Этноинтеллектуальная культура мышления

Этноинтеллектуальная культура мышления означает то, что именно в среде этнической культуры формируется мышление и интеллект ребёнка, опосредованные родной речью.

Мозг подстраивается под окружающие условия,

среда заставляет мозг развиваться и

перестраиваться определенным образом

в соответствии с ее требованиями

Л.С. Выготский, А.Р. Лурия

Вопрос об отношении этноинтеллектуальной культуры речевого мышления школьника представляет собой центральный и основной вопрос российского образовательного пространства.

Среда как основа созревания мозга

sever-1Чтобы не быть голословными, в подтверждение наших мыслей мы приведём некоторый анализ исследований Л.С Выготского и А.Р. Лурия. Они считали: «Мозг подстраивается под окружающие условия, среда заставляет мозг развиваться и перестраиваться определенным образом в соответствии с ее требованиями;
• созревание мозга связано с подготовкой базы, материальной основы для психического развития и выступает необходимым, но недостаточным условием для психического развития;
• средовые (в том числе социальные) воздействия – необходимое условие формирования мозговых механизмов, придающее их работе новое качество – качество психического.

Нарушение работы нервной системы у ребенка приводит либо к невозможности формирования новообразований, связанных с очередным этапом возрастного развития (остановка развития), либо к формированию патологических новообразований, не соответствующих нормальному развитию (аномальное развитие).

etnointellektualnoe-myshlenie-microsoft-word

Этноинтеллектуальная культура мышления

Мы предполагаем, что этноинтеллектуальная культура житейского опосредованно-обобщённого мышления и есть тот самый фундамент, на котором «возводится» теоретическое мышление.

Сказанное представим в виде схемы.

Легко понять из схемы, что мышление всегда:

  1. наглядно, потому что ощутимо воспринимаемо (сенсорика и моторика);
  2. практично, поскольку житейски применяемо;
  3. образно, а значит, мысленно представляемо;
  4. ситуационно, потому что житейски решаемо.

Неравные стартовые возможности

sever-3Общеизвестно, что конкретный регион России представляет собой относительно одинаковые социокультурные условия жизни для школьников, а вот контекст учебного материала, как правило, построен на предметах и явлениях общероссийской культуры.

Этим авторы школьных учебников создают для учащихся, начиная с 1-ого класса и кончая 6-ым классом, неравные стартовые психолого-педагогические условия их интеллектуального, психического и личностного развития.

Не трудно видеть, что здесь-то и расходятся пути науки и практики. Потому что педагоги работают с индивидами, их характерными психолого-индивидуальными, этническими, возрастными особенностями, а авторы пишут учебники для абстрактных объектов-учеников, своего рода, «роботов». Поэтому получается, что прекрасные научные теории не практичны. Как сказал один из мудрейших учёных: «Нет ничего более практичнее, чем хорошая теория».

Действительно, при искусственных психологических условиях, созданных авторами учебников, учебными программами, школьники, как этнических групп, так и российских деревень довольно часто испытывают:

  • стресс — нервно-психическое перенапряжение,
  • аффект — нервно-психическое перевозбуждение,
  • фрустрацию — конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние.

Такое положение школьного обучения подтверждает факт об окончании средней школы только 5 % выпускников из поступивших в первый класс коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока (О. И. Артёменко).

В сущности, чтобы сформировать теоретическое мышление у школьников, нам необходимо «насытить» их пытливый ум наглядными образами из реального окружения, чтобы они научились рассуждать на предметах и явлениях им знакомых и близких.

Только после того, как мы:

  • научим мыслить каждого школьника,
  • сформируем у них потребность рассуждать,
  • обосновывать свои действия и идеи,

мы можем смело переходить к алгебре, то есть к абстракции.

Критерии разработки этнопособия

sever-4Но для этого следует разработать дополнительные дидактические пособия по всем школьным предметам, которые могли бы обеспечить быстрый и бесстрессовый переход из начальной школы в основную, создавая тем самым психологическую готовность:

  1. к школьному обучению в среднем звене,
  2. адаптации к поликультурной школьной среде.

