Как формировать и развивать Личность ребёнка

Как формировать и развивать ЛИЧНОСТЬ ребёнка далеко не праздный вопрос, хотя тысячелетиями избитое словосочетание на слуху представителей многих поколений.

Учите ребёнка классифицировать предметы и явления

и сравнивать их между собой

Джейми Эскаланте

К сожалению, в школьной среде личность ребёнка подвергается серьёзной коррекции из-за проблемы «школьной неуспешности». Негативный заряд «школьной неуспешности» копится на протяжении школьных лет в процессе обучения.

Зона риска

2015-12-25-10-40-36Негативное воздействие проблемы «школьной неуспешности» особенно явным становится в кризисные моменты детского развития, когда в зоне риска оказываются отношения с семьёй и с друзьями, а также всё, что касается дел, связанных с педагогическим коллективом и правоохранительными органами.

Кроме того, «школьная неуспешность» прессингует психику ребёнка, обретая форму «неуверенности в себе».

Ситуация неуверенности в себе усугубляется тем, что большинство активных действий направлено на то, чтобы кому-то доказать свою личностную значимость, доказательство которой влечёт за собой быстрые, острые и исключительно жёсткие события, способные полностью дестабилизировать поведенческий и мыслительный факторы развития личности ребёнка.

Задача взрослых сводится к тому, чтобы не допустить ситуацию «школьной неуспешности» ребёнка.

В этом случае разрушительное воздействие психологической тревожности на личность ребёнка  пройдёт мимо него и не причинит никакого вреда.

Болезненность ребёнка

В результате психологической тревожности, беспокойства и волнения  у ребёнка понижается сопротивляемость организма, снижается иммунитет, и он становится уязвим для микробов. Причина болезни ребёнка кроется в самом беспокойстве.

2016-02-01-09-21-39Ощущение безопасности, уверенности в себе – это ключевое условие хорошего самочувствия ребёнка. Психологическое спокойствие ребёнка, возникающее в результате его самодостаточности, полезности социуму:

  • умиротворяет детский ум,
  • успокаивает хрустально хрупкие нервы.

Родителям необходимо научить ребёнка методам, которые помогут ему устранить физическое напряжение из своего тела. Можно научить его аутотренингу: «Я спокоен! Я совершенно спокоен! Я избавляюсь от физического, нервного и умственного напряжения! Я отдыхаю!».

Или можете сами придумать какой-то текст. Потому что любое слово, согласно Дэвиду Гарольду Финку, является ключом ко всем видам гипноза. Об его методике расслабления можно прочитать в книге «Освобождение от нервного напряжения».

Общеизвестно, что ребёнок много времени находится в неподвижном состоянии, потому что этого состояния от него требуют не только в школе, но и транспорте, в общественных местах, а также дома.

По этой причине ребёнку надо обеспечить физическую усталость:

  • плавание,
  • ходьба на лыжах,
  • катание на велосипеде, коньках, роликах,
  • подвижные игры,
  • игры в кегли, в бадминтон, в волейбол, в теннис – это развивает концентрацию внимания, меткость, синхронную координацию движения.

Кстати, полезность усталости от физической нагрузки часто использовал в своей практике здорового образа жизни Теодор Драйзер.

Ниже представлю довольно действенные правила избавления от душевного беспокойства, умственного и физического напряжения, сформулированные Д. Карнеги.

Шесть правил Д. Карнеги

20151126_110323Правило № 1. Отдыхайте до того как возникнет усталость.

Правило № 2. Учитесь освобождать своё тело от напряжения во время работы.

Правило № 3. Если вы домашняя хозяйка, то защищайте своё здоровье и внешность, выполняя дома упражнения для релаксации.

Правило № 4. Применяйте четыре полезных навыков:

  1. Очистите свой рабочий стол от всех бумаг, кроме тех, которые имеют непосредственное отношение к текущей работе. На письменном столе, во время выполнения домашних заданий, должен быть только тот учебник и та рабочая тетрадь школьного предмета, к которому ребёнок готовится. Этот навык ему пригодится на пути к УСПЕХУ.
  2. Решайте задачи в порядке их важности. Ребёнку желательно начинать выполнять задания, в которых он не испытывает особых сложностей, а потом приступать к сложным предметам. Если у ребёнка что-то не получается за 15 минут, то пусть отложит и приступит к другим заданиям, но к этому предмету обязательно возвращается. Именно тогда он прочитает то, что не осознал при первом чтении.
  3. Столкнувшись с проблемой, решайте её немедленно, если у вас есть факты для принятия решения. Принимайте решение быстро.
  4. Научитесь организовывать, делегировать полномочия и контролировать. Важность этого навыка заключается в том, чтобы ребёнок умел экономить время, социализировался.

Правило № 5. Работа с энтузиазмом устранит усталость и беспокойство.

Правило № 6. Вред наносит беспокойство по поводу бессонницы, а не сама бессонница.

Причины, порождающие неуверенность ребёнка

20151123_125958Первая причина заключается в том, что ребёнку некогда думать, говорить и дискутировать во время урока. Во многих школах, ради тишины в классе, педагоги практикуют конспекты, ответы на вопросы в конце параграфа и т.д. Поэтому у ребёнка не формируется понимания того, что он способен выступать.

Вторая причина заключается в том, что он не знает – что значит получать удовольствие от своего выступления.

