Интеллектуальная преемственность самообучения

Интеллектуальная преемственность программ в этнодидактической модели самообучения самообучения заключается в ступенчатообразном движении саморазвития ребёнка.

Интеллект представляет

структурное равновесие поведения,

являясь, тем самым, …

необходимым и эффективным орудием

во взаимодействиях субъекта

с окружающим миром…

Ж. Пиаже

Для того чтобы обнаружить наличие интеллектуальной преемственности в ходе самообучения личности ребёнка нам предстоит понять внешние и внутренние условия возникновения проблемы «школьной неуспешности» детей из этнокультурной среды жизнедеятельности в природно-климатических условиях проживания Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Внешние условия "школьной неуспешности"

moj-sever-1Внешними условиями являются суровые экстремальные природно-климатические условия жизни на Крайнем Севере:

  • вечная мерзлота,
  • долгая полярная ночь,
  • дефицит солнечного света,
  • стабильная низкая температура воздуха – от — 50°С до — 60°С,
  • короткое лето и т.д.

При переходе детей из этнокультурной среды жизнедеятельности в школьную русскоязычную среду происходит эффект «интерференции» когда по своей природе многонациональная и многоликая матрица российской культуры накладывается на  их матрицу:

  1. образов,
  2. нравственных ценностей,
  3. языковых навыков,
  4. этноязыкового сознания,
  5. логического (причинно-следственного) мышления.

Именно это определило место наших психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре.

Внутренние условия «школьной неуспешности»

sever-3Внутренние условия —  это возрастные индивидуально-психологические особенности детей от 9 до 13 лет, где:

  1. ведущей деятельностью является общение для самопознания,
  2. когнитивным новообразованием – исследовательская и творческая когнитивно-образовательная деятельность.

Поэтому мы выбрали:

  • четвероклассников — школьники начального младшего звена;
  • пятиклассников — школьники среднего звена.

Моя исследовательская задача заключалась в том, чтобы выявить наличие интеллектуальной преемственности в когнитивно-образовательной деятельности четвероклассников и пятиклассников, которая определит причину резкого снижения успеваемости пятиклассников. Как правило, дети, успешные в начальных классах, при переходе в среднее звено, резко теряют свою успешность, когда «отличники» становятся «троечниками».

Я была более, чем уверена, что «неуспешность» пятиклассников кроется не только в необъективности учительских оценок, хотя и это надо проверить, а в том, что не продумана интеллектуальная преемственность.

Эти мои ожидания подтвердились полностью в ходе таймырского эксперимента, когда подтвердилась ещё одна гипотеза по поводу неравных возможностей школьников северных школ в сравнении со школами средней полосы России.

Неравные стартовые возможности школьников

moj-sever-7Кроме того, у школьников общеобразовательных учреждений Крайнего Севера из-за экстремальных и суровых природно-климатических условий:

  1. учебный год значительно сокращается. Дети Севера, практически и в общей сложности, не учатся по 2-3 месяца из--за «актировок». Так называется день отсутствия детей в школе из-за штормовых предупреждений для их жизненной безопасности.
  2. Создаётся проблема авитаминоза организма, который катастрофически и негативно влияет на растущий детский организм.

Вот и получается, что даже эти две причины, а их на самом деле, приличное количество, уже создают для детей ситуацию колоссальной перегрузки:

  1. нервной системы, которая создаёт условия для психологической тревожности.
  2. мозговой деятельности, поскольку идёт «прессинг» на механическую память.

Напрашивается вопрос — Как учебный процесс сделать эффективным при дефиците учебного времени?

Для того чтобы ответить на этот вопрос были необходимы психолого-этнодидактические исследования школьников, чтобы:

  1. выявить характерные затруднения в процессе школьного обучения.
  2. изучить особенности развития мышления школьников из этнической монокультурной социальной среды путём разработки диагностической работы,  содержащей как незнакомое, так и знакомое содержание информационной абстракции.
  3. изучить особенности развития мышления школьников в условиях поликультурной социальной школьной среды путём самообразования:

moj-sever-3а) групп школьников из монокультурной среды — группа из этносреды,

б) этнической группы из поликультурной школьной среды — этногруппа,

в) группы иных культур из поликультурной среды — ингруппа.

