Как научить ребёнка писать и читать, чтобы решить архиважную проблему самообучения личности ребёнка с опорой на её природные потребности знать (что?) и уметь (как?). Невозможно научить ребёнка в возрасте от 3, 5 до 5 лет научить писать и читать без его желания подражать – самообучаться.
В данной статье речь пойдёт о результатах наблюдения за дошколятами семи детских садов Таймыра. Именно, благодаря наблюдениям за этими детьми, появилась некая технология научения детей писать и читать.
Почему дети, едва научившись читать, а то и не зная всего алфавита, пишут слова? Словосочетания? Предложения?
Во-вторых, ребёнок самообучается переписывать слово самостоятельно.
В-третьих, в ходе переписывания слова, словосочетания и простого предложения, ребёнок обнаруживает букву, которая никак не получается. Вот тогда педагог показывает графическую технику написания контура буквы. Следует заметить, что с каждой буквой у ребёнка усиливается радость, но вместе с ней, как ни странно, появляется самокритичность.
Итак, именно в этот момент настоящего времени дети получают истинную РАДОСТЬ от открытия собственной способности – уметь писать. Потому что ребёнок в процессе письма наглядно видит, как звуки превращаются в графические знаки, делая движения рукой.
Таким образом, подобные упражнения (тренировки) осмысленного письма позволяют избежать бесплодных и трудных написаний бесконечного числа палочек и крючков, изнуряющих ум и психику ребёнка. Осознанность и осмысленность написания знакомых слов прописными буквами высвобождает психику ребёнка, порождая и закрепляя чувство собственного достоинства, как личностного качества, сформированного в процессе волевых усилий и высокой концентрации внимания.
В чём пагубность бессмысленного написания множества палочек и крючков?
— О чём ты мечтаешь?
— Стать космонавтом.
— Сможешь написать свою мечту одним словом? Каким бы ты словом выразил свою мечту?
— Космос.
— Сможешь это слово написать?
— Да. (В этот момент ребёнок берёт книгу «Космос» и начинает писать печатными буквами).
— Не хочешь написать это слово прописными буквами?
— Хочу.
И вот тогда учитель пишет прописными буквами слово «космос», используя простой карандаш. Ребёнок обводит контур каждой буквы цветными карандашами, затем пытается написать данное слово самостоятельно. Вот тут-то и обнаруживаются буквы, в написании которых он затрудняется. Иными словами, появляется логическая цепочка когнитивно-образовательных действий: затруднение → цель → тренировка → результат.
Итак, необходимо ребёнка учить объективно (не предвзято) наблюдать, чтобы грамотно направлять его логическую мысль.
Приведём ещё одну методику письма, тесно связанную с грамматикой русского языка.
- Напишите собственное имя. (Дети, как правило, не умеют писать своё имя прописными буквами. Тогда педагог предлагает им табличку 10х21см, в которой крупно написано имя ребёнка. Количество табличек зависит от количества детей в группе).
- В слове своего имени простым карандашом отделите слоги вертикальными штрихами.
- Начертите схему слогов. Сколько слогов? Сколько прямоугольничков?
- Поставьте ударение над ударным слогом.
- Назовите количество букв в имени. Каждую букву отделите вертикальными штрихами с помощью простого карандаша. Изобразите слово прямоугольником, в котором будет столько квадратиков, сколько букв в слове.
- Каждый квадратик закрасьте цветом, характеризующим твёрдость или мягкость согласного звука и гласного звука. Твёрдый согласный звук закрашиваем синим цветом, мягкий – сине-зелёным цветом, а гласный – красным. Дети уже легко определяют гласный и согласный звуки с помощью прикладывания ладони к гортани. При произношении гласного звука, дети чувствуют вибрацию, а при произношении согласного – нет. При определении звонкого и глухого согласного звука, они основанием кисты плотно закрывают уши, а потом произносят согласный звук. Если они слышат звук, например, «Б», то это звонкий, а если не слышат звука, например, «П», то этот звук глухой.
Работа по составлению предложения.
Для наглядности приведём конкретный пример авторизации слова в предложениях.
- Семён читает. Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Графически можно представить предложение двумя прямоугольниками.
- Варе предлагается графическое изображение (три прямоугольника) предложения. Варя придумала своё предложение «Семён читает книгу».
- Варе предлагается схема из четырёх прямоугольников. Она придумала предложение «Семён читает интересную книгу.».
- Семёну предлагается схема из пяти прямоугольников. Он придумал предложение «Семён выразительно читает интересную книгу дедушке.».
- Посмотреть на букву в варианте 3D. В этом случае будет задействован зрительный канал восприятия, подготавливающий зрение к письму.
- Ощупать её. В этом случае будет задействован тактильный (кинестетический) канал восприятия, подготавливающий руку к письму.
- Отыскать эту букву в куче букв. В этом случае ребёнок проявляет высокую концентрацию внимания, формирующую волевые качества личности.
- Обвести её.