Детский интеллект формируется в семейной микросреде, границы интеллекта личность ребёнка продолжает расширять самостоятельно в социокультурно-средовом окружении.

Сделай счастливыми тех,

кто рядом,

и дальние придут к тебе

Китайская мудрость

ПРОЦЕСС САМООБУЧЕНИЯ

Процесс самообучения будет эффективным, если будут разработаны методы самообучения. © З.Н. Ичин-Норбу

Думаю, ещё чуть-чуть и личностно-интеллектуальный процесс самообучения будет на пике востребованности быстро меняющегося современного мира материальных предметов, явлений, процессов, межличностных отношений, переломных событий.

Естественно, процесс самообучения личности ребёнка и взрослого существует тысячелетиями, таким образом, он прошёл испытание временем. Следовательно, регулярное самостоятельное обучение позволяет личности ребёнка поддержать все функции мозга в активном состоянии.

Более того, практика самообучения незаменима в особенности в возрасте от 1г до 6 лет, когда у ребёнка идёт семимильными шагами предметно-содержательное накопление постоянно обновляемых знаний и опыта их применения в житейской практике.

Между тем, личность ребёнка, знающая и умеющая МНОГО, имеет волевую основу характера и эмоциональную уравновешенность.

В книге «Детский интеллект — результат социализации» я поставила цель рассмотреть проблему формирования и развития детского интеллекта через призму своего многолетнего педагогического опыта работы с детьми с 3 до 18 лет.

Более того, понятия «Детский интеллект» и «Детское саморазвитие» связаны между собой по принципу причинно-следственной связи.

Детское саморазвитие – это поступательное и постепенное изменение личности и её интеллекта в течении времени в ходе когнитивно-образовательной активности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

Именно по этой причине для детей необходимо создавать личностно-интеллектуальное пространство саморазвития, в котором личность ребёнка выбирает свой предметно-содержательный сегмент с набором сенсомоторных дидактических материалов + мини-библиотека.

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВА САМОРАЗВИТИЯ

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития имеет собственные особенности:

1-ое условие – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ личности ребёнка, когда она самостоятельно выбирает объект исследования – детский интерес.

2-ое условие – ИССЛЕДОВАНИЕ личности ребёнка, когда она многократно выполняет одни и те же движения – детская мотивация.

3-е условие – ОТКРЫТИЕ личности ребёнка, когда она вдруг осознаёт принцип действия, овладевает этим принципом – детская реализация цели.

4-е условие – ТВОРЧЕСТВО личности ребёнка, когда она сама придумывает что-то новое, комбинирует несколько фрагментов и получает что-то новое, так самостоятельно развивает собственное конструкторское воображение.

Если в психологической и педагогической литературах пишут о том, что только у школьника есть мотивация, то в этом авторы глубоко ошибаются, поскольку у личности ребёнка дошкольного возраста тоже есть мотивация, но на интуитивном уровне. А как же иначе познавать окружающий мир предметов, явлений и процессов?

Единственное, чем отличается мотивация дошкольника от школьника – это объёмом предметно-содержательного житейского, социокультурного опыта восприятия окружающей действительности.

МОМЕНТЫ САМОРАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

1-ый момент – ориентация в окружающей предметной среде: рост и физическое созревание, что нарушается в детских садах, когда ребёнку не разрешается бегать, прыгать и общаться с помощью предмета в сюжетно-ролевой ситуации саморазвития, поскольку детей «приковывают» то к столам для занятий, то к компьютеру в видео-уроками. Следовательно, необходима двигательная активность личности ребёнка с её передвижением в пространстве и во времени.

2-ой момент – свойства детской психики, когда у личности ребёнка формируется и развивается чувственный опыт: тактильный, зрительный, слуховой, моторный.

