Ключевые идеи эксперимента

Ключевые идеи эксперимента являются тем скелетом, на который наращиваются инструментарий, методические рекомендации формирования самообучаемости и саморазвития.

Схему опыта должна сначала набросать мысль

И. Кант

Первая идея эксперимента

Индивидуализация когнитивно-образовательной деятельности

В личностно-интеллектуальном процессе самообучения каждая личность ребёнка занимается своей темой когнитивно-образовательной деятельности.

Важную особенность составляет первая ключевая идея эксперимента, когда за основу принципов школьной этнодидактики мы принимаем законы развития «высших психических функций» Л. С. Выготского в силу хорошо проработанной культурно-исторической теории психического развития ребёнка в онтогенезе:

  1. закон опосредствования — закон перехода от натуральных (житейских) к культурным формам поведения. Отсюда и возникает необходимость в коммуникативно-регулятивном сотрудничестве школьников в ходе общения и взаимодействия с взрослыми.
  2. закон социогенеза – закон перехода от социальных (общественно принятых) к индивидуальным (личностным) формам поведения. Следовательно, возникает необходимость в учёте житейского социокультурного опыта ребёнка.
  3. закон вращивания – закон перехода функции извне (внешняя учебная информация) внутрь (осмысливается и осознаётся личностью ребёнка). Этот закон нами используется в личностно-интеллектуальном процессе самообучения двояко:

а) как развитие интеллекта, речевого мышления школьников в ходе когнитивно-образовательной деятельности,

б) как становления самообучающейся личности ребёнка в ходе плодотворного коммуникативно-регулятивного сотрудничества.

  1. закон осознания и овладения математическими знаниями. Здесь уже сама личность школьника принимает решение:

а) по объёму усвоенных математических знаний;

б) по временной рамке их усвоения;

в) по принципу – зачем?

Если учесть, что развитие, — по мнению Л. С. Выготского, — есть процесс образования и возникновения нового, то:

  1. каждая «высшая психическая функция» — это специфическое новообразование.
  2. новообразование – есть сочетание ряда более элементарных функций:

а) непроизвольное внимание,

б) сенсорное восприятие,

в) механическая память и т.д.

в этом новом целом.

Вторая идея эксперимента

Среди родных и близких людей ребёнок чувствует себя комфортно

Личностно-интеллектуальный процесс самообучения уходит корнями в этнокультурную среду жизнедеятельности.

Вторая ключевая идея эксперимента заключалась в проверке двух моментов:

  1. действительно ли младший школьник (7-10 лет) опирается на механическую память, для него мыслить, означает вспоминать, поэтому он склонен сохранять структуру подлинника. Надо полагать, что ему сложнее даётся реконструкция, комбинирование.
  2. младший подросток (11-14 лет)  опирается на семантическую (смысловую) память, для него мыслить означает раскрытие  понятия, явления, процесса в логической последовательности.

Таким образом, мышление личности ребёнка в личностно-интеллектуальном процессе самообучения для нас становится первостепенным, потому что оно является психической функцией, которая перестраивает и изменяет другие психические познавательные процессы:

  • приём внешних воздействий;
  • преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передача в мозг;
  • декодирование и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;
  • приём и передачу в мозг информации о результатах совершённого акта (обратная связь);
  • коррекцию повторных действий с учётом данных обратной связи. С помощью обратной связи происходит сопоставление результата действий с его предварительным планом.

Рефлексивное мышление

Подготовка мелкой моторики руки к технике письма

В ходе изучения геометрических фигур дети осваивают название, форму, элементы геометрической фигуры. В момент обвода контура фигуры и её заштриховки они подготавливают мелкую моторику руки к письму.

В самом деле, следует заметить, что здесь мы не одиноки, так как Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов в качестве предмета и результата «учебной деятельности» рассматривали теоретический тип мышления, психологическим содержанием которого является рефлексия как опосредованный способ познания. Короче говоря, рефлексивное мышление.

Иными словами способ и условия в теории учебной деятельности школьника являются настоящим содержанием теоретического понятия.

Главным условием эффективности содержательной учебной деятельности они считали воображение как способность “видеть” целое, ещё не различая его частей.

