Классические противоречия в дошкольном и школьном образовании имеют негативные последствия в виде личностной, интеллектуальной и профессиональной непригодности.
Преобразование школы требует
новой подготовки преподавателя
Мария Монтессори
Первое противоречие
Оно заключается в том, что игровая деятельность, в моём понимании, не может быть ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте, поскольку для того, чтобы играть необходимо:
- Иметь богатый словарный запас.
- В совершенстве владеть речевой деятельностью.
- Мыслить абстрактными понятиями.
О какой ведущей игровой деятельности можно говорить в возрасте до 7 лет?
Сама ПРИРОДА-МАТУШКА:
- подсказывает,
- ведёт,
- направляет вектор познания,
- определяет направление физиологического роста,
- направляет траекторию саморазвития детской психики.
Принцип этого возрастного отрезка детского саморазвития — НЕ МЕШАТЬ! НЕ НАВРЕДИТЬ!
Итак, первое противоречие – между ведущей игровой деятельностью в дошкольном возрасте и несформированностью сознания у детей.
Второе противоречие
Оно заключается в самом понятии «учебная деятельность», где деятельность, по сути своей, есть естественная активность личности ребёнка. Именно в слове «учебная» зарыта собака с кличкой «Школьная неуспешность», поскольку учёба подразумевает двух «врагов» самообучения:
- Классно-урочную систему обучения, когда установлены чёткие границы, тормозящие скорость детского саморазвития.
- Программы обучения, разработанные в Министерстве образования и науки, ограничивающие педагогические действия и зомбирующие природный разум педагога. Образцом программы обучения можно представить ситуацию «Белка в колесе», когда ни педагог, ни ребёнок не могут остановиться, чтобы поразмыслить.
Вот и получается, если деятельность есть активность, то трудно себе приставить активность, которая возникает на фоне навязывания чужой воли, чужой идеи. Активность — это процесс, основанный на:
- эмоциях,
- желаниях,
- стремлениях,
- потребностях самого ребёнка, как личности.
О какой ведущей учебной деятельности можно утверждать в возрасте от 7 до 10 лет?
Итак, второе противоречие — между ведущей учебной деятельностью в школьном возрасте и отсутствием свободы выбора, которая и определяет истинную активность личности ребёнка в начальной школе.
Следовательно, деятельность личности ребёнка может быть только когнитивно-образовательной.
Напомню, что когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка сочетает в себе такие виды деятельности, как:
- Интеллектуальную осознанность.
- Мыслительную активность.
- Рефлексивную привычку самоконтроля.
Они позволяют ребёнку сформироваться и саморазвиваться как самообучающаяся личность, взаимодействуя с социокультурной средой жизнедеятельности в определённой географической координатной системе.
Третье противоречие
Оно заключается в самом учебно-воспитательном процессе школьного обучения.
Разумеется, УЧИТЬ и ВОСПИТЫВАТЬ — это педагогическая ответственность, которая как-то никак не стыкуется с народной пословицей — ДУРАК ЛЮБИТ УЧИТЬ, А УМНЫЙ — УЧИТЬСЯ!
Думаю, в условиях учебно-воспитательного процесса школьного обучения педагог испытывает ложную ответственность и мнимый страх.
Именно третье противоречие классической педагогики учения и воспитания натолкнуло на идею о личностно-интеллектуальном процессе САМООБУЧЕНИЯ.
Итак, третье противоречие — между учебно-воспитательным процессом и отсутствием личностного выбора предмета и содержания интеллектуальной деятельности. Процесс может быть только личностно-интеллектуальным, потому ЛИЧНОСТЬ решает развивать свой ИНТЕЛЛЕКТ или нет. Этот процесс реализует принцип — ВСЁ в твоих руках! Человек — КУЗНЕЦ своего СЧАСТЬЯ.
