Интеллектуальная преемственность программ в этнодидактической модели самообучения самообучения заключается в ступенчатообразном движении саморазвития ребёнка.
Интеллект представляет
структурное равновесие поведения,
являясь, тем самым, …
необходимым и эффективным орудием
во взаимодействиях субъекта
с окружающим миром…
Ж. Пиаже
Для того чтобы обнаружить наличие интеллектуальной преемственности в ходе самообучения личности ребёнка нам предстоит понять внешние и внутренние условия возникновения проблемы «школьной неуспешности» детей из этнокультурной среды жизнедеятельности в природно-климатических условиях проживания Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Внешние условия "школьной неуспешности"
Внешними условиями являются суровые экстремальные природно-климатические условия жизни на Крайнем Севере:
- вечная мерзлота,
- долгая полярная ночь,
- дефицит солнечного света,
- стабильная низкая температура воздуха – от — 50°С до — 60°С,
- короткое лето и т.д.
При переходе детей из этнокультурной среды жизнедеятельности в школьную русскоязычную среду происходит эффект «интерференции» когда по своей природе многонациональная и многоликая матрица российской культуры накладывается на их матрицу:
- образов,
- нравственных ценностей,
- языковых навыков,
- этноязыкового сознания,
- логического (причинно-следственного) мышления.
Именно это определило место наших психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре.
Внутренние условия «школьной неуспешности»
Внутренние условия — это возрастные индивидуально-психологические особенности детей от 9 до 13 лет, где:
- ведущей деятельностью является общение для самопознания,
- когнитивным новообразованием – исследовательская и творческая когнитивно-образовательная деятельность.
Поэтому мы выбрали:
- четвероклассников — школьники начального младшего звена;
- пятиклассников — школьники среднего звена.
Моя исследовательская задача заключалась в том, чтобы выявить наличие интеллектуальной преемственности в когнитивно-образовательной деятельности четвероклассников и пятиклассников, которая определит причину резкого снижения успеваемости пятиклассников. Как правило, дети, успешные в начальных классах, при переходе в среднее звено, резко теряют свою успешность, когда «отличники» становятся «троечниками».
Я была более, чем уверена, что «неуспешность» пятиклассников кроется не только в необъективности учительских оценок, хотя и это надо проверить, а в том, что не продумана интеллектуальная преемственность.
Эти мои ожидания подтвердились полностью в ходе таймырского эксперимента, когда подтвердилась ещё одна гипотеза по поводу неравных возможностей школьников северных школ в сравнении со школами средней полосы России.
Неравные стартовые возможности школьников
Кроме того, у школьников общеобразовательных учреждений Крайнего Севера из-за экстремальных и суровых природно-климатических условий:
- учебный год значительно сокращается. Дети Севера, практически и в общей сложности, не учатся по 2-3 месяца из--за «актировок». Так называется день отсутствия детей в школе из-за штормовых предупреждений для их жизненной безопасности.
- Создаётся проблема авитаминоза организма, который катастрофически и негативно влияет на растущий детский организм.
Вот и получается, что даже эти две причины, а их на самом деле, приличное количество, уже создают для детей ситуацию колоссальной перегрузки:
- нервной системы, которая создаёт условия для психологической тревожности.
- мозговой деятельности, поскольку идёт «прессинг» на механическую память.
Напрашивается вопрос — Как учебный процесс сделать эффективным при дефиците учебного времени?
Для того чтобы ответить на этот вопрос были необходимы психолого-этнодидактические исследования школьников, чтобы:
- выявить характерные затруднения в процессе школьного обучения.
- изучить особенности развития мышления школьников из этнической монокультурной социальной среды путём разработки диагностической работы, содержащей как незнакомое, так и знакомое содержание информационной абстракции.
- изучить особенности развития мышления школьников в условиях поликультурной социальной школьной среды путём самообразования:
а) групп школьников из монокультурной среды — группа из этносреды,
б) этнической группы из поликультурной школьной среды — этногруппа,
в) группы иных культур из поликультурной среды — ингруппа.
- изучить особенность их когнитивно-образовательной деятельности и личностно-интеллектуальную самообучаемость в разных социально-экономических условиях жизни, школьного обучения, воспитания и развития.
