Site icon etnorazum.ru

Как научить ребёнка писать и читать

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Как научить ребёнка писать и читать, чтобы решить архиважную проблему самообучения личности ребёнка с опорой на её природные потребности знать (что?) и уметь (как?). Невозможно научить ребёнка в возрасте от 3, 5 до 5 лет научить писать и читать без его желания подражать – самообучаться.

В данной статье речь пойдёт о результатах наблюдения за дошколятами семи детских садов Таймыра. Именно, благодаря наблюдениям за этими детьми, появилась некая технология научения детей писать и читать.

Почему дети, едва научившись читать, а то и не зная всего алфавита, пишут слова? Словосочетания? Предложения?

Во-первых, они учатся правильно подражать. Они по слову, написанному прописными буквами, простым карандашом повторяют контур каждой буквы, нигде не прерываясь. Затем, они это же упражнение выполняют цветными карандашами. Количество цветов ребёнок выбирает сам. Первым таким словом мы брали собственное имя ребёнка. После написания своего имени в гамме семи цветов ребёнок так восхищается результатом своего труда, что он в собственных глазах обретает чувство собственного достоинства. А когда и родители искренне выражают своё удивление, то ребёнок «окрыляется» собственным открытием себя.

Во-вторых, ребёнок самообучается переписывать слово самостоятельно.

В-третьих, в ходе переписывания слова, словосочетания и простого предложения, ребёнок обнаруживает букву, которая никак не получается. Вот тогда педагог показывает графическую технику написания контура буквы. Следует заметить, что с каждой буквой у ребёнка усиливается радость, но вместе с ней, как ни странно, появляется самокритичность.

И наконец, правильно и грамотно написанное предложение разговорной речи позволяет ребёнку выполнить моторный перевод слышимых звуков. Ребёнок, читая написанное предложение, воспроизводит абстрактную исторически созданную умственную (интеллектуальную) культуру, которая означает интерпретацию человеческой мысли, идеи в графических символах (знаках).

Итак, именно в этот момент настоящего времени дети получают истинную РАДОСТЬ от открытия собственной способности – уметь писать. Потому что ребёнок в процессе письма наглядно видит, как звуки превращаются в графические знаки, делая движения рукой.

Таким образом, подобные упражнения (тренировки) осмысленного письма позволяют избежать бесплодных и трудных написаний бесконечного числа палочек и крючков, изнуряющих ум и психику ребёнка. Осознанность и осмысленность написания знакомых слов прописными буквами высвобождает психику ребёнка, порождая и закрепляя чувство собственного достоинства, как личностного качества, сформированного в процессе волевых усилий и высокой концентрации внимания.

В чём пагубность бессмысленного написания множества палочек и крючков?

Во-первых, ребёнок не видит целостности конкретного «житейского понятия»-слова, поскольку любое слово выражает некую мысль. В качестве примера приведём диалог педагога и ребёнка.

— О чём ты мечтаешь?

— Стать космонавтом.

— Сможешь написать свою мечту одним словом? Каким бы ты словом выразил свою мечту?

— Космос.

— Сможешь это слово написать?

— Да. (В этот момент ребёнок берёт книгу «Космос» и начинает писать печатными буквами).

— Не хочешь написать это слово прописными буквами?

— Хочу.

И вот тогда учитель пишет прописными буквами слово «космос», используя простой карандаш. Ребёнок обводит контур каждой буквы цветными карандашами, затем пытается написать данное слово самостоятельно. Вот тут-то и обнаруживаются буквы, в написании которых он затрудняется. Иными словами, появляется логическая цепочка когнитивно-образовательных действий: затруднение → цель → тренировка → результат.

Итак, необходимо ребёнка учить объективно (не предвзято) наблюдать, чтобы грамотно направлять его логическую мысль.

Приведём ещё одну методику письма, тесно связанную с грамматикой русского языка.

  1. Напишите собственное имя. (Дети, как правило, не умеют писать своё имя прописными буквами. Тогда педагог предлагает им табличку 10х21см, в которой крупно написано имя ребёнка. Количество табличек зависит от количества детей в группе).
  2. В слове своего имени простым карандашом отделите слоги вертикальными штрихами.
  3. Начертите схему слогов. Сколько слогов? Сколько прямоугольничков?
  4. Поставьте ударение над ударным слогом.
  5. Назовите количество букв в имени. Каждую букву отделите вертикальными штрихами с помощью простого карандаша. Изобразите слово прямоугольником, в котором будет столько квадратиков, сколько букв в слове.
  6. Каждый квадратик закрасьте цветом, характеризующим твёрдость или мягкость согласного звука и гласного звука. Твёрдый согласный звук закрашиваем синим цветом, мягкий – сине-зелёным цветом, а гласный – красным. Дети уже легко определяют гласный и согласный звуки с помощью прикладывания ладони к гортани. При произношении гласного звука, дети чувствуют вибрацию, а при произношении согласного – нет. При определении звонкого и глухого согласного звука, они основанием кисты плотно закрывают уши, а потом произносят согласный звук. Если они слышат звук, например, «Б», то это звонкий, а если не слышат звука, например, «П», то этот звук глухой.

Работа по составлению предложения.

Для наглядности приведём конкретный пример авторизации слова в предложениях.

  1. Семён читает. Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Графически можно представить предложение двумя прямоугольниками.
  2. Варе предлагается графическое изображение (три прямоугольника) предложения. Варя придумала своё предложение «Семён читает книгу».
  3. Варе предлагается схема из четырёх прямоугольников. Она придумала предложение «Семён читает интересную книгу.».
  4. Семёну предлагается схема из пяти прямоугольников. Он придумал предложение «Семён выразительно читает интересную книгу дедушке.».

Резюмируя описанное выше, можно заметить следующее, во-первых, ум любого ребёнка испытывает высокую степень сопротивляемости при написании, как слова, предложения, так и палочек, крючков. Однако в случае написания слова, словосочетания и предложения ребёнок испытывает интеллектуальный азарт. В то время, как при написании палочек и крючков, когда педагог авторитарно навязывает детям бесплодное их написание, которое истощает привычку ребёнка подражать. Согласно культурно-исторической теории детского развития Л.С. Выготского, педагог искусственно суживает «зону ближайшего развития» ребёнка. Во-вторых, когда ребёнок пишет, мы изучаем не качество техники его письма отдельных букв, а самообучающуюся личность ребёнка. Педагог в этот момент испытывает восхищение и удовольствие от всплеска гаммы эмоций ребёнка, вызванной его собственным открытием «Я написал сам!!!». В-третьих, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей, один ребёнок учится сначала писать, а потом читать. Другой же ребёнок сначала учится читать, а потом писать.

В заключение можно привести ещё одну методику подготовки ребёнка к чтению и письму.

  1. Посмотреть на букву в варианте 3D. В этом случае будет задействован зрительный канал восприятия, подготавливающий зрение к письму.
  2. Ощупать её. В этом случае будет задействован тактильный (кинестетический) канал восприятия, подготавливающий руку к письму.
  3. Отыскать эту букву в куче букв. В этом случае ребёнок проявляет высокую концентрацию внимания, формирующую волевые качества личности.
  4. Обвести её.

 

Exit mobile version