Site icon etnorazum.ru

Девять дидактических принципов этнопособия

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Девять дидактических принципов построения структуры и содержания этнопособия организуют личностно-интеллектуальный процесс самообучения дошкольника, а затем и школьника.

Формальный строй мышления,

как и его содержание,

выявляется в языке,

логическая структура мышления

материально обнаруживается в системе языка

Г.В. Колшанский

Дидактические принципы этнопособия отражают внутреннюю взаимосвязь всех сторон образовательного процесса, единство внутренних противоречий, когда педагоги не могут управлять образовательным процессом по-старому (репродуктивно). Иными словами, школьники не хотят быть учениками, а хотят самообразовываться путём личностной избирательности школьных предметов.

1-ый принцип – цикличность

Цикличность (СК – ОС – ЛС – СП – ДОТ) этнопособия направлена на формирование технологии организации, во-первых, познавательной деятельности, компонентами которой являются интерес и мотив.

Во-вторых, образовательной деятельности в ходе приобретения знаниевых компетенций.

В-третьих,  творческой деятельности как применение знаниевых компетенций в многообразных житейских ситуациях.

Из схемы видно, что с каждым циклом этнопособия уровень самообучения личности школьника растёт.

Принцип цикличности. СК1 → ОС1 → ЛС1 → СП1 → ДОТ1 → Гл1… СК17 → ОС17 → ЛС17 → СП17 → ДОТ17 → Гл17 .

2- ой принцип — рефлексивность

В случае расшифровки «опорных сигналов», ответа на ключевые вопросы «листа самоконтроля», самостоятельной практической работы в «самопроверке» всегда возникает необходимость некоторого уточнения определения или термина или алгоритма и т.д. А для этого необходимо вновь вернуться к текстам «ситуативной конкретики».

3-ий принципличностно-интеллектуальный процесс самообучения

Чтение → самоопределение в предмете и содержании когнитивно-образовательной деятельности → формирование «высших психических функций», которые и есть новообразования интеллектуального, психического и личностного показателя развития ребёнка.

4-ый принципнаглядность и доступность с опорой на  социокультурный опыт школьника

Новые знания вплетаются в «ткань» житейски-практического опыта ребёнка, расширяя границы самосознания, самопознания. Тем самым, запускают механизм саморазвития ребёнка как следствие процессов его самообучения и самообразования «длиною в жизнь».

5-ый принцип – коммуникативно-регулятивное сотрудничество триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности

Когда педагоги, родители и школьники в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества на предметной (математической) основе общаются и несут ответственность за развитие ребёнка.

6-ой принцип – единство интеллектуальных программ саморазвития личности ребёнка

Структура каждой интеллектуальной программы едина для всех шести программ: цель и задачи на основе «Федеральных государственных образовательных стандартов» и средства достижения целей и выполнения задач в когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.

 

 

7-ой принцип — триединство целей самообразования личности школьника

Во-первых, реализация дидактических принципов активизирует мыслительно-речевую деятельность личности школьника. Во-вторых, сам личностно-интеллектуальный процесс самообучения организует и дисциплинирует когнитивно-образовательную деятельность самообучающейся личности школьника. В-третьих, именно в результате формирования «высших психических функций» личность школьника становится самообучающейся.

Цели:

8-ой принцип — самоопределение в комплексе векторов саморазвития личности школьника

Самоопределяющий принцип развития личности школьника заключается, во-первых, в её личностном самоопределении в предмете и содержании когнитивно-образовательной деятельности, базирующемся на сознании и самосознании, которое регулирует её поведение. Во-вторых, волевые качества основываются на внимании как дисциплине ума. В-третьих, интеллектуальные способности формируются, с одной стороны, при наличии совокупности набора видов памяти, которые формирует и развивает цель каждой интеллектуальной программы этнопособия. С другой стороны, при сформированности знаниевых компетенций, на основе которых формируется речевое мышление (вербализация понятийного мышления) и мыслительная речь (размышление, рассуждение, суждение и умозаключение).

9-ый принцип – научность знаниевой компетенции

Знаниевая компетенция основана, во-первых, на знаниево-базовых компетенциях: письмо, чтение и счёт.

Во-вторых, на умении применять приобретённые знания не по образцу или эталону, а экспериментировать этими знаниями в разных житейских ситуациях. Например, решать не десять школьных текстовых задач по одному типу, а один и тот же текст задачи использовать по очереди в случаях неизвестности какого-то одного компонента. Таких задач много в этнопособии самообучения математике «Занимательная математика для северян».

В-третьих, на творческом применении научных формализованных, схематизированных, графических знаний. Иными словами, уметь применять базовую систему научных знаний в проблемных ситуациях реалий, в режиме настоящего времени, определяя стратегию программы и используя тактику действий для достижения конкретной цели.

В личностно-интеллектуальном процессе самообучения, самостоятельного приобретения системы математических знаний, умений экспериментировать и навыков проектирования предметов, явлений и событий  формируются и развиваются «высшие психические функции»: речевое мышление, мыслительная речь самообучающейся личности школьника.

Следует отметить, что этнодидактические принципы пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян» классифицированы на основе обобщения и рефлексивно-критического переосмысления классических принципов дидактики школьного обучения.

Exit mobile version