Этномодель самообучения представляет собой совокупность принципов, форм и методов ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ, реализуемых на практике дошкольной социализации и школьного обучения.

Мудрость — дитя обучения,

а истина -дитя мудрости и любви

Китайская пословица

Если самообучение ребёнка начинается в семье, а каждая семья имеет этнические корни саморазвития, то и модель процесса самообучения должна строиться с учётом житейского этнокультурного опыта восприятия мира. © З.Н. Ичин-Норбу

Как и обещала вчера, сегодня раскрою тему этномодели процесса самообучения.

Как возникла идея об этнодидактической модели самообучения?

  1. Глубокий анализ многолетней педагогической практики преподавания физики и математики в средних школах, где обучались дети из долганоязычной среды жизнедеятельности.
  2. Большой объём дидактических материалов, мной созданных в ходе педагогической деятельности.
  3. «Учебный методический комплекс» обучения математике, который состоял из:
  • Учебного пособия по математике.
  • Методического руководства для учителя.
  • Шести «Рабочих тетрадей».
  1. Этнодидактическое пособие самообучения математике «Занимательная математика для северян», которое бы никогда не появилось, если мне не надо было его представлять, как наглядность моих психолого-этнодидактических исследований на Международном Симпозиуме в г. Ижевске. Не имея ни малейших компьютерных знаний и умений создавать вёрстку книги в электронном варианте, я всё-таки создала вёрстку за 19 дней объёмом 340 страниц в формате А4. Помню, как ректор Итальянского Университета был поражён тем, что:

  • Структурно-содержательная основа этнопособия базировалась на всемирно известных теориях:
  • Культурно-историческая теория детского развития Л.С. Выготского.
  • Субъектно-деятельностная теория – С.Л. Рубинштейна.
  • Теория «Укрупнённые дидактические единицы» П.М. Эрдниева.
  • «Научная педагогика» Марии Монтессори.
  • Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова.
  • Этнопособие с таким огромным объёмом в 340 страниц было создано одним автором, мной.
  • Электронная вёрстка этнопособия была создана дилетантом компьютерной грамотности за 19 дней.
  • Проблема разработки и апробации этнопособия самообучения математике оказалась проблемой мирового значения.
  1. Психолого-этнодидактическое исследование школьников на Таймыре подтвердило все мои рабочие гипотезы.

Этнопособие самообучения математике было апробировано:

  • В одной начальной общеобразовательной школе-интернате.
  • В двух средних общеобразовательных школах-интернатах
  • В двух средних общеобразовательных школах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Красноярского края.
ДЕТСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Трёхлетняя Кристина и пятилетний Коля были участниками эксперимента — адаптация детей из среды кочевого образа жизни в городских условиях. Они показали самые высокий уровень самообучаемости

С помощью психолого-этнодидактических исследований школьников я хотела ответить на вопросы:

  1. Какэтнодидактическое пособие самообучения математике влияет на развитие самосознания самообучающейся личности младшего школьника и младшего подростка в условиях: 

1) Этнической монокультурной социальной среде.

2) В поликультурной школьной среде.

3) В среде школы-интерната, в которой воспитанники изолированы от обеих вышеназванных социальных сред?

  1. На каком отрезке онтогенеза особенно влияют социокультурные факторы саморазвития детей?
МНОГОФАКТОРНАЯ СРЕДА САМОРАЗВИТИЯ

Этнокультурная среда психолого-этнодидактических исследований школьников Таймыра

Школьники Сындасской начальной школы-интерната, который показали самый высокий уровень самообучаемости с помощью материалов этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян»

Ниже представлена таблица, в которой отражены показатели влияния социокультурной среды жизнедеятельности детей:

  1. На самооценку личности ребёнка.
  2. На самоидентичность и интерес к своей этнической культуре.
  3. На приращение знаний по математике.
  4. На формирование и развитие русскоязычной речи с использованием математических понятий и их определений.
Природно-климатические условия Культурно-бытовой уклад жизни Этноязыковые навыки Традиции семейного воспитания Социокультурные, экономические условия
Сындасская начальная общеобразовательная школа-интернат Одинаковые 100 % 100 % 100 % Аборигенное население живёт в более худших условиях, чем жители Хатанги
Новорыбинская средняя общеобразовательная школа Одинаковые 70 % 70 % 70 % Аборигенное население живёт в более худших условиях, чем жители Хатанги
Хетская средняя общеобразовательная школа-интернат Одинаковые 0 % 50 % 50 % Аборигенное население живёт в более худших условиях, чем жители Хатанги
Хатангская средняя общеобразовательная школа №1 Одинаковые 0 % 10 % 20 % Городские условия жизни
Хатангская средняя общеобразовательная школа-интернат Одинаковые 0 % 50 % 0 % Городские условия жизни

Данные таблицы подтверждают идею Л.С. Выготского о влиянии социальной среды на личностное, интеллектуальное и психологическое развитие ребёнка.

