Как научиться самоорганизовываться

Как научиться самоорганизовываться? Этот вопрос довольно актуален для взрослых, но не менее важен для детей, чтобы  быть успешным во взрослой жизни.

Жизнедеятельность реально складывается

 в конечном итоге из познания, общения и труда

К.А. Абульханова-Славская

Между тем, в психолого-этнодидактических исследованиях теоретико-практической модели личностно-интеллектуального  процесса самообучения на материале вышеназванного этнодидактического пособия были зафиксированы моменты влияния когнитивно-образовательной  деятельности на навыки самоорганизации самообучающейся личности ребёнка.

Рациональная самоорганизация КОД

2016-01-21-09-57-35Как показал таймырский эксперимент, интеллектуальные, психические и личностные потенциалы саморазвития могут в полной мере проявляться и реализовываться только при рациональной самоорганизации когнитивно-образовательной деятельности школьника и творческой, поисково-исследовательской деятельности подростка и юноши.

Обратимся к исследованиям Шипилиной Л. (Л. Шипилина, 1998, с. 104), где самоорганизация является показателем личной зрелости человека, который характеризуется следующими чертами:

  1. активным деланием себя,
  2. соответствием жизненных выборов индивидуальным особенностям,
  3. согласованием избранной профессии и способностей,
  4. принятого стиля деятельности,
  5. динамических особенностей,
  6. стремлением познать себя,
  7. умением ценить и использовать эффективно и результативно время,
  8. выделять приоритеты в деятельности,
  9. ответственным отношением к делу, своему слову.

Такое ощущение, что при описании сути самоорганизации Л. Шипилина, составила список хаотичных черт.

А по сути то надо было самоорганизацию связать с формированием логической памяти.

Итак, логическая память, будучи регулятором поведения и мыслительной деятельности, способствует:

  • Формированию и саморазвитию личности ребёнка в процессе самообучения.
  • Индивидуализации личности ребёнка в процессе социализации – умение взаимодействовать в команде, регулируя собственным поведением.
  • Самоопределению в предмете и содержании когнитивно-образовательной деятельности.
  • Формированию и развитию сенсорики в сочетании с динамикой движения и самоорганизацией моторной памяти.
  • Максимально результативному использованию временного ресурса.
  • Максимально эффективному использованию своих интеллектуальных ресурсов.
  • Личностному определению приоритетов, чтобы действовать стратегически и ответственно.

 

Семья формирует навыки самоорганизации

p-15Видимо, самоорганизация формируется в семье и уже в школьном возрасте, о чём свидетельствует жизненный пример восьмилетнего мальчика из семьи тундровиков.

Мальчик на оленьей упряжке поехал самостоятельно проверять капканы. Неожиданно в пути задула пурга (сильный ветер со снегом), тогда он принял решение немедленно вернуться (определена цель действий), но следов от саней уже не было видно (возникла проблема возвращения домой). Мальчик решил сориентироваться по звёздам, но небо было затянуто, тогда он обратил внимание на гребни заструг (это наподобие морских волн, но только в кристаллическом состоянии). Он вспомнил, что ветер в тундре меняет своё направление очень часто, тогда он откопал снег и обратил внимание на то, куда наклонена трава под снегом, потому что первый господствующий ветер осенью бывает северным, так он определил местонахождение севера и отправился в путь, но каждый раз останавливался, чтобы откопать снег и проверить правильность направления своего пути.

Таким образом он благополучно добрался до балка (домик на полозьях), где его ждала любимая и счастливая семья.

Технология формирования навыков самоорганизации

p-6Итак, мы видим, что:

1) у школьника возникла мотивация — вернуться домой;

2) школьник самостоятельно и осознанно поставил себе цель — вернуться домой, пока не задула пурга ещё сильней;

3) анализировал ситуацию — обнаружил проблему возвращения домой;

4) моделировал действия по достижению выдвинутой цели — рассмотрел вариацию выхода из сложившегося затруднения;

5) выделил критерии оценки найденного решения — безошибочное и надёжное действие;

6) контролировал ход выполнения как промежуточных, так и конечных результатов деятельности.

Итак, обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу, что, чем выше уровень самоорганизации, тем  ребёнок:

  1. легче овладевает новыми видами деятельности,
  2. увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях,
  3. стабильнее и успешнее ориентируется в привычных сферах жизни.

Функциональные компоненты самоорганизации

А для этого мы, как и все наши предшественники (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис, И. Ф. Свадковский и др.), отметим следующие функциональные компоненты:

  1. целеполагание,
  2. анализ ситуации,
  3. планирование,
  4. самоконтроль,
  5. волевая регуляция,
  6. коррекция.

Но, видимо, целеполаганию должна предшествовать мотивация как потребность в достижении цели, которая стимулирует необходимость планирования конкретных действий с учётом средств и приёмов её осуществления.

Каким образом у восьмилетнего школьника оказалась сформирована самоорганизация, которая свидетельствует о хороших аналитических способностях выделять значимые условия достижения цели?

Скорее всего,  огромную роль в саморазвитии личности ребёнка играют:

  • суровые природно-климатические экстремальные условия жизни северян,
  • их привычка в желании выжить,
  • жить в гармонии с природой,
  • их менталитет и т.д. . Потому что в экстремальных условиях быстрее происходит аналитико-синтетический процесс мыслительной деятельности.

Волевая регуляция собственным поведением

p-2Несомненно, волевая регуляция в таких условиях играет первостепенную роль, потому что «человек с высоким уровнем волевой регуляции может целенаправленно регулировать свои психические процессы и реализовывать свои планы» (О.Б. Рогова, 2005, с. 146).

Более того, если этнодидактический знаниево-информационный материал сможет свободно:

  • мыслить,
  • творить,
  • исследовать.

Как известно все незнакомые предметы, явления и процессы, о которых они читают в учебнике, абстрагируют школьника от его окружающей действительности.

Следовательно, он не видит в этом надобности думать.

Именно по этой причине возникла идея о разработке этнодидактического пособия, которое, как показал таймырский эксперимент, спровоцировало, замотивировало детей думать и добывать новые знания, чтобы  творить и саморазвиваться.

Согласно утверждениям Л.С. Выготского: «…развитие есть процесс образования и возникновения нового» (Л.С. Выготский, 2001, с. 180).

Ответственность детей перед родителями

p-7Как показала многолетняя педагогическая практика работы детьми из тундры, они очень трепетно относятся к своим родителям, их взгляд всегда полон благодарности, которая, видимо, и порождает такое архиважное чувство, как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Между тем, именно ответственность формирует привычку САМООРГАНИЗОВАТЬСЯ.

Можно выстроить некую логическую цепочку: БЛАГОДАРНОСТЬ — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — САМООРГАНИЗАЦИЯ.

Для наглядности и доказательности мною сказанного предположения, я обращаюсь к тому, ЧТО по поводу силы благодарности пишется в притчах «Нового Завета».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.