- разработать информационно-абстрактное этнодидактическое пособие,
- проверить, как его содержание будет «ложиться» на уже имеющуюся матрицу образов — социокультурный опыт приобретения знаний.
Несомненно, результаты таймырского эксперимента наглядно и убедительно доказали, что эта матрица образов мышления и поведения интегрирует в себе:
- культурно-бытовой уклад жизни,
- владение этноязыковыми навыками,
- находится под влиянием этнокультурных традиций семейного воспитания.
Следовательно, мне удалось выявить характер связи между интеллектуальным, общекультурным развитием детей, этническими особенностями их мышления и спецификой их обучения.
Чтобы не быть голословной, я представляю на суд читателя, как сводную таблицу результатов исследования, так и диаграмму.
Сравнительная таблица интеллектуальной интуиции школьников
№ п/п | Информация | Монокультурная (долганоязычная) среда | Поликультурная (русскоязычная) среда | ||||
Этническая группа | Группа иных культур | ||||||
четвероклассники | пятиклассники | четвероклассники | пятиклассники | четвероклассники | пятиклассники | ||
1. | Успеваемость за предыдущий 2007—2008 учебный год (на «4») | 42 % | 26 % | 13 % | 3 % | 42 % | 21 % |
2. | Диагностическая работа №1 | 8 % | 30 % | 15 % | 29 % | 13 % | 30 % |
3. | Диагностическая работа №2 | 86 % | 85 % | 63 % | 83 % | 64 % | 80 % |
Интеллектуальная интуиция четвероклассников (показатель д/р №1).
Моя задача заключалась в том, чтобы разработать такой тестовый материал, который бы содержал знакомые темы из пройденной программы школьной математики. Знакомое содержание помогло мне выявить:
- объективность педагогического оценивания результатов когнитивно-образовательной деятельности четвероклассников;
- наличие и сформированность когнитивно-образовательной деятельности личности четвероклассника;
- самоопределяемость ребёнка в выборе предметов и содержания когнитивно-образовательной деятельности личности четвероклассника.
Интеллектуальная интуиция пятиклассников (показатель д/р №1)
Параллельно я определила задачу и с пятиклассниками, которая заключалась в том, чтобы разработать такой тестовый материал, который бы содержал знакомые темы из пройденной программы школьной математики. Знакомое содержание помогло мне выявить:
- объективность педагогического оценивания результатов когнитивно-образовательной деятельности пятиклассников;
- наличие и сформированность когнитивно-образовательной деятельности личности пятиклассника;
- самоопределяемость ребёнка в выборе предметов и содержания когнитивно-образовательной деятельности личности пятиклассника.
Реальные результаты исследования
Из результатов сравнительной таблицы и диаграмм видно:
- показатель интеллектуальной интуиции у четвероклассников из этносреды выше, чем у четвероклассников этногруппы и ингруппы из полиэтничной среды.
- показатель диагностической работы № 2 наглядно демонстрирует факт наличия интеллектуальной преемственности в этнодидактической технологии самообучения, когда эксперимент не только снизил показатель интеллектуальной интуиции, но, наоборот, развил до высоких показателей. Можно эти показатели рассмотреть с позиции школьных отметок.
Для более наглядного представления можно условно определить пять уровней, соответствующих пятибалльной системе оценивания знаниево-мыслительной деятельности детей.
«1» — меньше 15 %. Это истинный показатель успеваемости четвероклассников (12 %) и пятиклассников (26 %) из этносреды. А у четвероклассников (13%) и пятиклассников (3 %) из этногруппы в поликультурной школьной среде показатели вообще не выходят за пределы школьной «единицы».
«2» — от 15% до 34 %. В этих пределах показатель «актуального развития» как наглядный пример того, что в учебно-воспитательном процессе в позиции «ученика» с «учебной деятельностью» нет сформированной личности школьника, которая способна самообучаться.
«3» — от 35 % до 62 %
«4» — от 63 % до 93 %. В этих пределах показатель «зоны ближайшего развития» как наглядный пример того, что у личности школьника есть перспектива личностного, психического и интеллектуального развития. Потому что деятельность была не «учебная», а «когнитивно-образовательная», когда самосознание личности ребёнка определило вектор её развития. К сожалению, эксперимент был кратковременным, не все родители были включены в совместную деятельность. Но даже это крохотное число родителей смогло дать импульс саморазвитию детей.