3-ий момент – 1-ый и 2-ой моменты подготавливают третий – формирование обобщающей функции детской речи, когда слово означает не только предмет, но и действие в окружающей действительности. Ключевым моментом является то, что слово должно быть эмоциональным регулятором поведения в ходе общения и взаимодействия. Так личность ребёнка в дошкольном возрасте подготавливает фундамент интеллекта – чувственно-двигательный опыт приобретения знаниевых компетенций в ходе прохождения стадий саморазвития: опыт действия → опыт образа предмета и действия в слове, когда она абстрагируется от среды.

4-ый момент – формирование внутреннего плана действий как средство регуляции собственным поведением и самоконтроля с основой на содержательную сторону мыслительно-речевой активности. Если у личности ребёнка скудный житейский социокультурный опыт, то ей трудно сформировать абстрактно-логическое мышление. Следует уточнить состав житейского социокультурного опыта личности ребёнка:

  • Размер.
  • Форма.
  • Цвет.
  • Текстура.
  • Вес.
  • Мягкость и твёрдость.
  • Запах.
  • Вкус.

В данной книге я описала только свои методики по программе детского саморазвития личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу

В моих авторских методиках есть целый набор по развитию сенсомоторного опыта в зависимости от доминирования того или иного сенсомоторного канала восприятия.

Следует также уточнить, что в основе концентрации детского внимания лежит зрительно-двигательная координация личности ребёнка, именно по этой причине в спортивном зале Школы «ТРИ-Л» детей мы обучали двигаться:

  • По прямой линии, удерживая равновесие тела.
  • По кругу, при этом дети осознанно воспринимают такие понятия, как: «целый круг», «половина круга», «треть круга», «четверть круга».
  • По эллипсу.
  • По диагонали.
  • По спирали.
  • Точечно.
  • Движение с Запада на Восток, когда дети чётко осознают правую и левую руки.
  • Движение с Севера на Юг, когда дети чётко осознают перед – лицевая часть и зад – задняя часть.
  • Манипуляции с мячом развивают моторику глаз и хватательный механизм.
  • Во время прыжков, ходьбы и бега дети постоянно ведут прямой и обратный счёт ряда натуральных чисел.

Школа «ТРИ-Л» означает школу трёх личностей: педагога, родителя и ребёнка.© З.Н. Ичин-Норбу

Итак, дети в нашей Школе «ТРИ-Л» комплексно развивают собственные зрительно-двигательные координации в пространстве с слухоречевыми восприятиями команды профессионального педагога по физической культуре. Личность ребёнка, таким образом, обогащает словарный запас в конкретных действиях, когда формируется собственная программа конкретных действий. Например,

  • По команде педагога они должны передвигаться от Севера к Югу или наоборот.

— Га-га-га – говорит физрук.

Дети передвигаются гусиными шагами, подражают гусям.

— Кря-кря-кря – говорит физрук.

Дети изображают утят.

— Мяу-мяу — говорит физрук.

Дети передвигаются мягкими кошачьими шагами.

Так личность ребёнка через подражание самостоятельно в детском коллективе развивает собственный сенсомоторный опыт, пополняя словарный запас.

ДЕТСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

Программа действий, стимулирующих формирование и развитие детских новообразований:

1-ый этап – он слышит и проговаривает вслух слово, слуховая и речевая моторика обобщаются в конкретном слове.

2-ой этап – представляет в уме образ слова, развивает воображение, манипулируя словом в умственном плане.

3-ий этап – в движении реализует это слово, действенно воображая.

