Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности

Развивающаяся личность

выступает  не как замкнутая структура,

а как, включённая

в общественную жизнедеятельность

К.А. Абульханова-Славская

Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности является предметной и целеполагающей в силу того, что именно сознание личности познаёт и узнаёт.

Деятельность, во-первых, может быть целеполагающей, когда наличие цели определяет сознательный образ действий. Когнитивно-образовательная деятельность относится к категории целеполагающей деятельности. Во-вторых, предметной.

Задачами  когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника является усвоение содержания школьной математики и формирование способности интеллектуальной и мыслительной деятельности, которые личность школьника способна воспринять и воспроизводить в видоизмененных ситуациях. Между тем, развитие личности школьника происходит в форме дополнения социокультурного опыта за счёт приобретения новых компетенций на базе старых, то есть обобщение уже сложившихся частных способов и структур умственных действий в более общее.

Общеизвестно, что основу мыслительного процесса составляет обобщение понятий по эмпирическому типу.

В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что общество, диктующее свои законы, становится для ребёнка естественной необходимостью. Потому что ребёнок растёт в определённой социокультурной среде и в ней же развивается как личность. Именно по этой причине познавательная способность стоит на первом месте – когнитивная деятельность.

Однако психика, как отражение окружающей действительности, выступает в качестве проводника социальных воздействий, потому что ребёнок приобщается к социальной среде – психическая деятельность.

В этой связи ещё раз уточним, что механизм продуктивной когнитивно-образовательной деятельности школьника связан, с одной стороны, с познавательной сферой деятельности ребёнка, а с другой – механизмом психических, интеллектуальных и личностных новообразований, являющихся результатом самообучения и самообразования его личности. Кроме того, мышление ребёнка, будучи высшей формой познавательной деятельности, никак не может быть исследовано вне когнитивного и социокультурного факторов в формировании самообучающейся личности школьника.

Здесь следует подчеркнуть, что самообучающаяся личность школьника имеет принципиальное значение для психологии личности, психологии детского развития и педагогической психологии.

Особое внимание уделяется тому, что в психическом развитии ребёнка ключевым элементом является его психика, которая имеет свои психические функции: восприятие, внимание, память, мышление и речь. В процессе развития личности происходят и некие изменения, т.е. появляются образования или, короче, новообразования (Л.С. Выготский).

Как уже было сказано, в интеллектуальном развитии личности ребёнка ключевым элементом является его интеллект, за счёт которого он может адаптироваться к социальной среде, т.е. социализироваться.

Напротив, в личностном развитии ребёнка ключевыми элементами являются его личностные качества: сознание и самосознание, познание и самопознание, воля и характер, эмоции и чувства.

Неоднократно в психологических и педагогических исследованиях утверждалось, что условиями развития личности ребёнка являются, во-первых, приобщение к культуре науки, искусства и т.д.; во-вторых, воспитание духовно-нравственных ценностей; в-третьих, образование как приобретение академических знаний.

Однако в настоящее время остались те же задачи развития личности, но только традиционная форма обучения уже несколько изменилась, процесс обучения уже не может быть учебно-воспитательным, где ребёнка учили (учителя) и воспитывали (учителя и родители). Иными словами, ребёнок лишён права: самому определять предмет своего внимания, изучения, исследования. Он всё время должен существовать в рамках социума, где главенствуют над ним традиции, как принципы жизни и деятельности, и обычаи, как правила поведения. Во времена Я.А. Коменского такие традиции и обычаи были актуальны, потому что обществу был нужен рабочий, крестьянин и ремесленник, за которого думал и решал «хозяин».

Но ведь и общество изменилось, а, значит, на поверхность выходят следующие негативные моменты: высокий уровень безработицы; разрыв преемственности поколений, когда молодёжь должна заботиться о старшем поколении, если им надо зарабатывать; профессиональная неуспешность из-за некачественного среднего и высшего образования; ограниченность географической мобильности молодых людей из недостаточного развития интеллекта, образования; непреодолимое чувство потерянности, отчаяния, никчёмности и неопределённости из-за того, что заводы закрыты, сельское хозяйство заброшено и т.д.

В настоящее время под давлением рыночных отношений изменяются цели и задачи личности, которая должна быть конкурентоспособной. Другими словами, более актуальными стали такие личностные качества, которые, по сути своей, являются качествами лидера: осмысленность  осознанность социальной ответственности; целеустремлённости; владение высокой культурой общения, ведущего здоровый образ жизни; сформированность экологического самосознания; коммуникабельность; компетентность и определённые компетенции и т.д.

