Календарно-тематическое планирование КОД

Календарно-тематическое планирование когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка, как годовая ПРОГРАММА развития детей, в возрасте от 2,5 до 6,5 лет

Свобода — уникальное средство

максимально развивать

личность, характер, ум, чувства,

а заодно дать нам, руководителям

покой и возможность

наблюдать чудо взросления

Мария Монтессори

Броуновская частица

Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка дошкольного возраста напоминает движение «броуновской частицы», потому что самоопределение и выбор аспекта интересов ребёнка настолько непредсказуемы, что только личностно-интеллектуальная среда самообучения сможет в какой-то степени рельефно обозначить границы свободы движения мысли и действий конкретного ребёнка.

20151012_205107

Шестилетний Семён К. печёт ароматные и сладкие булочки. Булочки, сложенные в замысловатые фигуры детскими руками всегда заряжены энергией ДОБРА и ЗДОРОВЬЯ, несущей небывалую позитивную энергетику

Жизнь – это природно-общественная, естественная  ЛАБОРАТОРИЯ.

Где ещё ребёнок увидит, как реализуется закон «Диффузии», вращение по правилу «Воронки», по закону «Центробежной силы».

Программа стратегии КОД

20151007_171708

Шестилетний Семён К. каждый блин начиняет разной начинкой: варенье, мёд, творог, чесночное масло, чесночной морковкой, чесночной свеклой, рыбой, мясом и т.д. Он сам выбирает вид начинки. Вот так формируется творческая личность, но не в четырёх стенах классной комнаты

В этой связи следует заметить, что педагог должен всегда иметь некую программу стратегии когнитивно-образовательной деятельности, что ему поможет фиксировать собственные наблюдения за речевой деятельностью ребёнка.

В качестве примера приведу конкретную плотность когнитивно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Плотность когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности дошкольника

1-ый этап САМООПРЕДЕЛЕНИЕ в личностно-интеллектуальной среде самообучения

Когнитивно-образовательная деятельность ребёнка:

  1. Ориентация в личностно-интеллектуальной среде – 30 минут.
  2. Самоопределение дошкольника в самообучении.
  3. Потребность (мотивация) в самостоятельной организации когнитивно-образовательной деятельности.

Научная сегментация личностно-интеллектуальной среды самообучения:

  • «Растительный и водный мир».
  • «Человек» и «Животный мир».
  • «Космос».
  • «Математика».
  • «Геометрия».
  • «Правописание. Русский язык».
  • «Развитие речи. Чтение»

Интеллектуальная программа —  Ситуативная конкретность.

2-ой этап — КРУГ. «Мозговой штурм» — 20 минут.

Тема. Время

Ключевой вопрос Что для вас значит время?

Дидактический материал — Макет времени «паровозик № 1».

Когнитивно-образовательная цель — распределить по вагонам:

  1. сезоны.
  2. 12 месяцев с названиями.
  3. Номера месяцев.

Дидактический материал Макет времени «паровозик № 2».

Когнитивно-образовательная цель — распределить по вагонам дни недели.

ПЕРЕМЕНА.

  1. Речевая зарядка «часики».
  2. Эстафета «Донеси шар на пальчике».

3-ий этапМ А Т Е М А Т И К А

  1. Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметно-математическая когнитивно-образовательная деятельность – 15 минут.
  2. Сложение чисел с помощью доски на сложение.
  3. Сравнение чисел.

 Индивидуальная интеллектуальная деятельность – 20  минут.

с дидактическими Монтессори-материалами.

v  в  рабочей тетради по математике Л.Г. Петерсон.

Самоконтроль – 10 минут.

Дидактические материалы:

«шершавые цифры».

Технология самообучения:

  1. Диалог педагога с ребёнком – презентация сенсомоторного материала Марии Монтессори.
  2. пальчиком провести по контуру конкретной цифры.
  3. потренироваться на манной крупе.
  4. Потренироваться по написанию «Радужной цифры» (А.Б. Дурманова).
  5. Рабочая тетрадь «РАЗ – ступенька, ДВА – ступенька (Л.Г. Петерсон).

Когнитивно-образовательная цель Контроль и коррекция деятельности. Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить на полку «Рабочего сегмента».

ПЕРЕМЕНА.

  1. Речевая зарядка «Мы идём по линии».
  2. Волейбол с воздушным шаром в парах.

4-ый этапЧ И С Т О П И С А Н И Е.  Р У С С К И Й  Я З Ы К

Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметная грамматико-звуковая когнитивная деятельность – 15 минут.

Дидактические материалы:

«шершавые буквы».

Технология самообучения:

  1. Диалог педагога с ребёнком – презентация сенсомоторного материала Марии Монтессори.
  2. пальчиком провести по контуру конкретной буквы.
  3. потренироваться на манной крупе.
  4. Потренироваться по написанию «Радужной буквы» (А.Б. Дурманова).
  5. Рабочая тетрадь «Прописи».

Самоконтроль – 10 минут.

ПЕРЕМЕНА. Подвижная игра «Гуси, гуси!».

5 – ый этапР А З В И Т И Е  Р Е Ч И. Ч Т Е Н И Е

Индивидуальная интеллектуальная деятельность – 20  минут.

Дидактические материалы:

  1. «радужные буквы» (А.Б. Дурманова).
  2. «звуковой ящик» (М. Монтессори).

Контроль и коррекция деятельности.

Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить на полку «Рабочего сегмента».

Дидактические методички, карточки:

  1. «составь слово из трёх букв»,
  2. «составь слово из двух слогов»,
  3. «составь слово из трёх слогов»,
  4. «составь простое предложение»,
  5. «составь предложение из трёх слов».

Чтение по «Букварю» Н.С. Жуковой 15 минут.

Работа с толковым словарём – 15 минут.

Дидактические материалы:

  1. Букварь.
  2. Толковый словарь дошкольника.
  3. Энциклопедия дошкольника.
  4. Развивающий материал «Ферма».

6 – ой этапС Ю Ж Е Т Н О – Р О Л Е В А Я  С И Т У А Ц И Я 

                                             Р А З В И Т И Я

Дидактические материалы:

  1. «Мамы и детёныши»,
  2. «Птичий двор»,
  3. конструктор «Город»,
  4. «Рыба»,
  5. «Черепаха»,
  6. «Цветок»,
  7. «Одень мальчика»,
  8. «Африканские животные»,
  9. «Европейские животные»

Итак, в качестве наглядного примера приведена плотность одного дня, где чётко проструктурирована  и опредмечена когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка.

Базовые этапы КОД личности ребёнка

  1. Этап и его название.
  2. Предметно-содержательная направленность КОД.
  3. Временная продолжительность КОД.
  4. Набор сенсомоторных дидактических материалов.
  5. Технология самообучения.
  6. Самоконтроль и самокоррекция знаниевых компетенций.

Подробная недельная плотность КОД, как предметно-содержательная нагрузка во времени, описана в электронной книге «Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности».

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.