К сожалению, эта способность не столько формируется, сколько «натаскивается». Я смотрела видео-уроки тех лет, когда проводился этот эксперимент в Московской школе № 80. Такое ощущение было, что дети, как роботы, слово в слово заучивали и повторяли слова учителя. Поэтому неудивительно, что эти дети «терялись» в среднем звене.

Естественно, такая нетрадиционная задача, как формирование рефлексивного мышления, требует особых способов организации учебной деятельности.

Всё вышесказанное предполагает существование единой учебной программы.

Однако, как показала педагогическая практика, в учебных программах, действующих учебниках нарушена логика подачи математических знаний. И не только здесь имеется проблема самообучаемости ребёнка.

Учебная деятельность

shkolnikiВидимо, всё-таки Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов не смогли в своё время отрефлексировать понятие «учебная деятельность», поскольку «учебная» означает «учиться», но не факт, что личность ребёнка готова понять и принять замысел и требования педагога в силу ряда субъективных причин:

  1. слабой языковой подготовки,
  2. недостаточного опыта общения,
  3. недостаточного опыта взаимодействия с носителями русского языка.

Между тем, педагогические действия школьных учителей превращают процесс передачи информации в скучное дежурное действие, лишённое всяких существенных перспектив.

Кроме того, в результате нарушения логики отношений в школьной математике,  когда получается формула без содержания (смысла), то начинает проявлять себя актуальнейшая проблема «школьной неуспешности». Потому что нет стимула, интриги, мотива к конкретным действиям, характерные для  личностно-интеллектуальной среды самообучения.

Практико-ориентированные дети

Отработка техники броска маута

В ходе отработки технологии точного броска маута у маленького тундровичка формируются: концентрация внимания, координация движения рук, тела и глазной моторики. У личности ребёнка формируется чувство расстояния, ориентация в трёхмерной системе координат, умение ставить конкретную цель, планировать действия, контролировать результат, корректировать действия.

Впрочем, практико-ориентированные дети, в особенности, в деревнях полиэтничной России, воспринимают мир целостно. Они обладают способностью:

  1. фантазировать,
  2. одновременно обрабатывать много разнообразной информации,
  3. рассматривать проблему в целом, не применяя анализа, то есть дети связаны с интуицией, воображением.

Ведь выше было замечено, что необходима школьная программа по математике, которая бы задействовала интуицию и воображение как способность к логике, анализу (левое полушарие), так и способность, специализирующейся на обработке информации в символах и образах (правое полушарие).

Несомненно, в ситуации решения текстовых задач по математике, где школьник, вместо решения задач, составленных авторами учебников на материалах из чуждой для них культурно-бытовой среды, начинает, совместно с взрослыми и одноклассниками, составлять тексты задач, содержание которых берёт из своей социокультурной среды.

В этом то и заключается то, что школьник значительно и более успешно усваивает не только формальные школьные знания, но и приобретает готовность:

  1. к принятию новых целей,
  2. к решению задач творческого характера,
  3. к содействию, к сотрудничеству в интеллектуальной сфере,
  4. к совместному познавательному экспериментированию и поиску.

Полушарии головного мозга

Четырёхлетний Митяйка решает математическую арифметику

Четырёхлетний Митяйка умеет не только считать и выполнять арифметические действия с натуральными числами, но и самостоятельно выполнять в «Рабочей тетради» задания по математической арифметике.

Именно так и должна современная школьная математика гармонично развивать оба полушария:

  1. левое, отвечающее за устную речь, чтение, аудирование, письмо,  грамматику, словарный запас.
  2. правое, которое отвечает за беглость, правильность речи, коммуникативные навыки, уверенность и творчество.

Следовательно, в гармоничной целостности оба полушария позволят развить огромные потенциальные способности самообучающейся личности школьника. Ведь каждое полушарие имеет свою собственную знаниевую базу.