Кстати, нет никакой необходимости переписывать учебники, просто надо продумать и разработать адаптационное этнодидактическое пособие в занимательно-обучаемой форме, чтобы школьнику было комфортно самообучаться по нему.

А для этого этнодидактическое пособие должно соответствовать двум критериям:

а) быть читабельным как для школьника, так и для родителя, педагога, т.е. базироваться на связи содержания школьной предметной программы с личным, социальным опытом ребёнка и его окружающей действительностью;

б) выполнять роль «семейного репетитора», так как учебный материал написанный на доступном языке для них и вызывает неподдельный интерес к математике, физике, химии, биологии, географии и т.д. Тогда не нарушается диалектический закон формирования: эмпирического мышления → теоретического мышления → практического мышления.

sever-2Несмотря на то, что за последние пятьдесят лет психология мышления стала одной из наиболее развивающихся областей психологии, пополнилась целым рядом фундаментальных исследований, и сегодня многие проблемы остаются недостаточно ясными (А. М. Матюшкин, 1971, с.150-153).

Как показала многолетняя педагогическая практика, одной из важнейших особенностей любой этнокультуры Российской Федерации является привычка рассуждать, которая передаётся детям.

Именно эта привычка, быть в постоянном познавательном поиске и открытии, приводящих к самостоятельному мыслительному движению, Иными словами, привычка рассуждать и размышлять, используя обобщения, помогла и помогает этническим общностям выжить в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Следовательно, ребёнок, впитавший привычку пытливости ума, по определению, не может быть в группе с диагнозом "задержка психического развития".

Психофизиологические исследования

sever-5О. И. Артёменко, проводившая психофизиологические исследования, отмечает: «Исследования показали, что у детишек из Севера элементарный рефлекс (стимул – реакция) мгновенный, как и у детишек из Центральной части России. Но, когда им учитель задаёт конкретное задание, они становятся медлительными и неразговорчивыми, в силу своей рассудительности».

Значит, нарушается принцип детерминации, т.е. причинная обусловленность соответствующих явлений, событий и фактов, когда неправильно подобрано педагогическое действие.

«Всякое действие, — мы читаем у  А. В. Брушлинского, — есть взаимодействие; внешние причины действуют через посредство внутренних условий: или иначе – эффект воздействия одного явления на другое опосредуется природой последнего» (А. В. Брушлинский, 1970).

Иными словами, невозможно развивать личность ребёнка:

  1. без учёта житейского социокультурного опыта личности школьника, который в условиях личностно-интеллектуального процесса самообучения пополняется новыми знаниями и умениями,
  2. без учёта тех реальных психологических закономерностей процесса мышления, начинающийся с проблемной ситуации, а затем переходящий в осознаваемую школьником задачу.

Именно этот момент и учтён в содержании интеллектуальной программы «Ситуативная конкретика» этнопособия «Занимательная математика для северян», где его жизненный сенсомоторный опыт познания окружающей действительности включён в новые связи, через академические математические знания «Обыкновенные дроби». Из него определяется новое личностное содержание в его интеллектуальном, психическом развитии.

Преобразование прошлого опыта ребёнка

sever-6Более того, выступления во время декады научных конференций в Москве, «Арктика – мой дом» при совместной организации издательства «Северные просторы» и исторического музея России, убедительно подтверждают слова О. И. Артёменко и наши взгляды на иное школьное обучение детей из этнических монокультурных социальных сред РФ.

Психологи, педагоги, начальники Управлений образования г. Москвы, которые присутствовали на этих мероприятиях, в один голос утверждали: «Проблема отсутствия эффективного обучения математике характерна не только для северян, но и для школьников Москвы».

В самом деле, между интеллектуальной и этнической культурами мышления устанавливаются сложные динамические зависимости.

Их нельзя охватить единой, наперёд данной априорной умозрительной формулой. Поскольку новое знание, приобретённое в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, не просто прибавляется к старому, прошлому опыту, а с необходимостью перестраивает сам прошлый опыт личности школьника.

Именно такое постоянное преобразование прошлого опыта и обеспечивает психическое развитие, достигаемое в процессе речевого мышления и мыслительной деятельности ребёнка (А. В. Брушлинский, 1970).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.