Что означает понятие «школа» в нашем понимании?

Школа «Три-Л» — это социокультурно, личностно, и интеллектуально организованное пространство самообучения в ходе когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка, где личность формируется по законам ПРИРОДЫ саморазвития.

Действовать согласно скрытым законам природы –

значит отдыхать

М. Монтессори

shkolnikiОбщеизвестно:

  • школа -  это учебное заведение для получения общего образования,
  • школа — это храм знаний, учреждение, где учатся учиться. Мы прекрасно знаем, что учиться — это копировать, воспроизводить информацию, алгоритм, показанный и проинструктированный учителем, но не осознанный, осмысленный с опорой на свой социокультурный опыт познания, исследования.

Для тех, кто с горечью вспоминает школу данное понятие ассоциируется:

  • с дисциплиной, которая делает ребёнка «серым пятном» общества,
  • с учителем-контролёром, который указывает только на ошибки ребёнка, опуская уровень самооценки как можно ниже,
  • полным непониманием педагога природы формирования и развития личности ребёнка
Мини — ГЛОССАРИЙ
  1. самообучение личности ребёнка в социуме, когда когнитивно-образовательная деятельность других детей стимулирует и мотивирует определённый порядок:
  • в практических действиях,
  • в индивидуальных рассуждениях,
  • в проявлениях характера как волевой, целенаправленной, спонтанно-поисковой программы действий.

2016-01-26-12-13-50Иначе говоря, самообучение — это не процесс копирования чужих мыслей, поступков, жизненных принципов, а процесс сортировки, фильтрации знаний, опыта, как чужих, так и своих.

Фундаментальным условием процесса самообучения является ДИАЛОГ , означающий двустороннее личностное общение и взаимодействие. Диалог в принципе не возможен без МОНОЛОГА. Если нет монолога, то нет и диалога, и обратно, если нет диалога, то нет и монолога.

  1. личностно-интеллектуальную психолого-возрастную цикличную программу саморазвития личности ребёнка, когда именно упорядоченная личностно-интеллектуальная среда самообучения стимулирует и позволяет ей:
  • личностно раскрыться в полной мере,
  • заложить мощную, интеллектуальную потенцию когнитивно-образовательной энергетической стратегии реализации самообучающейся личности.

2016-01-22-12-23-20Это тот самый случай, когда СТАТИКА подготавливает ДИНАМИКУ. На языке физики — взаимопереход потенциальной энергии в кинетическую, и обратно, кинетической энергии в потенциальную. Сама природа заложила такую ПРОГРАММУ развития, когда движение (динамика) не может быть без покоя, паузы (статика).

  1. индивидуализация самообучающейся личности ребёнка в ходе её социализации, которая достигается за счёт самоопределения в сферах жизнедеятельности.

Безусловно, самообучение личности ребёнка состоит из сбалансированной конфигурации, которая сочетает в себе два на первый взгляд, противоречивых качества:

  • психологическую устойчивость,
  • познавательную энергичность в достижении спонтанных, интуитивно-интеллектуальных целей.
Дошкольный возраст для формирования самообучающейся личности

Как показали исследования М. Монтессори, Ж. -Ж. Руссо, Ф.В. Фребель, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Л.С. Выготского, Ю. Фаусек, М. Доналдсон, Л.Н. Толстого, Я. Корчака, С. Соловейчика и др., в дошкольном возрасте формируется самообучающаяся личность ребёнка.

Результаты их исследований утвердительно доказали и  развили программу организации личностно-интеллектуального процесса самообучения семейной школы дошколят «Три-Л».

2016-01-18-11-57-29Именно самообучающаяся личность ребёнка представляет собой целостную личностную конфигурацию с участием:

  • родителей — семейный социум,
  • педагогов — школьный социум интуитивно-интеллектуального узла коммуникации.

Кроме того, личностно-интеллектуальный процесс самообучения дошкольника наглядно продемонстрировал, что  индивидуализация личности ребёнка возможна только в ситуации её социализации.

Индивидуализация дошкольника

Цель индивидуализации когнитивно-образовательной деятельности ребёнка состоит:

  • в наблюдении за ориентацией ребёнка в личностно-интеллектуальной среде самообучения, которая условно сегментирована согласно областям научных знаний,
  • в наблюдении за тем, какой сенсомоторный дидактический материал выбрал ребёнок,
  • в наблюдении за тем, в каком сегменте образовательного пространства определён круг интересов ребёнка для того, чтобы именно в эту сферу научных знаний можно было бы включить индивидуальную программу формирования базовых знаниевых компетенций: счёта, письма и чтения.

2016-01-26-10-16-52Поясню свой тезис. Например, пятилетняя Лаура К. искусно собирает конструкции. Тогда именно с помощью этого материала она обучается считать, записывать знаково и каллиграфично цифру, означающую количество деталей. Тут же включаются арифметические операции:

  1. сравнения — Каких деталей меньше? больше? На сколько больше? На сколько меньше? Как записать эту операцию?
  2. сложение - Сколько мелких и крупных деталей в конструкции?
  3. вычитание - Каких деталей больше? Каких деталей меньше? На сколько меньше?
  4. умножение — Вот три кучки: 5 жёлтых деталей, 5 зелёных деталей, 5 синих деталей. Сколько всего деталей? Лаура записала в мини-тетради: 5 + 5 + 5 = 15. Сколько раз складывали число «5» ? Лаура записала: 5 сложили 3 раза. После чего педагог переписал эту запись так: 5 х 3 = 15, и попросил эту запись прокомментировать. Вот так у ребёнка появилось новое понятие «умножение».

