Интеллектуальная преемственность самообучения

Интеллектуальная преемственность программ в этнодидактической модели самообучения самообучения заключается в ступенчатообразном движении саморазвития ребёнка.

Интеллект представляет

структурное равновесие поведения,

являясь, тем самым, …

необходимым и эффективным орудием

во взаимодействиях субъекта

с окружающим миром…

Ж. Пиаже

Для того чтобы обнаружить наличие интеллектуальной преемственности в ходе самообучения личности ребёнка нам предстоит понять внешние и внутренние условия возникновения проблемы «школьной неуспешности» детей из этнокультурной среды жизнедеятельности в природно-климатических условиях проживания Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Внешние условия "школьной неуспешности"

moj-sever-1Внешними условиями являются суровые экстремальные природно-климатические условия жизни на Крайнем Севере:

  • вечная мерзлота,
  • долгая полярная ночь,
  • дефицит солнечного света,
  • стабильная низкая температура воздуха – от — 50°С до — 60°С,
  • короткое лето и т.д.

При переходе детей из этнокультурной среды жизнедеятельности в школьную русскоязычную среду происходит эффект «интерференции» когда по своей природе многонациональная и многоликая матрица российской культуры накладывается на  их матрицу:

  1. образов,
  2. нравственных ценностей,
  3. языковых навыков,
  4. этноязыкового сознания,
  5. логического (причинно-следственного) мышления.

Именно это определило место наших психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре.

Внутренние условия «школьной неуспешности»

sever-3Внутренние условия —  это возрастные индивидуально-психологические особенности детей от 9 до 13 лет, где:

  1. ведущей деятельностью является общение для самопознания,
  2. когнитивным новообразованием – исследовательская и творческая когнитивно-образовательная деятельность.

Поэтому мы выбрали:

  • четвероклассников — школьники начального младшего звена;
  • пятиклассников — школьники среднего звена.

Моя исследовательская задача заключалась в том, чтобы выявить наличие интеллектуальной преемственности в когнитивно-образовательной деятельности четвероклассников и пятиклассников, которая определит причину резкого снижения успеваемости пятиклассников. Как правило, дети, успешные в начальных классах, при переходе в среднее звено, резко теряют свою успешность, когда «отличники» становятся «троечниками».

Я была более, чем уверена, что «неуспешность» пятиклассников кроется не только в необъективности учительских оценок, хотя и это надо проверить, а в том, что не продумана интеллектуальная преемственность.

Эти мои ожидания подтвердились полностью в ходе таймырского эксперимента, когда подтвердилась ещё одна гипотеза по поводу неравных возможностей школьников северных школ в сравнении со школами средней полосы России.

Неравные стартовые возможности школьников

moj-sever-7Кроме того, у школьников общеобразовательных учреждений Крайнего Севера из-за экстремальных и суровых природно-климатических условий:

  1. учебный год значительно сокращается. Дети Севера, практически и в общей сложности, не учатся по 2-3 месяца из--за «актировок». Так называется день отсутствия детей в школе из-за штормовых предупреждений для их жизненной безопасности.
  2. Создаётся проблема авитаминоза организма, который катастрофически и негативно влияет на растущий детский организм.

Вот и получается, что даже эти две причины, а их на самом деле, приличное количество, уже создают для детей ситуацию колоссальной перегрузки:

  1. нервной системы, которая создаёт условия для психологической тревожности.
  2. мозговой деятельности, поскольку идёт «прессинг» на механическую память.

Напрашивается вопрос — Как учебный процесс сделать эффективным при дефиците учебного времени?

Для того чтобы ответить на этот вопрос были необходимы психолого-этнодидактические исследования школьников, чтобы:

  1. выявить характерные затруднения в процессе школьного обучения.
  2. изучить особенности развития мышления школьников из этнической монокультурной социальной среды путём разработки диагностической работы,  содержащей как незнакомое, так и знакомое содержание информационной абстракции.
  3. изучить особенности развития мышления школьников в условиях поликультурной социальной школьной среды путём самообразования:

moj-sever-3а) групп школьников из монокультурной среды — группа из этносреды,

б) этнической группы из поликультурной школьной среды — этногруппа,

в) группы иных культур из поликультурной среды — ингруппа.