Слово – образ – движение

Стратегия программы детского саморазвития реализуется тактикой организации когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

В сюжетно-ролевой ситуации личность ребёнка самостоятельно обучается:

  1. Абстрагироваться от предметов или профессий, когда число кубиков или «чипс» могут означать количество:
  • Людей.
  • Зверей.
  • Растений.
  • Фруктов.
  • Овощей.
  • Транспорта.
  • Мебели.
  • Одежды.
  • Обуви.
  • Птиц.
  • Домашних животных.
  • Кораблей.
  • Морей.
  • Рек.
  • Океанов.
  • Озёр.
  1. Знаково-символическая функция детской речи формируется в процессе абстракции, умственного отвлечения от конкретного предмета, способствующих формированию понимания речевого и текстового условия школьных задач и алгебраических формул. Дети в нашей Школе «ТРИ-Л» с удовольствием выполняют графический диктант, благодаря грамотной пространственно-двигательной координации. Например,
  • По порядку рассчитайсь.
  • Первые номера стоят на месте, а вторые номера делают два шага вперёд, образуя второй ряд.
  • Первый ряд сделать три шага влево.
  • Второй ряд сделать три шага вправо.
  1. Мини-библиотека в каждом предметно-содержательном сегменте личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития играет ключевую роль в формировании абстрактного мышления и речевой функции письма, счёта и чтения, что в совокупности и есть синтетический процесс саморазвития детского интеллекта.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Процесс самообучения не может возникнуть без определённого стимула, который имеет многофакторный характер воздействия на детский ум. © З.Н. Ичин-Норбу.

К потенциальным способностям личности ребёнка относится:

  1. Двигательная способность:
  • Владение телом в пространстве.
  • Развитые крупная и мелкая моторики.
  1. Речевая способность:
  • Артикуляция.
  • Активный словарь.
  • Речевое мышление.
  • Мыслительная речь.
  1. Предметно-содержательная способность к действиям:
  • Наблюдать.
  • Сравнивать путём сопоставления.
  • Манипулировать предметами в реальности.
  • Манипулировать их образами в умственном плане.
  1. Способность логически мыслить:
  2. Способность проявлять живое воображение — создавать сюжетно-ролевую ситуацию действий с предметами, принадлежащими людям конкретной профессии или представителям животного, водного и растительного мира.
  3. Произвольность действий:
  • Планирование последовательность собственных действий для достижения конкретной цели, проявляя волевые усилия и концентрацию внимания.
  • Прогнозирование результата и их последствий.
  1. Социокультурная способность:
  • Общение.
  • Взаимодействие в команде.
  1. Самообучаемость — собственная когнитивно-образовательная инициатива в действиях личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.
ДЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Ребёнок в тундре очень рано становится самостоятельным. Благодаря своей самостоятельности он начинает говорить рано. Здесь немаловажную роль играет и физическая культура личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

Смею заметить, что физическая культура личности ребёнка в возрасте от 1 года до 6-7 лет имеет свою природную особенность, поскольку опорно-двигательный аппарат начинает только формироваться, одной из основных функций которого является перемещение тела в пространстве, включая скелет как костную систему и систему скелетных мышц.

В нашей Школе «ТРИ-Л» мы старались уделить пристальное внимание детскому скелету, задача которого заключается в защите жизненно важных органов, крупных сосудов и нервных сплетений от внешних средовых факторов детской жизнедеятельности. Так:

  • Череп защищает головной мозг, органы зрения и слуха, чрезвычайно важных для каналов детского восприятия окружающей действительности.
  • Позвоночник, движение которого является результатом работы многочисленных комбинированных суставов между позвонками.

В этой связи в ходе утренней зарядки, «речевой зарядки» дети выполняли наклоны, сгибание и разгибание рук и ног, а также скручивание.

Разумеется, движение детей играет немаловажную и даже первостепенную роль в формировании детского интеллекта, поскольку работа мышц – это необходимое условие детской физической работоспособности.

Наравне с физической тренировкой детского тела, мы уделяли ключевое внимание на принцип правильного дыхания.

Грамотная организация физической культуры играет огромную роль в формировании и развитии детского интеллекта. © З.Н. Ичин-Норбу.

Следует заметить, что грамотно организованные занятия физической культурой в Школе «ТРИ-Л» имели положительные эффекты, поскольку способствовали развитию детского организма:

  • Сформированию и сохранению правильной осанки ребёнка.
  • Повышению эмоционально-волевого качества личности ребёнка.
  • Приобретению ясности детского мышления.
  • Снятию умственной и физической усталости.
  • Сохранению функционального состояния детского позвоночника.