Таким образом, мы доказали необходимость,
во-первых, коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов.
Во-вторых, школьник не должен быть «учеником», а только «самообучающейся личностью».
В-третьих, деятельность не должна быть «учебной», а только «когнитивно-образовательной», когда формированием новообразований, «высших психических функций» управляет самосознание (cognitive) личности ребёнка и определяет программу её перспективного развития.
«5» — от 94 % до 100 %.
«Зона ближайшего развития» личности ребёнка
Логично напрашивается вывод, что социокультурные факторы личностно-интеллектуального процесса самообучения, обучающего этновоспитания и когнитивно-образовательного развития не просто влияют, а ускоряют процесс и расширяют границы «зоны ближайшего развития». А «зона ближайшего развития», которая означает то, что существенным для школьников является не столько то, чему они научаются, сколько, чему школьники способны научиться (Л. С. Выготский).
В дальнейшем понятие «зона ближайшего развития» мы условно заменим понятием «перспектива развития», а понятие «актуальный уровень развития» — понятием «реальное развитие».
Текстовые задачи
А теперь, рассмотрим результаты «учебной задачи» (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов) на примере умения решать текстовые задачи четвероклассниками и пятиклассниками.
И тоже сравним показатели умений решать стандартные задачи с их успеваемостью. Потому как школьные текстовые задачи призваны научить детей мыслить, выделять ключевые (главные) проблемные моменты. Учителя любят требовать с детей: «Выделите в задаче главное».
Вот оно, то противоречие, когда ребёнок не может понять «главное». Например, «Рыбак поймал 30 кг рыбы. Из них оказалось 5 кг Чиров, а сколько же было Муксунов». Конечно, для ребёнка главное – рыбак поймал 30 кг рыбы. А ключевой проблемой (задачей) является количество Муксунов. Если бы учитель попросил у детей выделить проблему, тогда бы всё было правильно.
Ведь есть большой объём исследовательских доказательств, что только проблемная ситуация запускает механизм мыслительно-рассудочной активности детей.
Убедились в том, как знаниево-мыслительная деятельность тесно взаимосвязана с когнитивно-образовательной деятельностью личности ребёнка?
Вот сейчас мы наглядно покажем, как учебно-воспитательный процесс школьного обучения формирует мышление ученика.
А формирует ли вообще?
Приведём конкретное исследование по решению стандартной задачи четвероклассниками и пятиклассниками в условиях неоднородной социокультурной среды их жизнедеятельности.
Сравнительная таблица по решению стандартной задачи
№ п/п | Информация | Монокультурная (долганоязычная) среда | Поликультурная (русскоязычная) среда | ||||
Этническая группа | Группа иных культур | ||||||
четвероклассники | пятиклассники | четвероклассники | пятиклассники | четвероклассники | пятиклассники | ||
1. | Успеваемость за предыдущий учебный год (на «4») | 42 % | 26 % | 13 % | 3 % | 42 % | 21 % |
2. | Диагностическая работа №1 | 7 % | 13 % | 2 % | 9 % | 2 % | 12 % |
3. | Диагностическая работа №2 | 88 % | 85 % | 61 % | 86 % | 72 % | 72 % |
Мыслительная деятельность четвероклассников (показатели д/р № 1 и 2)
Обратите внимание на три важных момента:
- Картина успеваемости четвероклассников в разных социокультуных условиях жизнедеятельности:
а) условия оседлого образа жизни, более приближённого к кочевому, где ещё актуальны традиционный вид хозяйствования, владение родным языком и этнические традиции семейного обучающего воспитания;
б) условия, более приближённые к городским.
- Реальный показатель объёма знаний и навыков учебной деятельности в учебно-воспитательном процессе школьного обучения (до эксперимента);
- Реальный показатель объёма знаний и навыков когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения (после эксперимента).
Мыслительная деятельность пятиклассников (показатели д/р № 1 и 2)
Обратите внимание на три важных момента:
- Картина успеваемости четвероклассников в разных социокультуных условиях жизнедеятельности:
а) условия оседлого образа жизни, более приближённого к кочевому, где ещё актуальны традиционный образ хозяйствования, владение родным языком и этнические традиции семейного обучающего воспитания;
б) условия, более приближённые к городским.