  1. изучить особенность их когнитивно-образовательной деятельности и личностно-интеллектуальную самообучаемость в разных социально-экономических условиях жизни, школьного обучения, воспитания и развития.
  2. разработать информационно-абстрактное этнодидактическое пособие,
  3. проверить, как его содержание будет  «ложиться» на уже имеющуюся матрицу образов — социокультурный опыт приобретения знаний.

Несомненно, результаты таймырского эксперимента наглядно и убедительно доказали, что эта матрица образов мышления и поведения интегрирует в себе:

  1. культурно-бытовой уклад  жизни,
  2. владение этноязыковыми навыками,
  3. находится под влиянием этнокультурных традиций семейного воспитания.

Следовательно, мне удалось выявить характер связи между интеллектуальным, общекультурным развитием детей, этническими особенностями их мышления и спецификой их обучения.

Чтобы не быть голословной, я представляю на суд читателя, как сводную таблицу результатов исследования, так и диаграмму.

 Сравнительная таблица интеллектуальной интуиции школьников

№ п/п Информация Монокультурная (долганоязычная)

среда
Поликультурная (русскоязычная) среда
Этническая группа Группа иных культур
четвероклассники пятиклассники четвероклассники пятиклассники четвероклассники пятиклассники
1. Успеваемость за предыдущий 2007—2008 учебный год

(на «4»)
42 % 26 % 13 % 3 % 42 % 21 %
2. Диагностическая работа №1 8 % 30 % 15 % 29 % 13 % 30 %
3. Диагностическая работа №2 86 % 85 % 63 % 83 % 64 % 80 %

diagramma-intellekta-4klИнтеллектуальная интуиция четвероклассников (показатель д/р №1).

Моя задача заключалась в том, чтобы разработать такой тестовый материал, который бы содержал знакомые темы из пройденной программы школьной математики. Знакомое содержание помогло мне выявить:

  1. объективность педагогического оценивания результатов когнитивно-образовательной деятельности четвероклассников;
  2. наличие и сформированность когнитивно-образовательной деятельности личности четвероклассника;
  3. самоопределяемость ребёнка в выборе предметов и содержания когнитивно-образовательной деятельности личности четвероклассника.

diagramma-intellekta-5-klИнтеллектуальная интуиция пятиклассников (показатель д/р №1)

Параллельно я определила задачу и с пятиклассниками, которая заключалась в том, чтобы разработать такой тестовый материал, который бы содержал знакомые темы из пройденной программы школьной математики. Знакомое содержание помогло мне выявить:

  1. объективность педагогического оценивания результатов когнитивно-образовательной деятельности пятиклассников;
  2. наличие и сформированность когнитивно-образовательной деятельности личности пятиклассника;
  3. самоопределяемость ребёнка в выборе предметов и содержания когнитивно-образовательной деятельности личности пятиклассника.

Реальные результаты исследования

Из результатов сравнительной таблицы и диаграмм видно:

  1. показатель интеллектуальной интуиции у четвероклассников  из этносреды выше, чем у четвероклассников этногруппы и ингруппы из полиэтничной среды.
  2. показатель диагностической работы № 2 наглядно демонстрирует факт наличия интеллектуальной преемственности в этнодидактической технологии самообучения, когда эксперимент не только снизил показатель интеллектуальной интуиции, но, наоборот, развил до высоких показателей. Можно эти показатели рассмотреть с позиции школьных отметок.

Для более наглядного представления можно условно определить пять уровней, соответствующих пятибалльной системе оценивания знаниево-мыслительной деятельности детей.

«1» — меньше 15 %. Это истинный показатель успеваемости четвероклассников (12 %) и пятиклассников (26 %) из этносреды. А у четвероклассников (13%) и пятиклассников (3 %) из этногруппы в поликультурной школьной среде показатели вообще не выходят за пределы школьной «единицы».

«2» — от 15% до 34 %. В этих пределах показатель «актуального развития» как наглядный пример того, что в учебно-воспитательном процессе в позиции «ученика» с «учебной деятельностью» нет сформированной личности школьника, которая способна самообучаться.

«3» — от 35 % до 62 %

«4» — от 63 % до 93 %. В этих пределах показатель «зоны ближайшего развития» как наглядный пример того, что у личности школьника есть перспектива личностного, психического и интеллектуального развития. Потому что деятельность была не «учебная», а «когнитивно-образовательная», когда самосознание личности ребёнка определило вектор её развития. К сожалению, эксперимент был кратковременным, не все родители были включены в совместную деятельность. Но даже это крохотное число родителей смогло дать импульс саморазвитию детей.