Кроме того, в ходе подвижных игр у детей активизируется мыслительная деятельность, пространственно-временная координация движений, детской смышлёности, высокая концентрация внимания.

Дети особенно любили играть в подвижные игры:

  • «Волк и козлята».
  • «Гуси-Гуси».
  • «Охотник и утки».
  • «Оленевод и аргиш».
  • «На лугу пасутся ко…».
  • «Зоопарк».
  • «Зелёное поле».
  • «Море волнуется раз …».
  • «Каравай».
  • «Золотые ворота».
  • «Солнечные часы» и т.д.

Итак, грамотно разработанная программа формирования физической культуры детей дошкольного возраста способствует формированию силы детского интеллекта, поскольку:

  1. Личности ребёнка придаёт уверенности в себе.
  2. Повышает стрессоустойчивость личности ребёнка.
  3. Тренирует чувство равновесия.
  4. Координирует движение тела, глаз и слуха.
ВИДЫ ДЕТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Генеральная идея дня чётко определяет вектор саморазвития личности каждого ребёнка. © Зоя Николаевна Ичин-Норбу.

Думаю, в условиях учебно-воспитательного процесса школьного воспитания сложно педагогу отследить вид интеллекта конкретного школьника, но в условиях личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития виды интеллекта каждой личности ребёнка легко сканируется опытным педагогом-стратегом. Итак, напоминаю виды детского интеллекта:

  1. Вербальный интеллект формируется в сюжетно-ролевой ситуации детского саморазвития, когда у детей формируются коммуникативные способности в ходе диалога, чтения, письма и счёта они обучаются умению сформулировать грамотно, а потому и понятно, свой вопрос, чтобы вести правильную дискуссию.
  2. Пространственный интеллект формируется умением детей наблюдать за предметами, визуально воспринимать образы и способность видоизменять. Благодаря грамотно организованным занятиям физической культуры, дети легко играли в шахматы, строили точки, соединяя которые они получал изображение фигуры на координатной плоскости. Легко воспринимали систему координат: начало координат, положительная и отрицательная полуоси вертикальной и горизонтальной координатных осей.
  3. Логический интеллект формируется умением детей глубоко погружаться в суть задач, примеров, ребусов, шарад. Дети любили строить пазлы разных пазловых фигур, например, «Черепаха», «Счётный круг», «Цветок», «Домашние животные» и др.
  4. Физический интеллект формируется умением детей координировать движения своего тела, владеть не только моторикой тела, но и мелкой моторикой глаз, ушей, пальцев рук.
  5. Эмоциональный интеллект формируется в ходе переключения чувств с печали на радость, с огорчения на радость открытия. Таким образом, контрастные чувства заставляют личность ребёнка постоянно анализировать факт, действия, сказку, басню, пословицу и приходить к определённым выводам.
  6. Социокультурный интеллект формируется в умении детей контактировать между собой, в умении договариваться, у умении понимать и осознавать конкретную ситуацию общения и взаимодействия.
  7. Духовно-нравственный интеллект формируется в умении рассуждать о своей внутренней составляющей и руководить ею, когда дети понимают и осознают содержательную суть прочитанной басни, притчи, сказки или рассказа.
  8. Творческий интеллект формируется в ходе мыслительной и когнитивно-образовательной активности детей, когда они упорядочивают и реализовывают свои идеи. В сюжетно-ролевой ситуации детского саморазвития, дети общаясь и взаимодействуя постоянно:
  • Развивают своё воображение.
  • Совершенствуют речь.
  • Улучшают память, сопоставляя между собой предметы, события и явления.

Остальную информацию можно прочитать в моей электронной книге «Детский интеллект — результат социализации».

ДЕРЗАЙТЕ!!!