явлением природы, чтобы познавать мир птиц, зверей, рыб и насекомых, ведения традиционных видов хозяйствования.
  3. вне семьи невозможно сохранять гармонию отношений между поколениями, этнических традиций общественно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка.

Вот и получается, что вне этнокультурной среды жизнедеятельности слова и действия воспитателей, согласно утверждениям П.Ф. sas_2058: «… авторитетная истина при небольшом критическом анализе её оказывается весьма сомнительной» (П.Ф. Каптерев, 2005, с. 171).

В самом деле, социокультурный опыт ребёнка в условиях школы-интерната не востребован, а значит, не востребован его опыт когнитивно-образовательной деятельности, сила воли, которая у него сформировалась в ходе долгого и пристального внимания, прикованного каким-нибудь предметом, явлением, событием.

В интернате нет тех взрослых, которые на ночь расскажут интересные истории из жизни, сказки, в которых дети, как правило, видят окружающую действительность.

p-6Надо прямо сказать, педагоги школ-интернатов не особо себя утруждают объяснением воспитаннику, чем же отличаются смысл слова или понятия как субъективный характер мысли и значение как «…система объективных связей, стоящих за словом и потреблением субъекта эти связи отвечает» (Л.С. Выготский).

         Предмет психологии школьной этнодидактики, как научной концепции, определяет:

  1. понятийный аппарат,
  2. построение и проведение кратковременного формирующего эксперимента (наблюдения),
  3. схему анализа (прогноза),
  4. выбора коррекции.

По крайней мере, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности педагога, родителя и школьника определяет научное пространство психологии школьной этнодидактики, равно как и её теоретическую и практическую востребованность.

2016-02-12 10-18-01Серия наблюдений и результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре привели нас к следующим выводам:

  1. первым ключевым критерием мастерства этнопедагога-дидакта является грамотная организация когнитивно-образовательной деятельности детей в личностно-интеллектуальной среде самообучения. А для того, чтобы обеспечить качественное самообучение необходимо создать развивающее образовательное пространство:
  • медиатеку,
  • лаборатории развивающего характера,
  • интерактивный читальный зал, школьный дискуссионный клуб.

2015-12-27 14-20-15Кроме того, в этой личностно-интеллектуальной среде самообучения должны быть:

  • «рабочие листы самоконтроля»,
  • глоссарии, справочники и энциклопедии,
  • естественнонаучные лаборатории и мастерские по химии, физике, анатомии, математике, биологии, ботаники, зоологии, геометрии и т.д. для проведения разнообразных опытов и создания учебных моделей.
  1. основополагающий принцип этнопедагога-дидакта заключается в организации самоконтроля школьника, главной оценки собственных знаний. Каждый школьник должен иметь свою измерительную таблицу овладения самостоятельной когнитивно-образовательной деятельностью:
  • умение ставить научные опыты; писать эссе;
  • планировать и проводить проектно-исследовательскую работу; рефлексировать свои достижения в таблице «Мои достижения». Таблица описана в статье «Мысль. Язык. Культура»  http://etnorazum.ru/bez-rubriki/mysl-yazyk-kultura.html. В этой статье этнопедагог-дидакт может найти таблицу, где нужно себя оценивать в пятибалльной системе.
  1. этнопедагогу-дидакту необходимо следовать следующим задачам интеллектуального, психического и личностного развития самообучающейся личности школьника:
  • Организовать личностно-интеллектуальную среду самообучения, постоянно её обновлять и оптимизировать.
  • Проводить консультации школьников в ходе организации ими самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности в процессе проектно-исследовательских взаимодействий с взрослыми или сверстниками.
  • Формировать у школьников универсальные когнитивно-образовательные действия – личные компетенции самообучения, самоорганизации и самореализации. Эти компетенции должны быть зафиксированы в главном итоговом документе свободной когнитивно-образовательной деятельности школьника – портфолио, где будут находиться его мини-исследовательские работы, показатели динамики его развития в виде наглядных показателей интеллектуальной деятельности. А также заполненные листы самоконтроля, отчёты о проведённых опытах, фотографии изготовленных моделей и плакатов, конспекты по разным учебным дисциплинам, книжечки тематических глоссариев, диски с собственными презентациями, тематические эссе, тексты докладов на учебно-предметных семинарах, контрольно-измерительные тесты, рефлексивное обсуждение тех или иных общих образовательных тем.
  1. вторым ключевым критерием мастерства этнопедагога-дидакта является его умение обобщать свой педагогический опыт в виде:
  • написания научной статьи;
  • разработки этнодидактического пособия по любому школьному предмету;
  • разработки трилингвального словаря для школьников; разработки совместной проектно-исследовательской работы.

Собственный педагогический опыт любой учитель может оценить в пятибалльной системе в таблице, приведённой в той же статье «Мысль. Язык. Культура» по ссылке статьи:  http://etnorazum.ru/bez-rubriki/mysl-yazyk-kultura.html

Психические новообразования

DSC_0218Легко заметить, что самообучающаяся личность – это субъект когнитивно-образовательной, проявляющая творчески-исследовательскую активность, в ходе которой качественно изменяются психика, мышление, сознание ребёнка, о чём свидетельствует наличие новообразований.

Надо прямо сказать, что когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности школьника в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества с взрослыми развивает её:

  1. как  субъекта, познающего окружающий мир предметов, явлений и процессов его жизнедеятельности,
  2. как субъекта психологического познания человеческих отношений, житейских ситуаций, событий.

2016-01-25-13-27-48Психические новообразования – это способности детской психики воспринимать мир предметов, явлений, слов, межличностных отношений, эмоциональных событий, которые проявляются в качестве:

  • логической памяти,
  • произвольного (осознанного) внимание,
  • речевого мышления,
  • мыслительной речи.

Вот ещё одна авторская методика «Речевая гимнастика», которую можно представить в поэтапной структуре и технологично.

ПОЭТАПНОЕ

формирование речевого мышления

1-ый этап – чёткое произношение гласных, а затем и согласных.

На данном этапе необходимо пользоваться моим дидактическим материалом «Звуковой квадрат».

2-ой этап – развитие артикуляционного аппарата:

  • постановка звука →
  • произношение звука в слове→
  • разделение звука.

3-ий этап – формирование умений и навыков:

  • вслушивания в звучание слов,
  • слышать отдельные звуки в словах,
  • осознанно выполнять звукобуквенный анализ слова.

ТЕХНОЛОГИЯ

формирования речевого мышления

  • Произношение звука.
  • Графическая запись звука – прописная БУКВА по моей методике с использованием дидактического материала "Звуковой квадрат".
  • Составление слога по методике с использованием дидактического материала "Звуковой квадрат".
  • Составление слов: из трёх букв → четырёх букв → пяти букв и т.д., пользуясь тем же дидактическим материалом «Звуковой квадрат».
  • Составление простого предложения, которое необходимо поэлементно изобразить схематически: заглавная буква → количество прямоугольников (слов) → точка.

Все остальные методики и эта методика работы со «Звуковым квадратом» описаны в моих электронных книгах.

ДЕРЗАЙТЕ!!!