Для маленького человечка окружающий мир предстаёт как то, что Вы сейчас увидите

Потребностно-мотивационная сфера жизнедеятельности

Также следует обратить пристальное внимание читателя на то, что основой любой этнической культуры является развитие потребностно-мотивационной сферы, определяющей характер формирования конкретных черт и качеств личности:

  1. ответственности и чувства внутренней свободы,
  2. чувства собственного достоинства и уважения к другим,
  3. честности и совестливости,
  4. готовности к социально необходимому труду и стремления к нему,
  5. критичности и убеждённости,
  6. наличия твёрдых, не подлежащих пересмотру идеалов, доброты и строгости, инициативности и дисциплинированности,
  7. смелости и готовности идти на определённый риск и осторожности,
  8. избегания ненужного риска (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов и др.)

Мы предполагаем, что причиной этнокультурных различий в познании в большей степени является менталитет детей и педагогов.

Третья идея эксперимента

Мудрый папа - истинный партнёр личности ребёнка

Мудрый папа не на пальцах объясняет законы природы, а в природе и с природой помогает своему сынишке познать МИР предметов, явлений, процессов и событий.

В этой связи возникла третья ключевая идея эксперимента -  разработка методики совместной когнитивно-образовательной деятельности взрослых и детей в личностно-интеллектуальном процессе самообучения на информационно-абстрактных этноматериалах по математике.

Всё это имеет прямое отношение к важным факторам развития коммуникативного потенциала (Р. Бернс, Л. И. Божович, 1995, И. С. Кон, Ж. Нюттен, В. В. Столин, А. К. Толмасова, К. Роджерс, К. Левин, 2001 и др.):

  • общий характер взаимоотношений в семье,
  • уровень эмоционального контакта между родителями и детьми,
  • личный житейский опыт общения и взаимодействия.

Следовательно, стержневым фактором семейного воспитания считается диалог между взрослыми и детьми как единица межличностных отношений.

Согласно исследованиям В. М. Бехтерева, 1905, 1997, 1999, Л. С. Выготского, 1926, 1930, 1984, 2005, 2006, 2008, С. Л. Рубинштейна, 2000, А. Н. Леонтьева, 1972, 1975, 2003, 2005, М. М. Бахтина, В. М. Мясищева и др., психика школьника формируется в онтогенезе в ходе общения (диалога) школьника с взрослым, общения, опосредованного знаками, в частности, словом.

Как принято считать, общение и познавательная деятельность – это специфические формы социальной активности и выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы независимо одна от другой.

Четвёртая идея эксперимента

лицо Этн

Кроме этнопособия самообучения математике разработаны: «Этнотестник по физике и математике», «Этнозадачник по физике», «Обыкновенные дроби» и др.

Для того чтобы сформировать когнитивно-образовательную деятельность в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества необходимо разработать этнодидактическое пособие самообучения математике – это четвёртая идея эксперимента.

В данном этнопособии самообучения математике:

  1. цель интеллектуальной программы  «Ситуативная конкретика» заключается в формировании математических знаний через призму конкретной этнической культуры (чувственное восприятие),
  2. интеллектуальные программы «Опорные сигналы» и «Лист самоконтроля» представляют собой переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению.
  3. Задачи интеллектуальной программы «Опорные сигналы» заключаются в том, чтобы:

а) направлять произвольное внимание,

б) абстрагировать,

в) устанавливать связи,

г) обобщать их с помощью мыслительных операций, способствующих осознанному и осмысленному усвоению математических знаний.

  • интеллектуальные программы «Самопроверка» и «Диагностический тест самообучения» осуществляют переход от абстрактного мышления к культурно опосредуемой практической когнитивно-образовательной деятельности.

Вместе с тем, следует заметить, что интеллектуальная программа «Ситуативная конкретика» содержательно отражает не что иное, как повседневную обстановку действий.

Об этом свидетельствуют фактические материалы исследований зарубежных исследователей, которые пришли к выводу о том, что для лучшего понимания, познания и научения необходимо изучать мир предметов, явлений и событий в повседневной обстановке.

Школьная неуспешность

опять двойкаМы предполагаем, что изучение школьной математики в отрыве от житейского социокультурного опыта ребёнка и приводит к «школьной неуспешности».

Безусловно, за решением проблемы «школьной неуспешности» стоит скорее определенный набор установок и методологических склонностей, связанных:

  1. со знанием,
  2. логическим мышлением,
  3. научением.

А мы знаем, что научение и мышление формируются в социальном контексте и несут на себе отпечаток этнической культуры.