  1. изучить особенность их когнитивно-образовательной деятельности и личностно-интеллектуальную самообучаемость в разных социально-экономических условиях жизни, школьного обучения, воспитания и развития.
  2. разработать информационно-абстрактное этнодидактическое пособие,
  3. проверить, как его содержание будет  «ложиться» на уже имеющуюся матрицу образов — социокультурный опыт приобретения знаний.

Несомненно, результаты таймырского эксперимента наглядно и убедительно доказали, что эта матрица образов мышления и поведения интегрирует в себе:

  1. культурно-бытовой уклад  жизни,
  2. владение этноязыковыми навыками,
  3. находится под влиянием этнокультурных традиций семейного воспитания.

Следовательно, мне удалось выявить характер связи между интеллектуальным, общекультурным развитием детей, этническими особенностями их мышления и спецификой их обучения.

Чтобы не быть голословной, я представляю на суд читателя, как сводную таблицу результатов исследования, так и диаграмму.

 Сравнительная таблица интеллектуальной интуиции школьников

№ п/п Информация Монокультурная (долганоязычная)

среда
Поликультурная (русскоязычная) среда
Этническая группа Группа иных культур
четвероклассники пятиклассники четвероклассники пятиклассники четвероклассники пятиклассники
1. Успеваемость за предыдущий 2007—2008 учебный год

(на «4»)
42 % 26 % 13 % 3 % 42 % 21 %
2. Диагностическая работа №1 8 % 30 % 15 % 29 % 13 % 30 %
3. Диагностическая работа №2 86 % 85 % 63 % 83 % 64 % 80 %

diagramma-intellekta-4klИнтеллектуальная интуиция четвероклассников (показатель д/р №1).

Моя задача заключалась в том, чтобы разработать такой тестовый материал, который бы содержал знакомые темы из пройденной программы школьной математики. Знакомое содержание помогло мне выявить:

  1. объективность педагогического оценивания результатов когнитивно-образовательной деятельности четвероклассников;
  2. наличие и сформированность когнитивно-образовательной деятельности личности четвероклассника;
  3. самоопределяемость ребёнка в выборе предметов и содержания когнитивно-образовательной деятельности личности четвероклассника.

diagramma-intellekta-5-klИнтеллектуальная интуиция пятиклассников (показатель д/р №1)

Параллельно я определила задачу и с пятиклассниками, которая заключалась в том, чтобы разработать такой тестовый материал, который бы содержал знакомые темы из пройденной программы школьной математики. Знакомое содержание помогло мне выявить:

  1. объективность педагогического оценивания результатов когнитивно-образовательной деятельности пятиклассников;
  2. наличие и сформированность когнитивно-образовательной деятельности личности пятиклассника;
  3. самоопределяемость ребёнка в выборе предметов и содержания когнитивно-образовательной деятельности личности пятиклассника.

Реальные результаты исследования

Из результатов сравнительной таблицы и диаграмм видно:

  1. показатель интеллектуальной интуиции у четвероклассников  из этносреды выше, чем у четвероклассников этногруппы и ингруппы из полиэтничной среды.
  2. показатель диагностической работы № 2 наглядно демонстрирует факт наличия интеллектуальной преемственности в этнодидактической технологии самообучения, когда эксперимент не только снизил показатель интеллектуальной интуиции, но, наоборот, развил до высоких показателей. Можно эти показатели рассмотреть с позиции школьных отметок.

Для более наглядного представления можно условно определить пять уровней, соответствующих пятибалльной системе оценивания знаниево-мыслительной деятельности детей.

«1» — меньше 15 %. Это истинный показатель успеваемости четвероклассников (12 %) и пятиклассников (26 %) из этносреды. А у четвероклассников (13%) и пятиклассников (3 %) из этногруппы в поликультурной школьной среде показатели вообще не выходят за пределы школьной «единицы».

«2» — от 15% до 34 %. В этих пределах показатель «актуального развития» как наглядный пример того, что в учебно-воспитательном процессе в позиции «ученика» с «учебной деятельностью» нет сформированной личности школьника, которая способна самообучаться.

«3» — от 35 % до 62 %

«4» — от 63 % до 93 %. В этих пределах показатель «зоны ближайшего развития» как наглядный пример того, что у личности школьника есть перспектива личностного, психического и интеллектуального развития. Потому что деятельность была не «учебная», а «когнитивно-образовательная», когда самосознание личности ребёнка определило вектор её развития. К сожалению, эксперимент был кратковременным, не все родители были включены в совместную деятельность. Но даже это крохотное число родителей смогло дать импульс саморазвитию детей.