Выдающийся психолог о социальной среде утверждал: «Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как основного источника своего развития, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным» (Л.С. Выготский, 2001, с. 189).

Таким образом, самообучающаяся личность школьника может самообучаться только в единстве с социокультурной средой, потому что ребёнок является частью живой окружающей социальной действительности.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ САМООБУЧЕНИЯ

Следует отметить, что в психолого-этнодидактических исследованиях школьников на Таймыре в качестве дидактических этноматериалов были использованы некоторые фрагменты интеллектуальных программ этнопособия самообучения математике.

Несмотря на то, что содержание и структура этнопособия самообучения математике были применены в усечённом варианте, результаты эксперимента были положительными, тем самым, оправдали наши ожидания действенной этнодидактической модели личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Семейно-этническая традиция уважения личности ребёнка пока ещё сохранилась

Было наглядно проиллюстрировано и убедительно доказано влияние когнитивно-образовательной деятельности в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и школьников на повышение уровня самоорганизации самообучающейся личности.

Потому что интеллектуальные, психические и личностные потенциалы детского саморазвития могут в полной мере проявляться и реализовываться только при рациональной самоорганизации когнитивно-образовательной деятельности младшего школьника и творческой деятельности подростка и юноши.

Безусловно, самоорганизация ребёнка формируется в семье и уже в школьном возрасте, о чём свидетельствует жизненный пример восьмилетнего мальчика из семьи тундровиков. Напомним рассказ о восьмилетнем мальчике из тундры.

ТУНДРА – СРЕДА ВОЛЕВЫХ ЛЮДЕЙ

Тундра экзаменует закалку воли и тренировку духа

Тундра ошибок не прощает!!!

История восьмилетнего мальчика

Мальчик на оленьей упряжке поехал самостоятельно проверять капканы. Неожиданно в пути задула пурга (сильный ветер со снегом).

Тогда он принял решение немедленно вернуться домой — определена цель действий. Но следов от саней уже не было видно — возникла проблема возвращения домой.

Мальчик решил сориентироваться по звёздам, но небо было затянуто, тогда он обратил внимание на гребни заструг (это наподобие морских волн, но только в кристаллическом состоянии).

Он вспомнил, что ветер в тундре меняет своё направление очень часто, тогда он откопал снег и обратил внимание на то, куда наклонена трава под снегом, потому что первый господствующий ветер осенью бывает северным, это очень важно.

Так он определил местонахождение севера и отправился в путь — принятие решения.

Но каждый раз останавливался, чтобы откапывать снег и проверять правильность направления своего пути — промежуточный контроль и коррекция действий.

Таким образом, он благополучно добрался до балка (жилище на полозьях), где его ждала любимая и счастливая семья.

Итак, мы видим, что:

  1. У школьника возникла мотивация - вернуться домой.
  2. Школьник самостоятельно и осознанно определил цель - вернуться домой, пока не задула пурга ещё сильней.
  3. Анализировал ситуацию обнаружил проблему возвращения домой.
  4. Моделировал действия по достижению выдвинутой цели — рассмотрел вариацию выхода из сложившегося затруднения.
  5. Выделил критерии оценки найденного решения — безошибочное и надёжное действие.
  6. Контролировал ход выполнения как промежуточных, так и конечных результатов деятельности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что, чем выше уровень самостоятельной организации продуманных действий, тем он:

  • Легче овладеваетновыми видами деятельности,
  • Увереннеечувствует себя в незнакомых ситуациях,
  • Стабильнее успешенв привычных сферах жизни.

Подведём итоги для структуризации функциональные компонентов самоорганизации:

  1. Мотивация →
  2. Целеполагание →
  3. Анализ ситуации →
  4. Планирование →
  5. Самоконтроль →
  6. Волевая саморегуляция →
  7. Самокоррекция.

Интересно, каким образом у восьмилетнего школьника оказалась сформирована самоорганизация, которая свидетельствует о хороших аналитических способностях выделять значимые условия достижения цели?

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Систематизация знаний упрощает формирование знаниевых компетенций

Безусловно, суровые природно-климатические экстремальные условия жизни северян, благодаря пытливости детского ума, систематизируют житейские знания, переходящие в социокультурный опыт когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка.

Затем, этот собственный опыт на подсознательном уровне формируется в привычку — стремления выжить и жить в гармонии с природой.

Ни для кого не секрет, что именно социокультурный опыт когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка и есть МЕНТАЛИТЕТ.