Гармоничное коммуникативно-регулятивное сотрудничество триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности является ключевым условием успеха.

В данной статье даётся анализ конкретной личностно-интеллектуальной ситуации самообучения детей дошкольного возраста с 3 до 6 лет.

Когнитивно-образовательной целью была сформулирована подготовка детей дошкольного возраста к личностно-интеллектуальному процессу самообучения в школьной среде. Иными словами, не было цели — научить детей считать, читать и писать. Именно с помощью метода тройного стимула вооружить деток интеллектуальными инструментами самообучения.

Данную цель стратегической Программы организации самообучения мы достигли с помощью чётких выполнений следующих задач:

Во-первых, создали средовые условия для организации когнитивно-образовательной деятельности детей в возрасте от 2,5 до 6,5 лет – локализация, согласно естественно-научным направлениям: Астрономия (космос), Анатомия человека, Ботаника (растительный мир), Зоология (животный мир), Биология, Физика, Химия, География, Геометрия, Математика, Арифметика. Данная средовая локализация естественнонаучной базы академических знаний является основой осознанного чтения, письма и счёта с помощью обогащения и активизации лексико-грамматического словаря каждого ребёнка.  

Что делает личностно-интеллектуальная среда самообучения?

  1. Обогащает область подсознания.
  2. Формирует пространственную ориентацию.
  3. Формирует ориентировку во времени.

Во-вторых, предметно-дидактическая преемственность динамики возрастного развития: дошкольник → школьник осуществлялась по закону естественного развития личности ребёнка по быстро сменяемым этапам: «уровень актуального развития» → «зона ближайшего развития». Формируются ключевые компетенции, с одной стороны, ЗНАНИЯ (Что это? Кто это?) – «зона ближайшего развития». С другой стороны, ОПЫТ (знаю КАК?) – «уровень актуального развития».

В-третьих, требования ФГОС комплексно реализовывались с помощью набора сенсомоторных дидактических материалов М. Монтессори на основе ключевых принципов «Психологии школьной этнодидактики» по закону цикличности:

Д Е Й С Т В И Я стимулируют  Ч У В С Т В А высвобождают Д Е Й С Т В И Я.

Разработаны авторские методики З.Н. Ичин-Норбу:

  1. Русский язык.
  • «Звукобуквенный квадрат»;
  • «Рукавички»;
  • «Домик»;
  • «Ромашка»;
  • «Слоговый квадрат»;
  • «Ребусный словарик»;
  • Мини-книжка «Мой словарик».
  1. Арифметика.

Когнитивно-образовательная цель – составление авторских числовых примеров (равенств), уравнений, числовых неравенств, текстовых задач. Кузьмин С. (7 лет) легко научился выполнять сложение и вычитание не только положительных, но и отрицательных чисел на числовой оси. Он научилась отмечать точки на координатной плоскости, ориентируясь на координаты точек. А также легко научилась определять координаты вершин параллелограмма на координатной плоскости. Все дети научились с помощью «дециметровых штангов» измерять длину, высоту и ширину класса в дециметрах, и вычислять периметр, площадь и объём классной комнаты. Благодаря Монтессори-материалам «Банк Золотых материалов», дети легко переводили 1 метр в 10 дм, в 100 см, в 1000 мм. Любая информация из естественно-научной области была направлена на осознанное понимание: «столько же…», «на … больше», «на … меньше», «на … короче», «на … длиннее», «на … выше», «на … ниже», «на … теплее», «на … холоднее», «на … тяжелее», «на … легче», «на … толще», «на … тоньше», «на … быстрее», «на … медленнее», «на … старше», «на … моложе».

Когнитивная составляющая познавательная активность личности ребёнка на основе её любопытства в сфере людских отношений и любознательности: Что? Кто? Зачем? Почему? Откуда? Как? Куда? И т.д.

