Речевое мышление, как и любая «высшая психическая функция» формируется методом «тройного стимула» (З.Н. Ичин-Норбу):

Первый стимул – эмоциональный. Например: «Определи звук».

Второй стимул вербально-логический. Например: «Определи местоположение звука». Каждый ребёнок, из набора слов выбирает слова, в которых изучаемый звук расположен: в начале слова; в середине слова; в конце слова. В ходе выполнения данного задания-вопроса проявляется уникальность его социокультурного опыта выполнения мыслительный операций: наблюдения, сравнения, анализа и синтеза.

Третий стимул – личностный. Личность ребёнка, сравнивая своё звукопроизношение с звукопроизношением других детей, обобщает свой личный опыт вербально-логического мышления. Он осознанно и осмысленно воспринимает полифонию звуков в чистоговорках.

2014-08-23 03-06-58Следует заметить, что этот метод «тройного стимула» применяется строго на культурно-историческом наследии конкретного этноса, которыми являются:

  • Загадки;
  • Считалки;
  • Пословицы;
  • Поговорки;
  • Приметы;
  • Стихи отечественных авторов;
  • Рассказы;
  • Сказки;
  • Басни.

ПОЭТАПНОЕ

формирование речевого мышления

1-ый этап – чёткое произношение гласных, а затем и согласных.

2-ой этап – развитие артикуляционного аппарата: постановка звука → автоматизация звука → дифференциация звука.

3-ий этап – формирование умений и навыков вслушивания в звучание слов, слышать отдельные звуки в словах и осознанно выполнять звукобуквенный анализ слова.

ТЕХНОЛОГИЯ

формирования речевого мышления

  1. Произношение звука.
  2. Графическая запись звука – прописная БУКВА по методике З.Н. Ичин-Норбу.
  3. Составление слога по методике З.Н. Ичин-Норбу.
  4. Составление слов: из трёх букв → четырёх букв → пяти букв и т.д.
  5. Составление простого предложения, которое необходимо поэлементно изобразить схематически: заглавная буква → количество прямоугольников (слов) → точка.