Развивающаяся личность

выступает  не как замкнутая структура,

а как, включённая

в общественную жизнедеятельность

К.А. Абульханова-Славская

Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности является предметной и целеполагающей в силу того, что именно сознание личности познаёт и узнаёт.

Деятельность, во-первых, может быть целеполагающей, когда наличие цели определяет сознательный образ действий. Когнитивно-образовательная деятельность относится к категории целеполагающей деятельности. Во-вторых, предметной.

Задачами  когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника является усвоение содержания школьной математики и формирование способности интеллектуальной и мыслительной деятельности, которые личность школьника способна воспринять и воспроизводить в видоизмененных ситуациях. Между тем, развитие личности школьника происходит в форме дополнения социокультурного опыта за счёт приобретения новых компетенций на базе старых, то есть обобщение уже сложившихся частных способов и структур умственных действий в более общее.

Общеизвестно, что основу мыслительного процесса составляет обобщение понятий по эмпирическому типу.

В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что общество, диктующее свои законы, становится для ребёнка естественной необходимостью. Потому что ребёнок растёт в определённой социокультурной среде и в ней же развивается как личность. Именно по этой причине познавательная способность стоит на первом месте – когнитивная деятельность.

Однако психика, как отражение окружающей действительности, выступает в качестве проводника социальных воздействий, потому что ребёнок приобщается к социальной среде – психическая деятельность.

В этой связи ещё раз уточним, что механизм продуктивной когнитивно-образовательной деятельности школьника связан, с одной стороны, с познавательной сферой деятельности ребёнка, а с другой – механизмом психических, интеллектуальных и личностных новообразований, являющихся результатом самообучения и самообразования его личности. Кроме того, мышление ребёнка, будучи высшей формой познавательной деятельности, никак не может быть исследовано вне когнитивного и социокультурного факторов в формировании самообучающейся личности школьника.

Здесь следует подчеркнуть, что самообучающаяся личность школьника имеет принципиальное значение для психологии личности, психологии детского развития и педагогической психологии.

Особое внимание уделяется тому, что в психическом развитии ребёнка ключевым элементом является его психика, которая имеет свои психические функции: восприятие, внимание, память, мышление и речь. В процессе развития личности происходят и некие изменения, т.е. появляются образования или, короче, новообразования (Л.С. Выготский).

Как уже было сказано, в интеллектуальном развитии личности ребёнка ключевым элементом является его интеллект, за счёт которого он может адаптироваться к социальной среде, т.е. социализироваться.

Напротив, в личностном развитии ребёнка ключевыми элементами являются его личностные качества: сознание и самосознание, познание и самопознание, воля и характер, эмоции и чувства.

Неоднократно в психологических и педагогических исследованиях утверждалось, что условиями развития личности ребёнка являются, во-первых, приобщение к культуре науки, искусства и т.д.; во-вторых, воспитание духовно-нравственных ценностей; в-третьих, образование как приобретение академических знаний.

Однако в настоящее время остались те же задачи развития личности, но только традиционная форма обучения уже несколько изменилась, процесс обучения уже не может быть учебно-воспитательным, где ребёнка учили (учителя) и воспитывали (учителя и родители). Иными словами, ребёнок лишён права: самому определять предмет своего внимания, изучения, исследования. Он всё время должен существовать в рамках социума, где главенствуют над ним традиции, как принципы жизни и деятельности, и обычаи, как правила поведения. Во времена Я.А. Коменского такие традиции и обычаи были актуальны, потому что обществу был нужен рабочий, крестьянин и ремесленник, за которого думал и решал «хозяин».

Но ведь и общество изменилось, а, значит, на поверхность выходят следующие негативные моменты: высокий уровень безработицы; разрыв преемственности поколений, когда молодёжь должна заботиться о старшем поколении, если им надо зарабатывать; профессиональная неуспешность из-за некачественного среднего и высшего образования; ограниченность географической мобильности молодых людей из недостаточного развития интеллекта, образования; непреодолимое чувство потерянности, отчаяния, никчёмности и неопределённости из-за того, что заводы закрыты, сельское хозяйство заброшено и т.д.

В настоящее время под давлением рыночных отношений изменяются цели и задачи личности, которая должна быть конкурентоспособной. Другими словами, более актуальными стали такие личностные качества, которые, по сути своей, являются качествами лидера: осмысленность  осознанность социальной ответственности; целеустремлённости; владение высокой культурой общения, ведущего здоровый образ жизни; сформированность экологического самосознания; коммуникабельность; компетентность и определённые компетенции и т.д.

К большому сожалению, школьный учитель, зная о выше перечисленных негативных моментах современного общества, продолжает оставаться «традиционщиком». Самое главное забыли современные школьные учителя, что они уже не могут быть единственными носителями информации, носителей информации бесконечное множество на любой вкус и цвет.

Существенными моментами, характеризующими когнитивно-образовательную деятельность самообучающейся личности школьника, следует считать единство, во-первых, языка, выполняющего  две функции, с одной стороны, социальную, а с другой – речевую. Во-вторых, мышления, которому свойственны мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и т.д. В-третьих, сознания личности, которой свойственно познавать, целеполагать, принимать правильное решение, а для этого уметь планировать. Иными словами, личность ребёнка должна владеть способами отношения к окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, с.193, 1977).