2016-01-20-10-58-11Далее, Лаура практиковалась сама столько, сколько ей хотелось.

Спустя час, я, как бы случайно поинтересовалась количеством арифметических действий, которые знает Лаура.

Деление

  • Лаура, подели, пожалуйста, честно 15 деталей мне, себе и Мише.
  • Лаура поделила.
  • Сколько деталей получилось у каждого, после того, как ты ЧЕСТНО поделила?
  • Затем, я записала: 15 : 3 = 5.

Вот так у Лауры появилось ещё новое понятие «деление».

А вот Миша М. увлекается темой «Солдаты-спецназы». Поэтому базовые знаниевые компетенции были сформированы на «солдатиках», с которыми он не расставался.

Следовательно, индивидуальная самоориентация ребёнка в личностно-интеллектуальной среде самообучения определяет внимание педагогов и родителей для того, чтобы конструктивно и грамотно объединить единые требования.

Между тем, именно единые педагогические требования способствуют тому, чтобы совместными усилиями претворить в жизнь стратегию саморазвития личности ребёнка.

Стратегия детского саморазвития

20160316_091823Только грамотно запланированная и пошагово организованная стратегия саморазвития личности ребёнка призвана мобилизовать её внутренние (личностные) резервы и упростить выполнение стоящей перед ней личностно-интеллектуальной задачи самореализации в процессе самообучения.

Однако эта стратегия определяет и тактику, которая должна постоянно корректироваться в результате вдумчивого наблюдения педагога за действиями и речевыми высказываниями конкретного ребёнка.

Кстати, родителям и педагогам следует запастись терпением, чтобы уметь наблюдать за действиями и озвучиванием мыслей вслух ребёнка с высоты своего социокультурного жизненного опыта.

Потому что без этого главного условия Программы формирования самообучающейся личности ребёнка и родителям, и педагогам будет гораздо сложнее.

Школьные социокультурные условия самообучения

2016-01-26-12-24-08Для усиления эффекта личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка необходимо соблюдать следующие семейно-школьные социокультурные условия:

  • Коммуникативно-регулятивное сотрудничество родителей, педагогов и детей.
  • Личностно-интеллектуальная среда самообучения с набором сенсомоторных дидактических материалов.
  • Стратегическая Программа когнитивно-образовательной деятельности всей триады её субъектов.

Цель Программы организации личностно-интеллектуального процесса самообучения  – не мешать личности ребёнка стремиться удовлетворить бессознательное тяготение к самообучению, самообразованию и саморазвитию.

День самообучения

 

Цель дня самообучения  – это сознание ребёнком того факта, что он победил себя!!!

2016-03-28 09-04-18Любой условно обозначенный научно-образовательный сегмент личностно-интеллектуальной среды самообучения за счёт внешнего воздействия сенсомоторных дидактических материалов  стимулирует и, тем самым, запускает механизм внутреннего саморазвития и проявления личности ребёнка.

Каждый сенсомоторный дидактический материал представляет собой объект исследования, заключающийся в понятии, которое надо повторять не один раз.

Но для повторения необходимо усвоить его на осознанном и осмысленном уровне.

Между тем, каждое повторение определённого упражнения является стимулом не только для личностного и интеллектуального, но и психического развития ребёнка.

При повторениях технологии самообучения с использованием дидактического материала ребёнок не просто овладевает  конкретным понятием, термином, но и развивает свой ум – умение мыслить, рассуждать, сомневаться, спорить на основе собственного мнения.

Ребёнок повторяет те или иные практические операции для удовлетворения собственной потребности в познании предметов, явлений, процессов, тем самым, саморазвиваться. Именно саморазвитие ребёнка:

  • дисциплинирует детский ум,
  • упорядочивает пошаговые знаниево-практические действия,
  • формирует и развивает самосознание его личности.
Самодисциплина в настоящем времени определяет УСПЕХ в будущем

2016-01-22-12-23-20Каждый ребёнок является самообучающейся личностью, преодолевающей условные пределы, границы своего возраста за счёт саморазвития, завоёвывая своё будущее в настоящем моменте.

Однако эти маленькие победы возможны только, если есть самодисциплина.

Как часто педагоги и родители заблуждаются в своих предположениях, будто ребёнок должен слепо следовать не только их словам, но поступкам.

В качестве примера можно привести высказывание родителя: «Я своим детям не разрешаю курить. Я им постоянно говорю о том, чтобы не курили, не смотреть на меня, потому что я – слабак, что трачу деньги на то, чтобы гробить свой организм. Я не могу бросить курить».

Вот он тот самый реальный и наглядный пример жизненного противоречия между словом и делом — «Не кури, не пей, но будь, как я!».

Не зря же в народе бытует поговорка: «Дурак любит учить, а умный — учиться».

По аналогии, можно перефразировать поговорку в ситуации учебно-воспитательного процесса формирования учебной деятельности: «Школьный учитель любит учить, а педагог самообучаться».