Пятая идея эксперимента

В этой связи, мы сформулируем нашу пятую ключевую идею эксперимента – связь математических знаний с житейским социокультурным опытом детей из моноактивной социокультурной среды.

Совершенно точно Аналусия Д. Шлиманн и Дэвид У. Каррахер подметили: «Школа – составная часть повседневной социальной реальности детей.

Она предполагает определённую культурную практику.

Она обеспечивает знакомство детей с широким кругом символических инструментов:

  1. определёнными языковыми средствами,
  2. таблицами,
  3. системами письма,
  4. записи информации» (цит. по Д. Мацумото, 2003, с.228).

Кроме того, проблему влияния  социальной среды на развитие личности исследовал ряд учёных, среди них и Б. Г. Ананьев, который утверждал: «Особое значение имеет специфическое влияние социального развития личности на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельности человека» (Б. Г. Ананьев, 1968, с.105).

Аппарат опережающего отражения действительности

Как в своё время Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков утверждали: «Общая закономерность состоит в том, что в процессе приспособления живого организма к среде в его внутренней структуре вырабатывается специфический механизм управления – аппарат опережающего отражения действительности» (Б. Ф. Ломов, 1980, с.21).

Именно этот момент «опережающего отражения действительности» необходимо проверить, задав большой объём учебной информации (68 страниц этнопособия – 38 математических тем) за относительно короткое время (3-5 часов занятий по материалам этнопособия).

Шестая идея эксперимента

Самообучающаяся личность Семёна К.

Сама личностно-интеллектуальная среда самообучения стимулирует личность ребёнка к когнитивно-образовательной деятельности.

В этом заключается шестая идея эксперимента -  переход школьников от «уровня актуального развития» в «зону ближайшего развития», который, по сути своей, является индивидуализацией личностно-интеллектуального процесса самообучения. Говоря иначе, личностно-интеллектуальный процесс самообучения является одним из условий школьной успешности ребёнка. Именно в этом процессе самообучения школьник становится самообучающейся  личностью.

Если школьники смогут решить за 15 минут все задания диагностической работы, то, тем самым, мы можем определить «зону ближайшего развития» каждого школьника и сравнить, в какой (монокультурной или поликультурной) социальной среде она больше.

Наличие «ЗБР» и будет свидетельством того, что логическое мышление самообучающейся личности школьника зависит от содержания этнопособия самообучения математике, а не от того, какое полушарие коры головного мозга доминирует.

А это фиксирует момент — произошло ли становление, формирование самообучающейся личности школьника.

Философия формирования личности в этнической среде саморазвития

В заключение следует отметить, что любая этническая среда имеет и религиозную основу формирования личности ребёнка, поэтому я не смогу сказать лучше, чем Ирина Самарина-Лабиринт в своём стихотворении «Сегодня Бог проснулся утром рано...»

 Сегодня Бог проснулся утром рано…
Ирина Самарина-Лабиринт   08.10.2013
Сегодня Бог проснулся утром рано…
Он жалобы и просьбы почитал
И людям из кувшина без обмана
Желаемое в сердце наливал.
Но не у всех открыто было сердце,
И место есть для Чуда не у всех.
То завистью, враждой подпёрта дверца,
То жадность не даёт налить успех…
А у кого-то до краёв разлита
Печаль и безысходность, вот беда.
И Бог жалел, что сердце это скрыто…
Любви хотел налить, да вот куда?
И Бог грустил, что люди не умеют
Сердца и души чистить от обид…
Они с годами в сердце каменеют
И сердце превращается в гранит…
Но Бог ходил, смотрел и улыбался,
Когда сердца влюблённые встречал.
Он брал кувшин и от души старался,
Им счастье в сердце бережно вливал.
А люди постепенно расплескали
Подаренную Богом благодать
И всех вокруг в утрате обвиняли,
Забыв в самих себе вину искать…
Ведь если б мы могли прощать и верить,
Любить, благодарить и отпускать,
То Бог бы мог не каплей счастье мерить,
Кувшин волшебный мог бы весь отдать.
Сегодня Бог проснулся на рассвете.
Огромный ящик с просьбами у ног…
А рядом лишь один без просьб конвертик:
«Благодарю за всё тебя, мой Бог…»

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.