Детская креативность заключается в действиях ребёнка с опорой на его развитом воображении. Иногда умение наблюдать за действиями ребёнка приводит взрослого к инсайту в бизнесе.

Воображение сильнее опыта

Гастон Башлар

В книге на наглядном примере Школы «ТРИ-Л» раскрывается стратегическая программа когнитивно-образовательной активности личности ребёнка в процессе общения и взаимодействия педагогов и родителей.

Инсайт означает некое озарение, внезапную догадку, согласно определению, данному в Википедии.

Интеллектуальная творческая активность личности ребёнка формируется в ситуации решения логико-смысловой проблемы изменения потребностей и ценностей, а потому имеет отличительные способности:

  1. Оригинальность – способность по-новому взглянуть на предметы, явления, свойства и состояния.
  2. Восприимчивость – способность проявлять чувствительность к деталям, элементам, компонентам, житейским или научным противоречиям, неопределённости.

Детское воображение создаёт образы и смыслы, в реальности не существующие, когда личность ребёнка оказывается в ситуации осмысления чего-либо, но осознаёт жуткую нехватку знаний и способов, средств действия для познания предмета или явления, свойства или состояния. Личности ребёнка важно найти сходство предметов или явлений, чтобы прийти к созданию смыслового образа. Следовательно, она создаёт, формирует новые ассоциации по смыслу в ходе креативной когнитивно-образовательной деятельности, показателем креативности будет уровень оригинальности детской ассоциации.

Более того, в своей педагогической практике я применяла метод ассоциации:

  1. для формирования и развития памяти. Цель — запомнить слова: линейка, утюг, машина, тарелка, кровать, тапочки, расчёска, кран.
  2. для формирования беглого чтения.
  3. для формирования понятийной гибкости мышления.
  4. для проявления оригинальности запоминания, основанной на необычных сравнениях.
  5. для проявления конструктивной активности при рассмотрении разнообразии признаков.

Педагогу-стратегу необходимо владеть приёмами развития детского интеллекта таких, как:

  1. «Мозговой штурм».
  2. «На что это похоже».
  3. «Сравни несравнимое.
  4. «Возможное в невозможном».
  5. «Совмести несовместимое».
  6. «Найди единое в многообразии».
Знаниевые компетенции личности ребёнка

Ум освещает путь воле,

а воля повелевает действиями

Ян Амос Коменский

Чтобы знать, личность ребёнка должна понимать, а чтобы понимать, ей необходимо узнать, а для этого она, непременно, воспользуется багажом своего житейского социокультурного опыта восприятия объективной реальности. © З.Н. Ичин-Норбу.

Они отражаются в процессе обобщения ассоциаций при индивидуальном раскрытии смысла многозначных понятий.

Следовательно, социокультурный опыт личности ребёнка в результате своей уникальности отражает её «активный» словарь.

В этом плане в ТРИЗ-теории хорошо отработан «алгоритм формулирования определения многозначных понятий» (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, 2000, с.303):

  1. Записать понятие, которому необходимо дать определение.
  2. Записать в столбик имена существительные, возникающие по принципу свободных ассоциаций от определяемого понятия (2-3 мин).
  3. Выбрать из полученного списка те 2-3, которые наиболее точно отражают суть определяемого понятия.
  4. Сформулировать определение выбранного понятия, используя выбранные слова в качестве ключевых слов.
  5. Обсудить несколько формулировок в группе, акцентируя внимание на существенных и несущественных признаках определяемого понятия.
  6. Сформулировать обобщённое определение понятия на основе озвученных формулировок при обсуждении.

Авторы приводят в качестве примера понятия «мышление» и «культура»

Мышление: проблема, логика, вопрос, интуиция, правила, успех, самостоятельность, эрудиция, решение.

Выбранные слова: проблема, самостоятельность и решение. Определение: Мышление – это процесс самостоятельного решения.

Культура: искусство, воспитание, эрудиция, вежливость, образование, красота, умение, грамотность, речь, доброжелательность.

Выбранные слова: воспитание, умение, красота.

Определение: Культура – это результат направленных действий для достижения определённого уровня умения и ощущения красоты этого уровня (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, 2000, с.305).

Культура – это результат воспитания и образования (в моей трактовке).

ЗНАНИЕВЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ КОД

Человек воспитывается для свободы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА — это личностная активность ребёнка в результате его самоопределения в предметном содержании новых знаний и нового опыта их восприятия. © З.Н. Ичин-Норбу.

В личностно-интеллектуальном пространстве детского саморазвития в распоряжении всех субъектов когнитивно-образовательной деятельности целый набор функций для обеспечения процесса самообучения.

Дидактические материалы для организации процесса самообучения в качестве первоклассных инструментов ждут когнитивно-образовательных действий личности каждого ребёнка.

Кстати, предметно-содержательный сегмент личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития представляет собой самое оптимальное местоположение для процесса самообучения.

Однако педагог-стратег скромно и ненавязчиво позволяет личности ребёнка самостоятельно ориентироваться в наборах дидактических материалов в зависимости от индивидуальных потребностей и даже настроения.

Возможности личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития соответствуют программе самообучения, знаниевый запас которой всегда удивляет каждого субъекта когнитивно-образовательной деятельности.

Индивидуальность есть оригинальность личности

Воспитание — дело совести,

образование — дело науки ...

Виктор Маги Гюго

Психика личности ребёнка познаётся и проявляется в когнитивно-образовательной деятельности в сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия. © З.Н. Ичин-Норбу.

Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка – это совокупность интеллектуальных действий, проявления эмоциональных и волевых усилий, направленных на формирование знаниевых компетенций. © З.Н. Ичин-Норбу.

Функции общения личности ребёнка

Воспитание должно

создавать личность с самостоятельной инициативой,

с критическим отношением ко всему окружающему

Владимир Михайлович Бехтерев

Этнопедагогом-стратегом я называю тех педагогов, которые образовательные программы адаптирую под условия конкретной этнорегиональной средой детского саморазвития. ©З.Н. Ичин-Норбу.

Естественно, педагогу-стратегу необходимо знать и помнить о видах функций общения и взаимодействия личности ребёнка, поскольку именно этой функциональной системы коммуникации нет в педагогической деятельности не только в традиционных, но и в частных школах, гимназиях и лицеях.

  1. Контактная – проявление односторонней активности.
  2. Информационная – обмен сообщениями и мнениями.
  3. Побудительная – стимулятор активности.
  4. Координационная – взаимная ориентация, основанная на уважении и доверии.
  5. Понимания – правильное восприятие и оценка смысла сообщения.
  6. Амотивная – обмен эмоциями.
  7. Установления отношений – осознание своей роли в ходе общения и взаимодействия.
  8. Оказания влияния – переориентация смысловых образований, модели мышления и поведения.
Легко ли обучать детей?

Чтобы обучать другого требуется больше ума,

чем, чтобы научиться самому

М. Монтень

Многолетний педагогический опыт работы с детьми разного возраста показывает, что в традиционной школе выполняются худо или бедно такие функции обучения, как:

  • формирование знаний, умений и навыков;
  • формирование мировоззрения;
  • профориентирование.

Однако слабо или формально выполняются такие функции, как:

  1. развитие личности и самостоятельного мышления;
  2. подготовка к непрерывному образованию;
  3. креативность — непрерывное саморазвитие личностных качеств и интеллектуальных способностей.

Необходимо этнопедагогу-стратегу знать и помнить о том, что обучающее воспитание является семейным с опорой на этнические традиции семейного и этнопсихологического воздействия на подрастающее поколение.