- Реальный объём знаний и навыков учебной деятельности в учебно-воспитательном процессе школьного обучения (до эксперимента);
- Реальный объём знаний и навыков когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения (после эксперимента).
Откровенно говоря, в момент разработки программы эксперимента и его планирования, я ожидала незначительную разницу, где-то в пределах от 5 % до 7 %.
К моему огромному приятному удивлению, результаты таймырского эксперимента превзошли все мои ожидания. Я попросила своих знакомых педагогов перепроверить все работы детей. Они нашли мои собственные ошибки, в пользу детей. Поэтому в качестве объективных показателей я представила именно результаты проверки своих коллег.
По крайней мере, это будет честно по отношению к личности каждого ребёнка, которая умеет мыслить, рассуждать, размышлять, если ей предоставить СВОБОДУ выбора:
- предмета и содержания изучаемого, исследуемого аспекта когнитивно-образовательной деятельности;
- времени на изучение и исследование;
- индивидуальный темп изучения и исследования;
- партнёра, собеседника;
- объёма изучаемого и исследуемого информационно-абстрактного материала;
- максимально приближённого содержания информационно-абстрактного материала к жизненным реалиям ребёнка.
Мыслительная деятельность личности ребёнка
Из наглядного анализа, отображённого в сравнительной таблице и в двух диаграммах по решению стандартной задачи видно, что все три группы:
а) показали низкий уровень мыслительной деятельности независимо от этнической принадлежности. В любом случае, они реальность учебно-воспитательного процесса по формированию мыслительной деятельности у учащихся.
б) все школьники понимали содержание задачи, но неумение думать, рассуждать, выделять проблемную часть задачи не дали им возможности реализовать мыслительные операции:
- анализ,
- синтез,
- обобщение.
Следовательно, «ученик» не способен:
- думать, вспоминая,
- мыслить, наблюдая.
И это правильно, он же объект «учебной деятельности», а не субъект своей когнитивно-образовательной деятельности.
В этой связи, были созданы одинаковые психологические условия самообучения для четвероклассников и пятиклассников, проживающих в следующих социокультурных условиях:
- тундровых посёлков, где нет элементарных условий для жизни:
а) в Сындасско нет даже питьевой воды, потому что вода морская и солёная;
б) печное отопление углём;
в) нет канализации;
г) нет централизованной подачи холодной и горячей воды, людям приходится при от — 50 до — 60 градусов мороза, в пургу добывать лёд для того, чтобы превратить его в холодную, а затем и горячую воду.
- в самой Хатанге, где созданы почти городские условия проживания:
а) централизованное отопление,
б) канализация,
в) питьевая вода,
г) централизованная подача горячей и холодной воды.
Одинаковые психологические условия САМООБУЧЕНИЯ
- информационно-абстрактный этноматериал по математике был у всех один и тот же.
- право выбора участия, партнёра;
- право выбора объёма информационно-абстрактного этноматериала по математике;
- право выбора временной продолжительности занятий,
- право выбора изучения и самостоятельного овладения этнодидактической технологией самообучения в семейное, внеучебное, а потому и свободное, время. Заметьте, его у них было максимум 2 часа.
Следует особо обратить внимание на то, что в содержании этноматериалов изучалась школьная математика, но в контексте этнической культуры коренных малочисленных народностей Крайнего Севера, в частности, долганского этноса — математизация окружающей действительности.
Неожиданные результаты САМООБУЧЕНИЯ
Мы получили, довольно, ошеломляющие результаты:
- мы не ожидали, что за такой короткий промежуток времени (3-5 часов) можно научить детей мыслить, наблюдая, общаясь и споря.
- Мы не ожидали, что дети из ингруппы покажут тоже высокий результат, потому что этническая культура, как правило, не всегда вызывает положительные эмоции из-за того, что сами школьные учителя проявляют полный игнор к культуре этноса, на земле которых они живут, зарабатывают деньги, строят семьи, воспитывают детей, помогают своим родным и близким, которые находятся в затруднительной финансовой ситуации. Это справедливо? Как Вы думаете?