Таким образом, мы доказали необходимость,

во-первых, коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов.

Во-вторых, школьник не должен быть «учеником», а только «самообучающейся личностью».

В-третьих, деятельность не должна быть «учебной», а только «когнитивно-образовательной», когда формированием новообразований, «высших психических функций» управляет самосознание (cognitive) личности ребёнка и определяет программу её перспективного развития.

«5» — от 94 % до 100 %.

«Зона ближайшего развития» личности ребёнка

Логично напрашивается вывод, что социокультурные факторы личностно-интеллектуального процесса самообучения, обучающего этновоспитания и когнитивно-образовательного развития не просто влияют, а ускоряют процесс и расширяют границы «зоны ближайшего развития». А «зона ближайшего развития», которая означает то, что существенным для школьников является не столько то, чему они научаются, сколько, чему школьники способны научиться (Л. С. Выготский).

В дальнейшем понятие «зона ближайшего развития» мы условно заменим понятием «перспектива развития», а понятие «актуальный уровень развития» — понятием «реальное развитие».

Текстовые задачи

А теперь, рассмотрим результаты «учебной задачи» (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов) на примере умения решать текстовые задачи четвероклассниками и пятиклассниками.

И тоже сравним показатели умений решать стандартные задачи с их успеваемостью. Потому как школьные текстовые задачи призваны научить детей мыслить, выделять ключевые (главные) проблемные моменты. Учителя любят требовать с детей: «Выделите в задаче главное».

moj-sever-6Вот оно, то противоречие, когда ребёнок не может понять «главное». Например, «Рыбак поймал 30 кг рыбы. Из них оказалось 5 кг Чиров, а сколько же было Муксунов». Конечно, для ребёнка главное – рыбак поймал 30 кг рыбы. А ключевой проблемой (задачей) является количество Муксунов. Если бы учитель попросил у детей выделить проблему, тогда бы всё было правильно.

Ведь есть большой объём исследовательских доказательств, что только проблемная ситуация запускает механизм мыслительно-рассудочной активности детей.

Убедились в том, как знаниево-мыслительная деятельность тесно взаимосвязана с когнитивно-образовательной деятельностью личности ребёнка?

Вот сейчас мы наглядно покажем, как учебно-воспитательный процесс школьного обучения формирует мышление ученика.

А формирует ли вообще?

Приведём конкретное исследование по решению стандартной задачи четвероклассниками и пятиклассниками в условиях неоднородной социокультурной среды их жизнедеятельности.

Сравнительная таблица по решению стандартной задачи

№ п/п Информация Монокультурная (долганоязычная)

среда
Поликультурная (русскоязычная) среда
Этническая группа Группа иных культур
четвероклассники пятиклассники четвероклассники пятиклассники четвероклассники пятиклассники
1. Успеваемость за предыдущий учебный год

(на «4»)
42 % 26 % 13 % 3 % 42 % 21 %
2. Диагностическая работа №1 7 % 13 % 2 % 9 % 2 % 12 %
3. Диагностическая работа №2 88 % 85 % 61 % 86 % 72 % 72 %

diagramma-intellekta-4-1klМыслительная деятельность четвероклассников (показатели д/р № 1 и 2)

Обратите внимание на три важных момента:

  1. Картина успеваемости четвероклассников в разных социокультуных условиях жизнедеятельности:

а) условия оседлого образа жизни, более приближённого к кочевому, где ещё актуальны традиционный вид хозяйствования, владение родным языком и этнические традиции семейного обучающего воспитания;

б) условия, более приближённые к городским.

  1. Реальный показатель объёма знаний и навыков учебной деятельности в учебно-воспитательном процессе школьного обучения (до эксперимента);
  2. Реальный показатель объёма знаний и навыков когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения (после эксперимента).

diagramma-intellekta-5-1-klМыслительная деятельность пятиклассников (показатели д/р № 1 и 2)

Обратите внимание на три важных момента:

  1. Картина успеваемости четвероклассников в разных социокультуных условиях жизнедеятельности:

а) условия оседлого образа жизни, более приближённого к кочевому, где ещё актуальны традиционный образ хозяйствования, владение родным языком и этнические традиции семейного обучающего воспитания;

б) условия, более приближённые к городским.