Третья причина заключается в том, что ребёнок не социализируется. Мы знаем, главным условием социализации ребёнка является осознание полезности социуму в виде выступления, высказывания собственного мнения, опасения, обоснованного приведения доводов, аргументов.

Таким образом, все эти причины мешают ребёнку осознать, осмыслить знаниевые компетенции, которые составляют основу его интеллекта и входят в число тех событий, которые наполняют школьную, повседневную жизнь ребёнка РАДОСТЬЮ.

Следует отметить, что знаниевые компетенции не рождаются и не формируются в классной тишине, потому что без диалога нет возможности, понять степень своей компетентности. Поэтому ребёнку необходимо давать возможность говорить перед аудиторией, детской публикой.

Несомненно, если ребёнок не сформировался как оратор, не приобрёл навыки публичного выступления, то он лишает себя высокой скорости движения на пути к УСПЕХУ.

Навык публичного выступления

sdc12322Как показала педагогическая практика, дети уже в возрасте шести лет увлекаются проектной деятельностью, которая и формирует способность публичного выступления. Навык публичного выступления в школе не прививается вообще.

А для того, чтобы ребёнок смог выступать перед классом, перед группой, ему просто необходимо дать возможность выступить в той теме из сферы жизнедеятельности, в которой он «плавает, как рыба в воде». Мальчик-баскетболист сам найдёт, что сказать. Если девочке, которая увлекается животными и мечтает стать ветеринаром, представить возможность составить рассказ о животных, то она так эту тему разовьёт, что равнодушных слушателей не будет вообще.

Смею заметить, что для детей в возрасте от 3 до 6,5 лет одной из ключевых тем самопознания является именно ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.

Уже только на этом «коньке» наблюдения можно спокойно выстраивать индивидуальную программу развития личности ребёнка. Не надо выдумывать ПРОГРАММЫ индивидуализации личности ребёнка, потому что дети сами всё подсказывают, а педагогу следует только как можно чётко и правильно фиксировать эти бесценные моменты результативного наблюдения.

2016-02-09 11-08-31Более того, процессу формирования навыка публичного выступления и умения слушать собеседника способствует заключительный этап ДНЯ в личностно-интеллектуальной среде самообучения – сюжетно-ролевая ситуация личностно-интеллектуального развития.

Что даёт сюжетно-ролевая ситуация детского развития?

  1. Уверенность в себе, когда ребёнок не испытывает того ощущения, когда отнимается язык от страха перед аудиторией в виде группы дошколят.
  2. Гордость от приобретения ДРУЗЕЙ и их уважения. Их присутствие подстёгивает маленького «оратора», вызывая у него душевный подъём.
  3. Смелость, способность спокойно говорить и ясно, чётче и продуктивнее мыслить. Потому что он начинает осознавать собственные мысли, идеи и факты, о которых ребёнок узнал из книг, телепередач, разговора взрослых и т.д.

Между тем, главным условием формирования навыков ораторского, публичного выступления ребёнка перед мини-аудиторией является проявление настойчивости в процессе самообучения, который базируется на тренировках и практике.

Академия юных

img_0351Я помню, когда Большаков Егор, который блестяще защитил свой исследовательский проект «Двигатель внутреннего сгорания или северный олень», но не смог ответить на вопросы ребят из Москвы и Московской области, в которых он свободно ориентировался.

— Егор, а почему ты промолчал, когда тебе задавали вопросы? – с удивлением и недоумением я поинтересовалась у него.

— У меня язык разбух, высох и к нёбу прилип так, что я не смог его отлепить – признался Егор.

И это не удивительно, потому что за 6 лет обучения в Хатангской школе-интернате, он ни разу не выступал публично перед классом долганских детей, где можно было вставлять долганские слова для пояснения. А тут он должен был безупречно выступить по-русски перед русскоязычной аудиторией. Согласитесь, это мощный психологический стресс, который девятиклассник из тундры смог выдержать достойно. Он ведь больше общался только по-долгански. Он не спасовал перед аудиторией школьников, которые приехали на этот знаменитый научный семинар «Академия юных», который организовали профессора из МГТУ им. Н.Э. Баумана в г. Гагры.

Четыре правила Д. Карнеги по ораторскому искусству

dsc_0632Напомню о том, что Дейл Карнеги так и писал: «Очень многие именитые английские ораторы в своём первом выступлении терпели неудачу, и поэтому теперь в парламенте считается плохим знаком, если молодому оратору удаётся успешно справиться со своей речью. Так что мужайтесь!» (Д. Карнеги, 2003, с. 212).

В этой связи, приведу четыре правила Д. Карнеги, которые помогут не только детям, но и взрослым, извлечь максимум пользы из ораторского искусства.

Правило № 1. Занимайтесь сильным и настойчивым стремлением.

Правило № 2. Твёрдо уясните для себя предмет вашего выступления.

Правило № 3. Будьте уверены в себе.

Правило № 4. Практикуйтесь! Практикуйтесь! Практикуйтесь!

В заключение хочу сказать, что ничто так личность ребёнка не поднимает в глазах одноклассников, как:

  1. умение чётко мыслить,
  2. умение с удовольствием красиво и грамотно говорить,
  3. держаться перед мини-аудиторией легко и уверенно, демонстрируя чувство собственного ДОСТОИНСТВА.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.