К большому сожалению, школьный учитель, зная о выше перечисленных негативных моментах современного общества, продолжает оставаться «традиционщиком». Самое главное забыли современные школьные учителя, что они уже не могут быть единственными носителями информации, носителей информации бесконечное множество на любой вкус и цвет.

Существенными моментами, характеризующими когнитивно-образовательную деятельность самообучающейся личности школьника, следует считать единство, во-первых, языка, выполняющего  две функции, с одной стороны, социальную, а с другой – речевую. Во-вторых, мышления, которому свойственны мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и т.д. В-третьих, сознания личности, которой свойственно познавать, целеполагать, принимать правильное решение, а для этого уметь планировать. Иными словами, личность ребёнка должна владеть способами отношения к окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, с.193, 1977).

 

23 комментария

Оставить комментарий
  1. Appears awesome. They have already genuinely performed their own improve that one to make style and design important. It does not take first time I can basically observe by myself making use of House windows all over again. Operating system, on the other-hand is often a clusterf*ck associated with junk.

    1. Sorry, please, but I haven't understood an essence of written. You couldn't write on more clearly?

  2. I sincerely thank you!

    Good luck!

  3. Dear reader!

    Thank you for the sincere compliment of my website!

    I'm glad my articles are clear to you and you are interested in.

    Will try to write 100 scientific articles on the website to create e-books for sale at a reasonable price.

    Thank you!

  4. WOw!We are the strongest basketball team, we bring you the best shoes.

    1. Извините, я не рекламирую обувь, даже, если она спортивная.

  5. I actually wanted to post a brief message in order to express gratitude to you for all the great guides you are showing here. My time intensive internet lookup has at the end been rewarded with extremely good content to talk about with my great friends. I 'd express that most of us visitors are quite blessed to exist in a very good community with many special individuals with very beneficial techniques. I feel pretty happy to have seen your webpages and look forward to so many more excellent moments reading here. Thanks once again for all the details.

    1. You don't represent how it is pleasant to me to read so pleasant and warm words of gratitude. To write honestly and openly — it is my motto on LIFE. Life is short therefore we have to protect and respect the IDENTITY of each child with love and tenderness. Because they should build new society and to live, create in it GOOD! Thank you!

  6. nike air huarache

    Thank you for all your valuable hard work on this web site. My niece takes pleasure in making time for investigations and it's simple to grasp why. Many of us notice all relating to the powerful method you give powerful tips and hints via this web site and increase participation from visitors on that matter plus our girl is always understanding a lot. Take pleasure in the rest of the new year. You have been doing a brilliant job.

    1. Thank You for Your interest in the subject, which I am never tired to explore! I will continue to share practical and useful techniques! Good Luck To You!!!

    2. A generous thank You for Your lovely words! I will try You and Your colleagues not to disappoint. I will continue to generously share their practical experience. Be happy and successful!

  7. hogan outlet online

    I really wanted to compose a small note to be able to say thanks to you for all the stunning strategies you are giving here. My rather long internet look up has now been recognized with pleasant details to share with my company. I would claim that many of us visitors are quite lucky to exist in a wonderful place with very many special individuals with valuable tips and hints. I feel truly privileged to have encountered the web page and look forward to some more enjoyable moments reading here. Thank you again for a lot of things.

    1. Thank you for such a delightful comment which warms my soul! I will definitely give in your articles useful and proven methods for self-training of children of all ages! Good Luck To You!

    2. A generous thank You for Your lovely words! I will try You and Your colleagues not to disappoint. I will continue to generously share their practical experience. Be happy and successful!

  8. michael kors factory outlet

    I would like to show my admiration for your kindness for folks who have the need for help with this particular question. Your very own commitment to getting the message throughout came to be exceedingly informative and have always helped people like me to realize their endeavors. Your new useful guide entails a great deal a person like me and still more to my peers. Best wishes; from everyone of us.

    1. I sincerely thank you! You have no idea how such smart people like You inspire me!

      With very best wishes, Zoya

  9. Thank You so much for what You inspire me and give such a priceless desire to be useful to people, so they saved the kids! I will definitely keep You and Your friends to please useful and practically tested methods of formation and development of self-learning of the child's personality. Good Luck To You!!!

  10. I sincerely thank You for Your recognition and for Your open admiration of my many years of teaching experience! You're right, I'm really generous with my practically proven and useful for people, methods and copyright practices. It's nice to be useful to people who are so worried about their children! Good Luck To You!!!

  11. Thank You very much for such nice and sincere recognition! I'm happy to help anyone who needs my practically proven and useful techniques! Good Luck To You!!!

    1. What does it mean?

  12. Евгений

    Здравствуйте, если вас интересует спам по комментариям обращайтесь на почту phozik@gmail.com

    1. Благодарю!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.