Таким образом, мы доказали необходимость,

во-первых, коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов.

Во-вторых, школьник не должен быть «учеником», а только «самообучающейся личностью».

В-третьих, деятельность не должна быть «учебной», а только «когнитивно-образовательной», когда формированием новообразований, «высших психических функций» управляет самосознание (cognitive) личности ребёнка и определяет программу её перспективного развития.

«5» — от 94 % до 100 %.

«Зона ближайшего развития» личности ребёнка

Логично напрашивается вывод, что социокультурные факторы личностно-интеллектуального процесса самообучения, обучающего этновоспитания и когнитивно-образовательного развития не просто влияют, а ускоряют процесс и расширяют границы «зоны ближайшего развития». А «зона ближайшего развития», которая означает то, что существенным для школьников является не столько то, чему они научаются, сколько, чему школьники способны научиться (Л. С. Выготский).

В дальнейшем понятие «зона ближайшего развития» мы условно заменим понятием «перспектива развития», а понятие «актуальный уровень развития» — понятием «реальное развитие».

Текстовые задачи

А теперь, рассмотрим результаты «учебной задачи» (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов) на примере умения решать текстовые задачи четвероклассниками и пятиклассниками.

И тоже сравним показатели умений решать стандартные задачи с их успеваемостью. Потому как школьные текстовые задачи призваны научить детей мыслить, выделять ключевые (главные) проблемные моменты. Учителя любят требовать с детей: «Выделите в задаче главное».

moj-sever-6Вот оно, то противоречие, когда ребёнок не может понять «главное». Например, «Рыбак поймал 30 кг рыбы. Из них оказалось 5 кг Чиров, а сколько же было Муксунов». Конечно, для ребёнка главное – рыбак поймал 30 кг рыбы. А ключевой проблемой (задачей) является количество Муксунов. Если бы учитель попросил у детей выделить проблему, тогда бы всё было правильно.

Ведь есть большой объём исследовательских доказательств, что только проблемная ситуация запускает механизм мыслительно-рассудочной активности детей.

Убедились в том, как знаниево-мыслительная деятельность тесно взаимосвязана с когнитивно-образовательной деятельностью личности ребёнка?

Вот сейчас мы наглядно покажем, как учебно-воспитательный процесс школьного обучения формирует мышление ученика.

А формирует ли вообще?

Приведём конкретное исследование по решению стандартной задачи четвероклассниками и пятиклассниками в условиях неоднородной социокультурной среды их жизнедеятельности.

Сравнительная таблица по решению стандартной задачи

№ п/п Информация Монокультурная (долганоязычная)

среда
Поликультурная (русскоязычная) среда
Этническая группа Группа иных культур
четвероклассники пятиклассники четвероклассники пятиклассники четвероклассники пятиклассники
1. Успеваемость за предыдущий учебный год

(на «4»)
42 % 26 % 13 % 3 % 42 % 21 %
2. Диагностическая работа №1 7 % 13 % 2 % 9 % 2 % 12 %
3. Диагностическая работа №2 88 % 85 % 61 % 86 % 72 % 72 %

diagramma-intellekta-4-1klМыслительная деятельность четвероклассников (показатели д/р № 1 и 2)

Обратите внимание на три важных момента:

  1. Картина успеваемости четвероклассников в разных социокультуных условиях жизнедеятельности:

а) условия оседлого образа жизни, более приближённого к кочевому, где ещё актуальны традиционный вид хозяйствования, владение родным языком и этнические традиции семейного обучающего воспитания;

б) условия, более приближённые к городским.

  1. Реальный показатель объёма знаний и навыков учебной деятельности в учебно-воспитательном процессе школьного обучения (до эксперимента);
  2. Реальный показатель объёма знаний и навыков когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения (после эксперимента).

diagramma-intellekta-5-1-klМыслительная деятельность пятиклассников (показатели д/р № 1 и 2)

Обратите внимание на три важных момента:

  1. Картина успеваемости четвероклассников в разных социокультуных условиях жизнедеятельности:

а) условия оседлого образа жизни, более приближённого к кочевому, где ещё актуальны традиционный образ хозяйствования, владение родным языком и этнические традиции семейного обучающего воспитания;

б) условия, более приближённые к городским.

