ЭТНОДИДАКТИКА ДОЛГАН

Этнодидактика долган, ненцев, якутов, тувинцев, ... В основе всех этносов всегда была, есть и будет МУДРОСТЬ народа, направленная на продолжение ЖИЗНИ на ЗЕМЛЕ.

В воле нации говорят не только

живые, но и умершие,

говорит великое прошлое и

загадочное ещё будущее!

 Николай Бердяев

Развитие ребёнка должно отражать, в малом, развитие общества. Ребёнок тоже изучает мир в целом.

Преемственность поколений

Очевидно, важным фактором является то, что «Жизнь нации, национальная жизнь есть неразрывная связь с предками и почитание их заветов» (Н. Бердяев).

Следовательно,  имеющиеся педагогические системы, теории, технологии надо каким-то образом адаптировать в школах-интернатах СЕВЕРА с учётом этнопсихологических особенностей, менталитета детей коренных этнических групп Крайнего Севера, в частности детей  долганского этноса.

Самообучающаяся личность ребёнка

«Надо учить не содержанию науки, — читаем у В.Г. Белинского, а – деятельности по её освоению». «Обучение и воспитание – писал В.В. Давыдов, — предполагают собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей; учащийся является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса».

Особенность этнического мышления

Евроцентрическое содержание и технологии образования не отвечают в должной мере менталитету северных этносов. Теоретизированная система обучения не подходит для северян: долган, нганасан, ненцев, чукчей, коряков и др.

Об этом говорит и д.п.н., Ялалов Ф. Г.: «Дети не могут преодолеть школьной премудрости дедуктивного обучения, потому что сама форма этнического мышления не даёт им возможности воспринимать отвлечённые понятия».

Поэтому на Таймыре содержание образования, формы, методы обучения обучающихся должны соответствовать:

  • этнофилософским взглядам народа,
  • его этнопедагогическим традициям,
  • этнопсихологическим особенностям.

Среди них назовём следующие этнические особенности детей Крайнего Севера:

  • немногословность,
  • медлительность,
  • основательность,
  • самостоятельность,
  • наблюдательность.

Перечисленные этнические особенности характерны не только для долган, но и для этнических групп всего Севера России.

Языковая и духовная интеграция

Очевидно, учитывая,  психолого-педагогические условия образовательного пространства Таймыра интересен вопрос об этнопедагогике.

Г. Н. Волков выделяет, что «Школа – инструмент языковой и духовной интеграции, консалидации полиэтнического российского общества, укрепления его государственности. Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведёт к деградации общества и человека».

Технологии образования

Очевидно, многие недочёты в обучении математике и физике детей долганского этноса являются следствием,

во-первых, несовершенства методов преподавания.

Во-вторых, отсутствием внедрения современных педагогических технологий:

  • система П. Я. Гальперина,
  • Л. В. Занкова,
  • Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,
  • теории «Укрупнённых дидактических единиц» П. М. Эрдниева,
  • интегральной образовательной технологии В.В. Гузеева,
  • теории ТРИЗ –педагогики,
  • организационно-методической системы В. Ф. Шаталова,
  • теории деятельностного метода «Школа 2000…» Л. Г. Петерсон и др.

В-третьих, отсутствием учёта этнопсихологических особенностей учащихся данного региона.

И наконец, нарушением принципа природосообразности.

Наглядность и иллюстрация как визуализация информации

Недостаточно чётко применяется ими и приём наглядности и иллюстративности:

  • рисунков,
  • картограмм,
  • УДЕ,
  • схем,
  • диаграмм,
  • «опорных сигналов» и т.д.

Когнитивно-образовательная деятельность 

Для эффективности этого приёма необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления.

Олень для северян — это символ ЖИЗНИ, в который вплетены: стойкость, человеческая взаимовыручка, ежедневный «Мозговой штурм», чтобы выжить в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности.

Чем содержательнее, активнее деятельность школьников долганского этноса, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала.

Поэтому диалог, живой обмен мыслями учителя со детьми должен сочетаться с активностью логического мышления, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей и т.д.

Многолетний опыт работы с детьми долганского этноса подтверждает тот момент, что, если знания извлекаются детьми из наглядного объекта в процессе наблюдения и представления детей об объекте, то лучше запоминается учебный материал.

Важно, чтобы наглядные средства служили не просто лишь подтверждением или конкретизацией словесных сообщений учителя, а были некими доказательствами связи науки с практикой жизни.

Связь научных постулатов с окружающей реальностью

Например, учитель показывает ученикам фотографию семьи ученика, проживающего в тундре,  возле чума.