Образовательная составляющая – формирование логики, речевого мышления, мыслительной речи, памяти: механической, вербально-смысловой, зрительно-смысловой, тактильно-моторной, опорно-двигательной (моторной), знаково-образной, ассоциативной, эмоциональной, конкретно-ситуативной и т.д.

  • «Точечные кубики»;
  • «Числовые кубики».

Каковы результаты работы Школы дошколят «ТРИАДА»?

Ноябрь (6 дн.) + Декабрь (19 дн.) + Январь (10 дн.) + Февраль (19 дн.) + Март (21 дн.) + Апрель (10 дн.) = 85 дней или 18 учебных недель. Если учесть что Программа обучения в первом классе рассчитана на 165 часов или 33 учебные недели.

ЧТЕНИЕ

Из 100 % детей – 20 %; 80 % — дети, не умеющие читать.

Рассмотрим сравнительно-наглядную таблицу.

10 % закончили изучение «Букваря» за 40 дней со скоростью чтения 16 слов в минуту, а ещё 10 % — за 35 дней со скоростью чтения 26 слов в минуту. Семилетний Семён за 2 месяца продемонстрировал следующую динамику скорости чтения: 32 слова в минуту → 38 → 46 → 68 → 76.

20 % дошколят 3-4 года за первое занятие по «Букварю» прочитали 13 страниц.

 

+

СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

2016-03-25 09-05-00

Таким образом представляется «Общая идея дня». Тема дня никогда не объявляется.

Всех детей интересует тема «ПРОФЕССИИ».

ИНТЕЛЛЕКТ

Целеполагание (100 %), планирование действий (100 %) и положительный результат показали все 100 %.

Ум (интеллект) ребёнка насыщают позитивные, воодушевлённые и мотивирующие МЫСЛИ.

РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Логика рассуждений (100 %), формулировка суждений (100 %.) и формулировка умозаключений (100 %).

+ + +

147

Анатомия человека — это та естественнонаучная область, к которой все дети испытывают огромнейший интерес.

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

Чтение (80 %), письмо (80 %), счёт и арифметические действия (100 %), активный категориальный словарь (100 %).

ПАМЯТЬ

Зрительная (цвет, форма, объём) — 100 %,

ориентировка в пространстве — 100 %,

слуховая (гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные) — 100 %, тактильная память (качество поверхности, температура, вес).

 

 

ВОЛЯ

самодисциплина (100 %), самоорганизация (100 %), умение считаться с чужим выбором (100 %), умение договариваться (100 %).

НЕДЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ

КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ

(акценты)

Понедельник – акцент на формирование языковых компетенций: звукопроизношение, грамматика, лексика русского языка.

Вторник — акцент на формирование логики, математического, вербально-смыслового мышления. Шахматы и «Судоку».

Среда — акцент на формирование философских рассуждений, духовно-нравственных норм поведения – «социальная ситуация развития». Формирование представление о себе и других на основе житейских ситуаций и отечественной литературы. В ходе чтения, обсуждения и бесед ребёнок, как личность, приобретает УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Это означает, что он испытывает чувство собственной значимости, ценности и гордости.

Четверг — акцент на формирование языковых компетенций: звукопроизношение, грамматика, лексика русского, английского языков.

Пятница — акцент на формирование логики, математического, вербально-смыслового мышления. Шахматы и «Судоку».

Безусловно, каждый день ребёнок САМООБУЧАЕТСЯ!!!

Это значит, во-первых, он учится чётко и ясно формулировать цель путём её вербализации. Во-вторых, он индивидуализирует собственную цель. В-третьих, понимает стабильность своей каждодневной цели, благодаря технологии личностно-интеллектуального процесса самообучения. И наконец, у ребёнка формируются базово-знаниевые компетенции – это результат самоанализированных ошибок (опыт) в сжатом, концентрированном виде.

Сделайте всё возможное с Вашей стороны, а всё невозможное сделает БОГ!!!