  1. Реальный объём знаний и навыков учебной деятельности в учебно-воспитательном процессе школьного обучения (до эксперимента);
  2. Реальный объём знаний и навыков когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения (после эксперимента).

Откровенно говоря, в момент разработки программы эксперимента и его планирования, я ожидала незначительную разницу, где-то в пределах от 5 % до 7 %.

К моему огромному приятному удивлению, результаты таймырского эксперимента превзошли все мои ожидания. Я попросила своих знакомых педагогов перепроверить все работы детей. Они нашли мои собственные ошибки, в пользу детей. Поэтому в качестве объективных показателей я представила именно результаты проверки своих коллег.

По крайней мере, это будет честно по отношению к личности каждого ребёнка, которая умеет мыслить, рассуждать, размышлять, если ей предоставить СВОБОДУ выбора:

  1. предмета и содержания изучаемого, исследуемого аспекта когнитивно-образовательной деятельности;
  2. времени на изучение и исследование;
  3. индивидуальный темп изучения и исследования;
  4. партнёра, собеседника;
  5. объёма изучаемого и исследуемого информационно-абстрактного материала;
  6. максимально приближённого содержания информационно-абстрактного материала к жизненным реалиям ребёнка.

Мыслительная деятельность личности ребёнка

Из наглядного анализа, отображённого в сравнительной таблице и в двух диаграммах по решению стандартной задачи видно, что все три группы:

а) показали низкий уровень мыслительной деятельности независимо от этнической принадлежности. В любом случае, они реальность учебно-воспитательного процесса по формированию мыслительной деятельности у учащихся.

б) все школьники понимали содержание задачи, но неумение думать, рассуждать, выделять проблемную часть задачи не дали им возможности реализовать мыслительные операции:

  • анализ,
  • синтез,
  • обобщение.

Следовательно, «ученик» не способен:

  1. думать, вспоминая,
  2. мыслить, наблюдая.

moj-sever-4И это правильно, он же объект «учебной деятельности», а не субъект своей когнитивно-образовательной деятельности.

В этой связи, были созданы одинаковые психологические условия самообучения для четвероклассников и пятиклассников, проживающих в следующих социокультурных условиях:

  1.  тундровых посёлков, где нет элементарных условий для жизни:

а) в Сындасско нет даже питьевой воды, потому что вода морская и солёная;

б) печное отопление углём;

в) нет канализации;

г) нет централизованной подачи холодной и горячей воды, людям приходится при от — 50 до — 60 градусов мороза, в пургу добывать лёд для того, чтобы превратить его в холодную, а затем и горячую воду.

  1. в самой Хатанге, где созданы почти городские условия проживания:

а) централизованное отопление,

б) канализация,

в) питьевая вода,

г) централизованная подача горячей и холодной воды.

Одинаковые психологические условия САМООБУЧЕНИЯ

  1. информационно-абстрактный этноматериал по математике был у всех один и тот же.
  2. право выбора участия, партнёра;
  3. право выбора объёма информационно-абстрактного этноматериала по математике;
  4. право выбора временной продолжительности занятий,
  5. право выбора изучения и самостоятельного овладения этнодидактической технологией самообучения в семейное,  внеучебное, а потому и свободное, время. Заметьте, его у них было максимум 2 часа.

Следует особо обратить внимание на то, что в содержании этноматериалов изучалась школьная математика, но в контексте этнической культуры коренных малочисленных народностей Крайнего Севера, в частности, долганского этноса — математизация окружающей действительности.

Неожиданные результаты САМООБУЧЕНИЯ

Мы получили, довольно, ошеломляющие результаты:

  1. мы не ожидали, что за такой короткий промежуток времени (3-5 часов) можно научить детей мыслить, наблюдая, общаясь и споря.
  2. Мы не ожидали, что дети из ингруппы покажут тоже высокий результат, потому что этническая культура, как правило, не всегда вызывает положительные эмоции из-за того, что сами школьные учителя проявляют полный игнор к культуре этноса, на земле которых они живут, зарабатывают деньги, строят семьи, воспитывают детей, помогают своим родным и близким, которые находятся в затруднительной финансовой ситуации. Это справедливо? Как Вы думаете?
  3. Странно, но именно школьники из ингруппы с огромным интересом вчитывались в тексты. Они для себя открыли истинные долганские особенности:

а) умение взрослых и детей уважать друг друга;

б) обращаться взрослых к детям, а детей к взрослым с почтением и уважением.

