Почему воображение ребёнка сильнее опыта взрослого
Детская креативность заключается в действиях ребёнка с опорой на его развитом воображении. Иногда умение наблюдать за действиями ребёнка приводит взрослого к инсайту в бизнесе.
Воображение сильнее опыта
Гастон Башлар

В книге на наглядном примере Школы «ТРИ-Л» раскрывается стратегическая программа когнитивно-образовательной активности личности ребёнка в процессе общения и взаимодействия педагогов и родителей.
Инсайт означает некое озарение, внезапную догадку, согласно определению, данному в Википедии.
Интеллектуальная творческая активность личности ребёнка формируется в ситуации решения логико-смысловой проблемы изменения потребностей и ценностей, а потому имеет отличительные способности:
- Оригинальность – способность по-новому взглянуть на предметы, явления, свойства и состояния.
- Восприимчивость – способность проявлять чувствительность к деталям, элементам, компонентам, житейским или научным противоречиям, неопределённости.
Детское воображение создаёт образы и смыслы, в реальности не существующие, когда личность ребёнка оказывается в ситуации осмысления чего-либо, но осознаёт жуткую нехватку знаний и способов, средств действия для познания предмета или явления, свойства или состояния. Личности ребёнка важно найти сходство предметов или явлений, чтобы прийти к созданию смыслового образа. Следовательно, она создаёт, формирует новые ассоциации по смыслу в ходе креативной когнитивно-образовательной деятельности, показателем креативности будет уровень оригинальности детской ассоциации.
Более того, в своей педагогической практике я применяла метод ассоциации:
- для формирования и развития памяти. Цель — запомнить слова: линейка, утюг, машина, тарелка, кровать, тапочки, расчёска, кран.
- для формирования беглого чтения.
- для формирования понятийной гибкости мышления.
- для проявления оригинальности запоминания, основанной на необычных сравнениях.
- для проявления конструктивной активности при рассмотрении разнообразии признаков.
Педагогу-стратегу необходимо владеть приёмами развития детского интеллекта таких, как:
- «Мозговой штурм».
- «На что это похоже».
- «Сравни несравнимое.
- «Возможное в невозможном».
- «Совмести несовместимое».
- «Найди единое в многообразии».
Знаниевые компетенции личности ребёнка
Ум освещает путь воле,
а воля повелевает действиями
Ян Амос Коменский

Чтобы знать, личность ребёнка должна понимать, а чтобы понимать, ей необходимо узнать, а для этого она, непременно, воспользуется багажом своего житейского социокультурного опыта восприятия объективной реальности. © З.Н. Ичин-Норбу.
Они отражаются в процессе обобщения ассоциаций при индивидуальном раскрытии смысла многозначных понятий.
Следовательно, социокультурный опыт личности ребёнка в результате своей уникальности отражает её «активный» словарь.
В этом плане в ТРИЗ-теории хорошо отработан «алгоритм формулирования определения многозначных понятий» (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, 2000, с.303):
- Записать понятие, которому необходимо дать определение.
- Записать в столбик имена существительные, возникающие по принципу свободных ассоциаций от определяемого понятия (2-3 мин).
- Выбрать из полученного списка те 2-3, которые наиболее точно отражают суть определяемого понятия.
- Сформулировать определение выбранного понятия, используя выбранные слова в качестве ключевых слов.
- Обсудить несколько формулировок в группе, акцентируя внимание на существенных и несущественных признаках определяемого понятия.
- Сформулировать обобщённое определение понятия на основе озвученных формулировок при обсуждении.
Авторы приводят в качестве примера понятия «мышление» и «культура»
Мышление: проблема, логика, вопрос, интуиция, правила, успех, самостоятельность, эрудиция, решение.
Выбранные слова: проблема, самостоятельность и решение. Определение: Мышление – это процесс самостоятельного решения.
Культура: искусство, воспитание, эрудиция, вежливость, образование, красота, умение, грамотность, речь, доброжелательность.
Выбранные слова: воспитание, умение, красота.
Определение: Культура – это результат направленных действий для достижения определённого уровня умения и ощущения красоты этого уровня (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, 2000, с.305).
Культура – это результат воспитания и образования (в моей трактовке).
ЗНАНИЕВЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ КОД
Человек воспитывается для свободы
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА — это личностная активность ребёнка в результате его самоопределения в предметном содержании новых знаний и нового опыта их восприятия. © З.Н. Ичин-Норбу.
В личностно-интеллектуальном пространстве детского саморазвития в распоряжении всех субъектов когнитивно-образовательной деятельности целый набор функций для обеспечения процесса самообучения.
Дидактические материалы для организации процесса самообучения в качестве первоклассных инструментов ждут когнитивно-образовательных действий личности каждого ребёнка.
Кстати, предметно-содержательный сегмент личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития представляет собой самое оптимальное местоположение для процесса самообучения.
Однако педагог-стратег скромно и ненавязчиво позволяет личности ребёнка самостоятельно ориентироваться в наборах дидактических материалов в зависимости от индивидуальных потребностей и даже настроения.
Возможности личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития соответствуют программе самообучения, знаниевый запас которой всегда удивляет каждого субъекта когнитивно-образовательной деятельности.
Индивидуальность есть оригинальность личности
Воспитание — дело совести,
образование — дело науки ...
Виктор Маги Гюго
Психика личности ребёнка познаётся и проявляется в когнитивно-образовательной деятельности в сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия. © З.Н. Ичин-Норбу.
Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка – это совокупность интеллектуальных действий, проявления эмоциональных и волевых усилий, направленных на формирование знаниевых компетенций. © З.Н. Ичин-Норбу.
Функции общения личности ребёнка
Воспитание должно
создавать личность с самостоятельной инициативой,
с критическим отношением ко всему окружающему
Владимир Михайлович Бехтерев

Этнопедагогом-стратегом я называю тех педагогов, которые образовательные программы адаптирую под условия конкретной этнорегиональной средой детского саморазвития. ©З.Н. Ичин-Норбу.
Естественно, педагогу-стратегу необходимо знать и помнить о видах функций общения и взаимодействия личности ребёнка, поскольку именно этой функциональной системы коммуникации нет в педагогической деятельности не только в традиционных, но и в частных школах, гимназиях и лицеях.
- Контактная – проявление односторонней активности.
- Информационная – обмен сообщениями и мнениями.
- Побудительная – стимулятор активности.
- Координационная – взаимная ориентация, основанная на уважении и доверии.
- Понимания – правильное восприятие и оценка смысла сообщения.
- Амотивная – обмен эмоциями.
- Установления отношений – осознание своей роли в ходе общения и взаимодействия.
- Оказания влияния – переориентация смысловых образований, модели мышления и поведения.
Легко ли обучать детей?
Чтобы обучать другого требуется больше ума,
чем, чтобы научиться самому
М. Монтень
Многолетний педагогический опыт работы с детьми разного возраста показывает, что в традиционной школе выполняются худо или бедно такие функции обучения, как:
- формирование знаний, умений и навыков;
- формирование мировоззрения;
- профориентирование.
Однако слабо или формально выполняются такие функции, как:
- развитие личности и самостоятельного мышления;
- подготовка к непрерывному образованию;
- креативность — непрерывное саморазвитие личностных качеств и интеллектуальных способностей.
Необходимо этнопедагогу-стратегу знать и помнить о том, что обучающее воспитание является семейным с опорой на этнические традиции семейного и этнопсихологического воздействия на подрастающее поколение.