Мыслительная речь, как и любая «высшая психическая функция» формируется методом «тройного стимула» (З.Н. Ичин-Норбу):

2016-03-30 11-52-56Первый стимул – эмоциональный. Например: «Что означает слово?».

Второй стимул вербально-логический. Например: «Какой смысл содержится в картинке?». Каждый ребёнок, разглядывая одну и ту же картинку, как правило, придаёт свой собственный смысл. В ходе выполнения данного задания-вопроса проявляется уникальность его социокультурного опыта, как проекция конкретной модели взаимоотношений в семье и традиций семейного духовно-нравственного воспитания.

Третий стимул – личностный. Личность ребёнка, сравнивая свой ответ с ответами других детей, обобщает свой личный опыт вербально-логического мышления. Он осознанно воспринимает полифонию смыслов.

208Следует заметить, что этот метод «тройного стимула» применяется строго на культурном наследии конкретного этноса, которыми являются:

  • Загадки;
  • Считалки;
  • Пословицы;
  • Поговорки;
  • Приметы;
  • Стихи отечественных авторов;
  • Рассказы;
  • Сказки;
  • Басни;
  • Живопись;
  • Фотографии.

ТЕХНОЛОГИЯ

формирования мыслительной речи

1-ый этап – формирование умения грамматически правильно изменять названия предметов, явлений, процессов, событий, растений, животных, рыб, птиц, профессий, образовывая отдельные трудные формы слов: научных понятий, категорий (обобщающих слов).

2-ой этап – формирование умений согласовывать слова (на материале конкретной энциклопедии или сказки, рассказа, стихотворения, которые ребёнок выбирает сам):

  • в женском, мужском и среднем родах;
  • в единственном и во множественном числах. Например: лошадь → жеребёнок → табун лошадей;
  • в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах.

3-ий этап – формирование умений правильно употреблять существительные с  предлогами: в, на, под, за.