- Странно, но именно школьники из ингруппы с огромным интересом вчитывались в тексты. Они для себя открыли истинные долганские особенности:
а) умение взрослых и детей уважать друг друга;
б) обращаться взрослых к детям, а детей к взрослым с почтением и уважением.
в) Взрослые смеются, сомневаются и не стесняются собственных ошибок и открыто восхищаются сообразительностью детей.
г) Они находят время на детей, хотя и сильно заняты.
Это те позитивные моменты этнической культуры долган, на которые обратили пристальное внимание дети из ингруппы. Они открыто задали вопрос мне во время беседы: «А это правда, всё, что написано в этноматериалах? Действительно родители так любят своих детей и находят время для общения с ними?».
Но не я ответила на их вопросы, а девочка из этногруппы. Она не скрывала своего удивления, что такие вопросы могли возникнуть у её одноклассников. И это было для школьников из ингруппы открытием, а главное, отношение к одноклассникам из этногруппы изменилось тут же. Если они на долганских детей смотрели свысока и даже с пренебрежением, то этот эксперимент им открыл глаза на ИСТИНУ межличностных отношений.
Если во время написания диагностической работы № 1, никто из этих групп между собой не общался, то во время эксперимента они спонтанно объединились в одну кооперативную группу и конкурировали с другой.
А я, в качестве человека-невидимки, только наблюдала и фиксировала наблюдения за этим ЧУДОМ взросления детей. От этого эксперимента моя душа «взлетала и плясала». Как говорится, УМ становился добрым, а СЕРДЦЕ становилось умным.
Триединая ГАРМОНИЯ
Мне думается, что на положительную динамику сформированности когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, как из этнической монокультурной социальной среды, так и поликультурной школьной среды повлияли особенности этнопособия, основанные на триединой Гармонии:
а) человека,
б) природы,
в) животного мира.
- будучи свидетелем диалогового общения членов семьи Жарковых, личность ребёнка научается формулировке собственных мыслей.
- формируется грамотная математическая речь за счёт чтения вслух диалогов, рассуждений членов семьи, подсказки и советов «меньших братьев».
- формируется умение строить внутренний (умственный) план действий через выполнение тренировочных, практических заданий на наглядно-образном этноматериале, когда наглядно-конкретное мышление плавно переходит в теоретическое мышление.
- во время формирующего эксперимента на фрагментах этнодидактического пособия самообучались не только школьники, но педагоги и родители.
Между тем, решения тренировочных, типовых задач для овладения знаниями и умениями формируют способность поиска и нахождения принципиально новых решений.
Отсюда вытекает естественный вывод, что при решении текстовых задач школьник формируется как самообучающаяся личность и при этом приобретает следующие качества мышления:
- гибкость;
- глубину;
- критичность мышления;
- обоснованность мышления.
Таким образом, разумеется, что для формирования культуры мышления школьнику необходимы задачи формирования культуры мышления:
- научить школьников самостоятельно управлять мыслительной деятельностью:
а) анализировать содержание задачи;
б) комбинировать поисковые действия (подходит, не подходит и т.д.);
в) планировать свои действия по решению проблемной части задачи;
г) рефлексировать свои знаниевые компетенции с целью коррекции своих действий.
- проявлять интеллектуальную инициативу и поисково-мыслительную активность в постановке целей и нахождения способов их достижения.
- повышать уровень:
а) деятельностной самооценки,
б) самосознания,
в) самоконтроля.
Все эти обязательные моменты этнодидактической модели самообучения снижают психологическую тревожность и необоснованную требовательность педагога.
ПОМНИТЕ:
- ни в коем случае нельзя сравнивать ребёнка ни с кем, а только с самим собой во времени: год назад, час назад, минуту назад чего он не знал, а тут, в сию секунду, он узнал и научился делать.
- искренне выражайте своё восхищение результатами ребёнка в присутствии одноклассников, друзей, родных и т.д.
Согласитесь, это же не так трудно — радоваться УСПЕХАМ ребёнка, их так много, на каждом шагу жизненного пути.
Покажите наглядно и доступно ребёнку — куда бы он не пошёл, что он бы ни делал, везде великое множество ВОЗМОЖНОСТЕЙ! Вы со мной согласны?
ДЕРЗАЙТЕ!!!
Один комментарий
Оставить комментарий