Категоризация как функция детской психики

Мы будем исходить из положения, что в основе познавательных потребностей ребёнка лежит категоризация, представляющая собой адаптивную функцию детской психики.

Уровень, качество развития личности само есть

условие её участия в жизни общества

К.А. Абульханова-Славская

Что означает "категоризация"?

Если говорить естественным языком, а не научным, то данное понятие означает — познавать, узнавать, исследовать, изучать новое и неизвестное через или с помощью уже знакомых предметов, явлений, процессов и событий.

об-7Например, в «Занимательной математике для северян» математическое понятие «Обыкновенная дробь» даётся через «кусочек юколы», «кусочек рыбного пирога» и т.д.

Можно ещё привести другой пример — диалог американских малышей.

Дети спрашивают у отца:


  • Это правда, что Бог заботится о нас?
  • Правда.
  • И вам нас принёс аист?
  • Да.
  • А подарки раздаёт Санта Клаус?
  • Конечно.
  • Тогда зачем с нами живёте вы?

Как видим из диалога, ребёнок пытается понять суть окружения своего, познав которое он приспосабливается (адаптируется) к среде своей жизнедеятельности.

Что такое адаптивная функция детской психики?

Функция, на языке математики, означает некую зависимость. 2016-08-20 12-40-30Следовательно, приспособление (адаптация) ребёнка к окружающему миру зависит от того:

  • на каком языке он познаёт мир;
  • рядом с ним живут мама и папа или по одному;
  • какие требования (традиции) и правила (обычаи) к нему предъявляет это общество;
  • каким опытом познания владеют люди, с которыми он общается.

Можно привести множество условий, от которых зависит формирование и развитие личности ребёнка.

Что такое детская психика?

Психика, если можно выразиться компьютерным языком, является той папкой, куда собираются разные файлы с некими информациями.

2016-08-20 12-43-43Психика является неким зеркалом души, фотографией души. Она способна запечатлевать:

  • предметы быта, среды жизнедеятельности;
  • события: подарки, именины и т.д.;
  • явления природы: гром, молния, гроза, дождь, снегопад и т.д.
  • процессы: таяния льда, когда твёрдое состояние (лёд) переходит в жидкое (вода); письма, чтения, счёта и т.д.;
  • межличностные отношения людей: родительские ссоры, товарищескую выручку, уважение между родителями, их уступчивость и т.д.

В данном перечне мы привели многофакторность окружающей действительности ребёнка. Мы не можем со всей ответственностью поручиться за то, что может отразиться в детской психике. Факторов много:

  • конкретная модель семьи;
  • чья-то личность;
  • чей-то поступок;
  • чьё-то слово;
  • букашка на траве;
  • радуга на небе и т.д.

Все факторы, либо в одиночку, либо в наборе, комплексе, совокупности «оседают» в подсознательной области психики ребёнка. Об этом хорошо свидетельствуют пословицы:

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Каков ПРИВЕТ, таков ОТВЕТ.

Можно в качестве наглядного примера привести диалог албанских малышей.

Во дворе мальчик таскает на верёвочке пустую консервную банку.

  • Что ты делаешь? — подбежала к нему девочка.
  • Не видишь что ли — собаку выгуливаю.
  • Тогда немедленно надень на неё намордник!

Каким образом категоризация структурирует многофакторность стимулов окружающей среды?

SDC11460Данные фотографии без лишних слов ясно и доступно свидетельствуют о том, как детское мышление структурирует информацию о предметах, явлениях и процессах окружающей реальности, которые стимулируют формирование и развитие психики личности ребёнка.

Как показали исследования (Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс, Дж. Мид и др.) в процессы категоризации включаются другие люди и сам ребёнок как субъект.

2016-08-26 16-34-39Воспринимая других людей, личность ребёнка акцентирует внимание на их сходстве и различии с собой.

Более того, ребёнок непрерывно находится в процессе мыслительной деятельности. Только взрослые не замечают, что ребёнок постоянно сравнивает, выявляет аналогии, чтобы собрать картину мира из «пазлов» житейских ситуаций.

Приведу как наглядный пример диалог грузинского мальчика.

Мама:

  • Вано, смотри! Цыплёнок вылупился из яйца.

Вано (подумав):

  • — Но как он туда залез?

Этнокультурная среда жизнедеятельности

SAS_6414Более того, этнокультурная среда жизнедеятельности, согласно теории социальной идентичности, позволяет ребёнку категоризировать себя и других по их внешнему виду, по манере одеваться, по манере говорить и вести себя в разных житейских ситуациях.

Опасность развития личности ребёнка вне семьи

В самом деле, если ребёнок, которого семья и окружающие воспринимают и оценивают как успешного, сильного, ответственного и самодостаточного, попадает в школьную и интернатную среду, а там его ценность вытесняется на второй план другим ценностным ориентиром, то резко падает его самооценка как личностное суждение о собственной ценности, выражаемой в индивидуально-психологических установках.

Зависимость самооценки ребёнка от его сознания

SAS_7413Между тем, психическая деятельность в разных социальных взаимодействиях определяется степенью самооценки, которая находится в полной зависимости от сознания ребёнка как личностного качества.

Потому что «позитивная самооценка» (Р. Бернс, У. Джемс) ребёнка проявляется в сознательных суждениях его «личности» (К. Роджерс), в которых он практикуется сформулировать свою социально-личностную значимость.

Как следует из вышесказанного, составляющие всей системы оценочных представлений, образов поведения и оценок для социализации личности ребёнка (Л.С. Выготский) играют наиважнейшую роль в личностно-интеллектуальном процессе его  самообучения.

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество

SAS_7209Именно по этой причине было организовано коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей в ходе краткосрочного эксперимента со школьниками на Таймыре.

Здесь следует заметить, что одна из приоритетных задач эксперимента заключалась в том, чтобы у ребёнка была сформирована адекватная и позитивная самооценка, потому что себя школьники могут понять только:

  1. если они себя сравнивают с другими;
  2. если они слышат некое мнение о себе: о своей внешности, об умственных способностях, о физических способностях и т.д.

Несомненно, в результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре входил и показатель самооценки до эксперимента и после эксперимента.

Для определения самооценки каждого школьника, а затем определённого класса школьников мы воспользовались формулой вычисления самооценки личности У. Джемса: самооценка

 

 

Из этой замечательной формулы видно, что степень высокой самооценки ребёнка зависит от уровня его успеха.

Формула самооценки

Но мы несколько изменили эту формулу.

самооценка-1При вычислении самооценки мы в числителе указали результат диагностической работы № 2 (после эксперимента), а в знаменателе – результат диагностической работы № 1 (до эксперимента).

И у нас получилась вполне рабочая формула для вычисления самооценки ребёнка.

Результаты изменения самооценки

 

Представим результаты самооценки после выполнения когнитивно-образовательной деятельности:

  • качественные изменения в интеллекте ребёнка (показатель д/р № 2),
  • существенные изменения в психике, когда дети уверенно и грамотно рассуждали вслух — это и есть показатель формирования «высших психических функций»
  • колоссальные изменения в личности, когда дети правильно (корректно) и объективно (адекватно) иллюстрировали позитивную самооценку.

Внимательный читатель должен заметить во всём, что сказано выше, существенный пробел, состоящий в существовании факта пренебрежения таким понятием, как «категоризация», которая является адаптивной функцией детской психики, структурирующей в комплекс категорий многофакторность стимулов окружающей действительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.