Как спровоцировать ребёнка излагать мысли

Чтобы спровоцировать ребёнка излагать мысли, необходимо выполнить архиважные условия, стимулирующие познавательную потребность, заложенную природой развития

Свобода умирает там,

где появляется страх

Симон Соловейчик

Вдумайтесь в эти слова Симона Соловейчика, чтобы представить то, о чём пойдёт речь в этой статье.

Как важно, когда родитель, педагог часто рефлексируют (осознают) собственные действия, поступки, слова, сказанные вслух.

Самый базовый показатель никчёмности взрослого — это СТРАХ ребёнка. Именно он не позволяет ребёнку быть свободным, значит, и развиваться по природным законам саморазвития.

Саморазвитие

Результаты саморазвития не подчиняются количеству прожитых лет, а представляют собой ежевременный бесконечный процесс. Чтобы не быть голословной я приведу конкретный пример ЭТАЛОНА саморазвития.

Так, почему же мы восхищаемся тем, что имеет некий законченный образ-результат прохождения жизненных циклов, но при этом смотрим «сквозь пальцы» на это годовалое ЧУДО природы?

В данной статье пойдёт речь о конкретных авторских методиках, которые пригодятся родителям, педагогам, думающим и прогрессирующим в своём развитии.

4 шага письма

Детки нашей Школы дошколят уже в 3,5 года года готовят свои ручки к приёму письма, чтобы в 4 года уже писать прописными буквами трёхбуквенные слова  - словосочетания — простые предложения.

Методика «След-в-след»

Ребёнку предлагается слово, написанное прописными буквами. Есть маленький и базовый момент — это слово есть короткое и полное имя ребёнка. Какие важные навыки ребёнок получает при выполнении этого упражнения?

  1. учится подражать написанию слова. Развитие ребёнка начинается с подражания. Именно подражание определяет «Зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский);
  2. учится самостоятельно переписывать слово. Ребёнок при этом ощущает чувство гордости за себя. Вот тут-то его самосознание делает колоссальный скачок, мощнейший прорыв в самопознании. Проверьте, и Вы убедитесь в этом сами;
  3. в ходе обведения букв в слове, вдруг, обнаруживается буква, которая никак не выводится правильно.
  4. для тренировки правильного написания буквы даётся визуальная карточка, реализующая технологию написания этой буквы. Ребёнок с огромным удовольствием повторяет снова и снова. И вот, долгожданная ПОБЕДА — буква получилась! Из таких маленьких побед у ребёнка выстраивается адекватное мнение о себе. Потому что в саморазвитии важна адекватная САМООЦЕНКА личности ребёнка. Дети в нашей Школе дошколят никогда не сравнивают себя с кем-то. Они сравнивают себя «здесь и сейчас», с тем «Я», который был вчера. Это ВАЖНО!
Методика «Воронка»

воронка

  1. начинаем изучать гласные звуки. Например, А.
  2. присоединить к ней согласный звук. Например, с
  3. получается слог «са» либо «ас».
  4. дети придумывают слово, где есть слог «са»: сам, самолёт и т.д. Детей сложно остановить во время припоминания слов с определённым слогом. И не надо этого делать, пусть продолжают до тех пор, пока не прозвучит последнее слово.
  5. дети придумывают предложение с любым из слов, где есть слог «са» или «ас». Как правило, общение такого плана переходит плавно в стихотворение — это уже ТЕКСТ!

Итак, ЗВУК => СЛОГ => СЛОВО => ПРЕДЛОЖЕНИЕ (фраза) => ТЕКСТ

В чём суть методики? Что даёт упражнение, основанное на этой методике?

  1. Звуковое произношение, восприятие звука, звуковую конструкцию речи, порождающую МЫСЛЬ, идею.
  2. Непринуждённое спонтанное пополнение словарного запаса, а придумывание слогов, слов вызывает у детей небывалый позитивный эмоциональный БУМ.
  3. В режиме непроизвольного восприятия, воспроизведения развивается ПАМЯТЬ на грамотное их написание, ВНИМАНИЕ на правильное звучание, РЕЧЬ при правильном строении предложения: предмет (что? кто?) + действие (что делает?) + признак (какой?).
  4. В режиме непроизвольности, свободы дети чётко понимают структуру предложения: начинается с заглавной буквы + количество слов + заканчивается: точкой, вопросительным знаком, восклицательным знаком, многоточием. Причём дети не проговаривают эти знаки, а показывают мимикой, голосом или жестом. В этот момент наше занятие превращается в мини-театр.
  5. Придумывание слов, предложений способствует формированию и развитию ВООБРАЖЕНИЯ, которое усиливает развитие ПАМЯТИ.
Разговорная речь

Она представляет собой моторный перевод слышимых звуков. Ребёнок, читая слово, воспроизводит абстрактную, исторически созданную умственную (ментальную, интеллектуальную) культуру, которая означает интерпретацию (толкование) человеческой мысли, идеи, но в графических символах — знаках языка.

Безусловно, только в такие минуты ребёнок получает, ощущает истинную РАДОСТЬ от открытия собственной способности - уметь писать! 

Вы согласны? Нет? Тогда проверьте на собственном ребёнке то, что испытали многие дети в возрасте от 3,5 до 7 лет.

Нейронные связи

Почему в нашей Школе дошколят когнитивно-образовательная деятельность детей организована с 2 лет? Ответом на наши действия может послужить данное видео.

 Структура когнитивно-образовательной деятельности в нашей Школе дошколят выбрана не случайно, не спонтанно, а целенаправленно.

Напомню элементы этой структуры:

1-ый этап — ориентация в личностно-интеллектуальной среде.

2-ой этап — математика.

3-ий этап — фонетика, грамматика, каллиграфическая грамотность, лексика русского языка.

4-ый этап — литературное чтение: стихи, поговорки, считалочки,загадки, пословицы и сказки. Составление собственных рассказов, стихов, ребусов, загадок.

5-ый этап — сюжетно-ролевая ситуация развития личности ребёнка. Вот этот этап считается самым важным. Почему?

  1. активная речевая деятельность детей в непринуждённой обстановке ускоряет познавательный процесс, который влияет на эмоционально-волевую сферу личности ребёнка. С 2 до 5 лет важно ребёнка индивидуализировать через социальную вовлечённость, когда ребёнок общается. Если до 5 лет не уделять внимание речевой деятельности ребёнка, то после 5 лет, тем более, в школе ребёнок будет испытывать огромную проблему адаптации из-за наличия психо-речевой проблемы.
  2. потребность в профессиональной ориентации ускоряет социальную вовлечённость.
  3. потребность в знаниях животного, растительного и водного миров, астрономии, анатомии человека вовлекает детей в процесс общения и взаимодействия, в котором они вовлекаются в партнёрские отношения, когда начинают договариваться.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.