— Если мы выделим только чум, без учёта травы, стада оленей, семьи, то вид чума изменится?

  • Нет.

— Тогда отдельно нарисуем чум. А теперь, уберём концы жердей на верхушке чума, и у нас получится геометрическая фигура (учитель показывает картонную модель конуса и даёт определение фигуры, выделяя при этом его элементы).

В данной ситуации всегда на выручку приходят дидактические сенсомоторные материалы Марии Монтессори.

— Вот мы и получили модель геометрической фигуры, которая не существует в природе, но в идеале, в виде модели нашего чума, вполне возможно, поэтому мы в решениях задач будем пользоваться данной геометрической фигурой, как моделью. Вы согласны?

Именно так, учитель может перекинуть логический мостик между геометрией и окружающей действительностью.

На что это похоже?

Можно ввести понятие конуса с помощью создания проблемной ситуации в виде сюжетно-ролевой ситуации развития «На что это похоже?» (А. А. Нестеренко). Показать детям модель конуса и задать вопрос: «На что эта геометрическая фигура похожа?».

Произойдёт заметное речевое и динамическое оживление.

Как правило, у детей долгаского этноса очень богатое воображение.

Подобное изложение материала провоцирует школьников самим найти сущность явления, события, предмета:

  • причины,
  • закономерные связи,
  • значения.

Дети без особого труда могут сделать необходимые выводы, опираясь на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт.

Они легко могут применить их к решению поставленных вопросов и задач.

Более того, заданный вопрос, как правило, намекает детям на свободу мыслей, слова, вариации. И это, конечно же, вызывает у детей положительную мотивацию к когнитивно-образовательной деятельности, что обеспечит осознанное и осмысленное понимание ими содержания информационного материала.

Эвристическая беседа запускает механизм РЕФЛЕКСИИ

Жизненному опыту детей долганского этноса присущ метод рефлексии, поэтому эффективен приём эвристической беседы.

А эвристическая беседа, как показывает многолетний опыт, активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их:

  • думать,
  • припоминать,
  • воспроизводить знания,
  • воспроизводить имеющийся у них опыт.

Это с одной стороны, способствует наиболее полному и прочному воспроизведению материала, а с другой стороны:

  • тренирует,
  • развивает,
  • укрепляет работу памяти и мышления,
  • помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении,
  • в последующем узнавать и воспроизводить ключевые моменты материала,
  • требует от детей постоянных мыслительных усилий.

Технология деятельностного метода

Данный приём имеет место в технологии деятельностного метода «школа 2000…», на этапе «Проект выхода из затруднения».

Стимулирующие вопросы и инструкции учителя при умелом их формулировании заставляют:

  • детей искать ответы, используя их житейский опыт,
  • активизирует, как мыслительную речь, так и речевое мышление,
  • их оперировать анализом содержания информационной абстракции,
  • осмысливать сказанное, увиденное и услышанное,
  • устанавливать различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание.

Связь школьной программы обучения с житейским опытом ребёнка

А так же эвристическая беседа очень полезна на этапе повторения, когда детям можно задавать вопросы во взаимосвязи:

  1. изучаемого материала с жизненным опытом учащихся,
  2. школьной программы с законами окружающей действительности,
  3. теории с практикой,
  4. практики с теорией.

Изучаемый материал, таким образом, включается в систему уже имеющихся у детей знаний, делая их при этом еще более расчленёнными и упорядоченными.

Активизация мыслительной речи

На этапе «открытия» нового знания эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении:

  1. опорных схем  С. Н. Лысенковой,
  2. опорных сигналов В. Ф. Шаталов.

С их помощью:

  1. организуется внимание детей к объяснению учителя,
  2. повышается интерес к когнитивно-образовательной деятельности,
  3. выявляется основное содержание усваиваемого материала.

Опорные схемы, как правило, выполняются в виде:

  • таблиц,
  • карточек,
  • наборного полотна,
  • чертежа,
  • рисунка,  учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой — объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе.

Укрупнение дидактических единиц знаний

На этапе актуализации знаний довольно продуктивно действует методическая система укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике, автором которой является Академик П. М. Эрдниев.

В этой системе укрупнения дидактических единиц математические упражнения даются в единой системе взаимосвязанных, но противоположных операций,

  • составление прямых и обратных задач,
  • интегрирование и дифференцирование,
  • одновременное усвоение доказательства прямых и обратных теорем,
  • деформированные упражнения и т.п.

Данная система не только активизирует когнитивно-образовательную деятельность школьников, но и обеспечивает ускоренное усвоение содержания школьной программы математики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.