Site icon etnorazum.ru

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество

Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество как залог успешности ребёнка в самообучении, потому что житейский опыт приобретается благодаря подражанию окружающим

Любое развитие есть саморазвитие

Гегель

За основу содержания интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» этнодидактического пособия самообучения математике взято утверждение Л.С. Выготского: «У человека основной формой психического развития является усвоение опыта других людей через совместную практику и речь» (Л.С. Выготский).

И здесь возникает новый вопрос: Почему воспитанник школы-интерната, дошкольник, который воспитывался в кругу семьи не социализируются?

Общеизвестно, что личность ребёнка может развиваться только в условиях её включённости в общественные (социально-семейные) отношения – это первое условие его развития.

В данном случае, включённость ребёнка в социальные отношения означает, во-первых, приобщение его к этнической культуре человеческих отношений, идеалов, миропонимания, мировосприятия. Ребёнок в непроизвольном режиме, стихийно вовлекается в коллективные формы жизнедеятельности семьи, рода, общины. Во-вторых, воспитание в определённых традициях и обычаях, отражающих некое восприятие объективной реальности как достояние культуры человечества. Л.С. Выготский в своё время считал воспитание психологическим процессом, поскольку воспитание подразумевает планомерное, целенаправленное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного развития личности ребёнка. В-третьих, школьное образование, представляющий собой определённый  целенаправленный процесс познавательно-мыслительной деятельности личности ребёнка и конечный результат приобретения им способов когнитивно-образовательной деятельности, познавательных навыков и определённого объёма научных знаний. Между тем, образование базируется на результатах развития творческих способностей, мировоззрении и нравственных качествах личности ребёнка. Но источником образования ребёнка является не только школьная среда, но и телевидение, внешкольная социальная среда, кино, СМИ и т.д.

Тонкая ручная тесно связана с работой мозга. Возможно, поэтому дети из тундры имеют острый и пытливый ум.

Однако анализ принципов и критериев отбора содержания школьного образования показывает, что они существуют параллельно школьной жизни ребёнка. Данный тезис объясняется тем, что информация в современном мире нанотехнологий быстро теряет свою ценность. Рассмотрим каждый принцип под углом его жизненной реализации.

Первый принцип соответствия социальному заказу. Не потому ли с каждым годом выпускники школ Российской Федерации пополняют армию безработных, что этот принцип не реализуется?

Второй принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала. Но почему то результаты ЕГЭ с каждым годом показывают результаты далеко неутешительные. Видимо, всё-таки нет связи психолого-педагогических теорий с практикой школьного образования.

Третий принцип учёта реальных возможностей того или иного процесса обучения. Странно, как можно сформировать самообучающуюся личность школьника, сохраняя старые формы, средства, методы, технологии обучения. Результатом их применения является «школьная неуспешность» детей, заканчивающих школу со справкой «… прослушал курс» — это «шлагбаум» в будущее.

Четвёртый принцип гуманизации, который заключается в освоении детьми гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии. Любопытно, но почему-то современные выпускники в одну кучу собирают события, связанные с Александром Невским, «Бородинское сражение» и «Куликово поле». Об этом говорил в телевизионной передаче Никита Михалков, который комментировал интервью журналиста с молодыми людьми. Когда смотришь передачи и воочию видишь сплошную неграмотность, то становится грустно, стыдно и обидно за свою Отчизну.

Подобные факты ещё раз подтверждают гипотезу об учёте индивидуального социокультурного опыта ребёнка в процессе школьного обучения. Поскольку житейский социокультурный опыт ребёнка является результатом соотношений между социальным (общественным) и индивидуальным и внутренним (личностным) его мироощущения, мировосприятия, миропонимания.

Необходимо уточнить, что одна из задач кратковременного психолого-этнодидактического эксперимента со школьниками Таймыра заключалась именно в том, что носителями внешнего мира (этнокультурной среды) выступали родители, педагоги, а сами школьники – школьного мира, мира познания научных понятий. В ходе эксперимента испытуемые осуществляли формальные ступени обучения, во-первых, подготовки к восприятию этноматериала. Во-вторых, изложения его содержания грамотным математическим языком. В-третьих, сравнения и обобщения, заключающихся в приложении обобщений к отдельным новым случаям из жизни.

Таким образом,  выстроилась трёхступенчатая структура когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности:

1-ая ступень (понимания) – актуализация имеющихся знаний. Заканчивается установлением цели урока, после самоопределения детей. Отдельные факты и явления.

2-ая ступень (обобщения) – излагаются новые знания с опорой на старые. Идеи и рассуждения.

3-я ступень (приложения и практики) – введение нового принципа, закона или понятия. Приложения их выводов к отдельным фактам.

Можно проследить некую логическую цепочку: проблема → наблюдение → рассмотрение фактов, чтобы определить и выяснить проблему  → формулировка гипотезы → цель (в работе цель привлекает и контролирует внимание, оказываемое средствами) → проверка, эксперимент → новые задачи.

Подводя черту под всеми этими вопросами, мы можем сделать некий вывод о том, что самообучающаяся личность школьника должна учиться, познавая, экспериментируя и исследуя.

Exit mobile version