  1. Реальный объём знаний и навыков учебной деятельности в учебно-воспитательном процессе школьного обучения (до эксперимента);
  2. Реальный объём знаний и навыков когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения (после эксперимента).

Откровенно говоря, в момент разработки программы эксперимента и его планирования, я ожидала незначительную разницу, где-то в пределах от 5 % до 7 %.

К моему огромному приятному удивлению, результаты таймырского эксперимента превзошли все мои ожидания. Я попросила своих знакомых педагогов перепроверить все работы детей. Они нашли мои собственные ошибки, в пользу детей. Поэтому в качестве объективных показателей я представила именно результаты проверки своих коллег.

По крайней мере, это будет честно по отношению к личности каждого ребёнка, которая умеет мыслить, рассуждать, размышлять, если ей предоставить СВОБОДУ выбора:

  1. предмета и содержания изучаемого, исследуемого аспекта когнитивно-образовательной деятельности;
  2. времени на изучение и исследование;
  3. индивидуальный темп изучения и исследования;
  4. партнёра, собеседника;
  5. объёма изучаемого и исследуемого информационно-абстрактного материала;
  6. максимально приближённого содержания информационно-абстрактного материала к жизненным реалиям ребёнка.

Мыслительная деятельность личности ребёнка

Из наглядного анализа, отображённого в сравнительной таблице и в двух диаграммах по решению стандартной задачи видно, что все три группы:

а) показали низкий уровень мыслительной деятельности независимо от этнической принадлежности. В любом случае, они реальность учебно-воспитательного процесса по формированию мыслительной деятельности у учащихся.

б) все школьники понимали содержание задачи, но неумение думать, рассуждать, выделять проблемную часть задачи не дали им возможности реализовать мыслительные операции:

  • анализ,
  • синтез,
  • обобщение.

Следовательно, «ученик» не способен:

  1. думать, вспоминая,
  2. мыслить, наблюдая.

moj-sever-4И это правильно, он же объект «учебной деятельности», а не субъект своей когнитивно-образовательной деятельности.

В этой связи, были созданы одинаковые психологические условия самообучения для четвероклассников и пятиклассников, проживающих в следующих социокультурных условиях:

  1.  тундровых посёлков, где нет элементарных условий для жизни:

а) в Сындасско нет даже питьевой воды, потому что вода морская и солёная;

б) печное отопление углём;

в) нет канализации;

г) нет централизованной подачи холодной и горячей воды, людям приходится при от — 50 до — 60 градусов мороза, в пургу добывать лёд для того, чтобы превратить его в холодную, а затем и горячую воду.

  1. в самой Хатанге, где созданы почти городские условия проживания:

а) централизованное отопление,

б) канализация,

в) питьевая вода,

г) централизованная подача горячей и холодной воды.

Одинаковые психологические условия САМООБУЧЕНИЯ

  1. информационно-абстрактный этноматериал по математике был у всех один и тот же.
  2. право выбора участия, партнёра;
  3. право выбора объёма информационно-абстрактного этноматериала по математике;
  4. право выбора временной продолжительности занятий,
  5. право выбора изучения и самостоятельного овладения этнодидактической технологией самообучения в семейное,  внеучебное, а потому и свободное, время. Заметьте, его у них было максимум 2 часа.

Следует особо обратить внимание на то, что в содержании этноматериалов изучалась школьная математика, но в контексте этнической культуры коренных малочисленных народностей Крайнего Севера, в частности, долганского этноса — математизация окружающей действительности.

Неожиданные результаты САМООБУЧЕНИЯ

Мы получили, довольно, ошеломляющие результаты:

  1. мы не ожидали, что за такой короткий промежуток времени (3-5 часов) можно научить детей мыслить, наблюдая, общаясь и споря.
  2. Мы не ожидали, что дети из ингруппы покажут тоже высокий результат, потому что этническая культура, как правило, не всегда вызывает положительные эмоции из-за того, что сами школьные учителя проявляют полный игнор к культуре этноса, на земле которых они живут, зарабатывают деньги, строят семьи, воспитывают детей, помогают своим родным и близким, которые находятся в затруднительной финансовой ситуации. Это справедливо? Как Вы думаете?
  3. Странно, но именно школьники из ингруппы с огромным интересом вчитывались в тексты. Они для себя открыли истинные долганские особенности:

а) умение взрослых и детей уважать друг друга;

б) обращаться взрослых к детям, а детей к взрослым с почтением и уважением.