Четвёртое противоречие
Оно заключается в понятии «воспитание», которое означает, по сути своей» НАВЯЗЫВАНИЕ личности ребёнка матрицы образов поведения и культуры мышления конкретного человека, который по определению не может быть ЭТАЛОНОМ подражания.
Как ни странно, но часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда детсадовский воспитатель или школьный учитель вне своего учреждения ведут образ жизни, противоречащий той идеологии педагогики, которую они пропагандируют в
образовательном учреждении и требуют от детей.
А что? не так?
Итак, четвёртое противоречие — между воспитанием как навязывания чужого образа поведения и отсутствием понимания и следования природным законам детского саморазвития.
Как я и писала, воспитание, по сути своей, означает навязывание собственного мировоззрения, социокультурного опыта ошибок, неудач взрослого ребёнку.
Принцип воспитания — смотри и делай, как Я, когда ребёнок представляет собой объект воздействия — Я сказал!!! Кто в доме ХОЗЯИН?
А где же личность? Где его собственное «Я»?
Вот и получается, что взрослые воспитывают:
- либо РАБА чужой воли,
- либо ЭГОИСТА.
Однако ни раб, ни эгоист не способны творчески подходить к решению проблемы.
Время сейчас другое — ИНТЕЛЛЕКТ, ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ, ПОЛЕЗНОСТЬ людям становятся дороже золота и денег.
Следовательно, личность может «заиграть всеми цветами радуги, всеми гранями бриллианта» только, если она сама обучается у сильных ЛИДЕРОВ:
- которых «топтали», гнобили коллеги и администрация учреждения,
- которым устраивали всевозможные козни, смешивая честное имя с «грязью», но они не сдались и «встали на ноги» НАЗЛО всем смертям и завистям неудачников, рабов денег и власти!
Как тут не вспомнишь инсайтовые выводы МУДРЕЦА.
Самое большое препятствие — СТРАХ.
Самая большая ошибка — ПАСТЬ ДУХОМ.
Самый опасный человек — ЛЖЕЦ.
Самое коварное чувство — ЗАВИСТЬ.
Самый красивый подарок — ПРОСТИТЬ.
Самая лучшая защита — УЛЫБКА.
Самая мощная сила — ВЕРА …
За время своего отсутствия на сайте я разработала дополнительно ещё несколько чек-листов. Вот список:
- Активизация мыслительной деятельности.
- Вторая базовая идея психолого-этнодидактического эксперимента.
- Генеральная идея дня.
- Главные враги детского самообучения.
- Опыт как средство наглядности в самообучении.
- Первая базовая идея психолого-этнодидактического эксперимента.
- Принципы ПШЭД в ЛИССе.
- Программы КОД.
- Процесс самообучения личности ребёнка.
- Психологические условия формирования понятийного мышления.
- Психология школьной этнодидактики.
- Пятая базовая идея психолого-этнодидактического эксперимента.
- Пять шагов осмысления факта.
- Пять шагов проявления воли.
- Результаты трёхнедельного наблюдения за процессом самообучения.
- Рефлексивное мышление.
- Речь как средство коммуникации.
- Речь развивает мышление.
- Самообучение как основа социализации.
- Самостоятельность личности ребёнка.
- Связь школьной программы с СКО ЛР.
- Система координат.
- Ситуация свободы выбора личности ребёнка.
- СКОЛР
- Структура ЛИПС.
- Технология деятельностного метода.
- Третья базовая идея психолого-этнодидактического эксперимента.
- Трёхшаговая модель педагогического инфобизнеса.
- УАР и ЗБР.
- УДЕ знаний.
- Факторы запоминания есть путь к успеху.
- Фундаментальное единство интеллектуальных программ.
- Четвёртая базовая идея психолого-этнодидактического эксперимента.
- Шестая базовая идея психолого-этнодидактического эксперимента.
- Школа – это…
- Эвристическая беседа.
- Этноязыковое мышление.
- Эффективность ЛИПС.
- Эффективность самообучения.