в) Взрослые смеются, сомневаются и не стесняются собственных ошибок и открыто восхищаются сообразительностью детей.

г) Они находят время на детей, хотя и сильно заняты.

moj-sever-8Это те позитивные моменты этнической культуры долган, на которые обратили пристальное внимание дети из ингруппы. Они открыто задали вопрос мне во время беседы: «А это правда, всё, что написано в этноматериалах? Действительно родители так любят своих детей и находят время для общения с ними?».

Но не я ответила на их вопросы, а девочка из этногруппы. Она не скрывала своего удивления, что такие вопросы могли возникнуть у её одноклассников. И это было для школьников из ингруппы открытием, а главное, отношение к одноклассникам из этногруппы изменилось тут же. Если они на долганских детей смотрели свысока и даже с пренебрежением, то этот эксперимент им открыл глаза на ИСТИНУ межличностных отношений.

Если во время написания диагностической работы № 1, никто из этих групп между собой не общался, то во время эксперимента они спонтанно объединились в одну кооперативную группу и конкурировали с другой.

А я, в качестве человека-невидимки, только наблюдала и фиксировала наблюдения за этим ЧУДОМ взросления детей. От этого эксперимента моя душа «взлетала и плясала». Как говорится, УМ становился добрым, а СЕРДЦЕ становилось умным.

Триединая ГАРМОНИЯ

moj-sever-5Мне думается, что на положительную динамику сформированности когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, как из этнической монокультурной социальной среды, так и поликультурной школьной среды повлияли особенности этнопособия, основанные на триединой Гармонии:

а) человека,

б) природы,

в) животного мира.

  1. будучи свидетелем диалогового общения членов семьи Жарковых, личность ребёнка научается формулировке собственных мыслей.
  2. формируется грамотная математическая речь за счёт чтения вслух диалогов, рассуждений членов семьи, подсказки и советов «меньших братьев».
  3. формируется умение строить внутренний (умственный) план действий через выполнение тренировочных, практических заданий на наглядно-образном этноматериале, когда наглядно-конкретное мышление плавно переходит в теоретическое мышление.
  4. во время формирующего эксперимента на фрагментах этнодидактического пособия самообучались не только школьники, но педагоги и родители.

Между тем, решения тренировочных, типовых задач для овладения знаниями и умениями формируют способность поиска и нахождения принципиально новых решений.

Отсюда вытекает естественный вывод, что при решении текстовых задач школьник формируется как  самообучающаяся личность и при этом приобретает следующие качества мышления:

  • гибкость;
  • глубину;
  • критичность мышления;
  • обоснованность мышления.

Таким образом, разумеется, что для формирования культуры мышления школьнику необходимы задачи формирования культуры мышления:

  1. научить школьников самостоятельно управлять мыслительной деятельностью:

а) анализировать содержание задачи;

б) комбинировать поисковые действия (подходит, не подходит и т.д.);

в) планировать свои действия по решению проблемной части задачи;

г) рефлексировать свои знаниевые компетенции с целью коррекции своих действий.

  1. проявлять интеллектуальную инициативу и поисково-мыслительную активность в постановке целей и нахождения способов их достижения.
  2. повышать уровень:

а) деятельностной самооценки,

б) самосознания,

в) самоконтроля.

Все эти обязательные моменты этнодидактической модели самообучения снижают психологическую тревожность и необоснованную требовательность педагога.

ПОМНИТЕ:

  1. ни в коем случае нельзя сравнивать ребёнка ни с кем, а только с самим собой во времени: год назад, час назад, минуту назад чего он не знал, а тут, в сию секунду, он узнал и научился делать.
  2. искренне выражайте своё восхищение результатами ребёнка в присутствии одноклассников, друзей, родных и т.д.

Согласитесь, это же не так трудно — радоваться УСПЕХАМ ребёнка, их так много, на каждом шагу жизненного пути.

Покажите наглядно и доступно ребёнку — куда бы он не пошёл, что он бы ни делал, везде великое множество ВОЗМОЖНОСТЕЙ! Вы со мной согласны?

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.