в) Взрослые смеются, сомневаются и не стесняются собственных ошибок и открыто восхищаются сообразительностью детей.

г) Они находят время на детей, хотя и сильно заняты.

moj-sever-8Это те позитивные моменты этнической культуры долган, на которые обратили пристальное внимание дети из ингруппы. Они открыто задали вопрос мне во время беседы: «А это правда, всё, что написано в этноматериалах? Действительно родители так любят своих детей и находят время для общения с ними?».

Но не я ответила на их вопросы, а девочка из этногруппы. Она не скрывала своего удивления, что такие вопросы могли возникнуть у её одноклассников. И это было для школьников из ингруппы открытием, а главное, отношение к одноклассникам из этногруппы изменилось тут же. Если они на долганских детей смотрели свысока и даже с пренебрежением, то этот эксперимент им открыл глаза на ИСТИНУ межличностных отношений.

Если во время написания диагностической работы № 1, никто из этих групп между собой не общался, то во время эксперимента они спонтанно объединились в одну кооперативную группу и конкурировали с другой.

А я, в качестве человека-невидимки, только наблюдала и фиксировала наблюдения за этим ЧУДОМ взросления детей. От этого эксперимента моя душа «взлетала и плясала». Как говорится, УМ становился добрым, а СЕРДЦЕ становилось умным.

Триединая ГАРМОНИЯ

moj-sever-5Мне думается, что на положительную динамику сформированности когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, как из этнической монокультурной социальной среды, так и поликультурной школьной среды повлияли особенности этнопособия, основанные на триединой Гармонии:

а) человека,

б) природы,

в) животного мира.

  1. будучи свидетелем диалогового общения членов семьи Жарковых, личность ребёнка научается формулировке собственных мыслей.
  2. формируется грамотная математическая речь за счёт чтения вслух диалогов, рассуждений членов семьи, подсказки и советов «меньших братьев».
  3. формируется умение строить внутренний (умственный) план действий через выполнение тренировочных, практических заданий на наглядно-образном этноматериале, когда наглядно-конкретное мышление плавно переходит в теоретическое мышление.
  4. во время формирующего эксперимента на фрагментах этнодидактического пособия самообучались не только школьники, но педагоги и родители.

Между тем, решения тренировочных, типовых задач для овладения знаниями и умениями формируют способность поиска и нахождения принципиально новых решений.

Отсюда вытекает естественный вывод, что при решении текстовых задач школьник формируется как  самообучающаяся личность и при этом приобретает следующие качества мышления:

  • гибкость;
  • глубину;
  • критичность мышления;
  • обоснованность мышления.

Таким образом, разумеется, что для формирования культуры мышления школьнику необходимы задачи формирования культуры мышления:

  1. научить школьников самостоятельно управлять мыслительной деятельностью:

а) анализировать содержание задачи;

б) комбинировать поисковые действия (подходит, не подходит и т.д.);

в) планировать свои действия по решению проблемной части задачи;

г) рефлексировать свои знаниевые компетенции с целью коррекции своих действий.

  1. проявлять интеллектуальную инициативу и поисково-мыслительную активность в постановке целей и нахождения способов их достижения.
  2. повышать уровень:

а) деятельностной самооценки,

б) самосознания,

в) самоконтроля.

Все эти обязательные моменты этнодидактической модели самообучения снижают психологическую тревожность и необоснованную требовательность педагога.

ПОМНИТЕ:

  1. ни в коем случае нельзя сравнивать ребёнка ни с кем, а только с самим собой во времени: год назад, час назад, минуту назад чего он не знал, а тут, в сию секунду, он узнал и научился делать.
  2. искренне выражайте своё восхищение результатами ребёнка в присутствии одноклассников, друзей, родных и т.д.

Согласитесь, это же не так трудно — радоваться УСПЕХАМ ребёнка, их так много, на каждом шагу жизненного пути.

Покажите наглядно и доступно ребёнку — куда бы он не пошёл, что он бы ни делал, везде великое множество ВОЗМОЖНОСТЕЙ! Вы со мной согласны?

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.