Коммуникативно-регулятивное сотрудничество

Как коммуникативно-регулятивное сотрудничество может воспрепятствовать угрозе эгоцентризма родителя или педагога? Что даёт сотрудничество трёх личностей?

Ребёнок, который пытается понять,

что имеют в виду другие люди,

должен уметь осознавать намерения этих людей

и иметь собственные намерения

М. Доналдсон

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество – это партнёрство, основанное на делегировании полномочий между членами:

  • команды,
  • семьи,
  • группы,
  • класса и т.д.

дроби9Однако коммуникативно-регулятивное сотрудничество базируется на совместной, продуктивной и эффективной когнитивно-образовательной деятельности личности: ребёнка, родителя и педагога.

Что даёт когнитивно-образовательная деятельность?

  1. Структурированность мышления, организующая эффективность логической памяти на основе концентрации внимания, которое стимулируют: интерес, мотивация и воля.
  2. Многомерность интеллектуально-знаниевых компетенций, которые связаны с особенностями «высших психических функций».

Какова структура интеллектуально-знаниевых компетенций?

  • Природная наблюдательность ребёнка.
  • Ассоциативная и сенсомоторная память.
  • Системность воспринимаемой информации.
  • Устойчивая концентрация внимания ребёнка.

Безусловно, структурированность определяется умением детализировать предметы и явления, процессы и события, факты и межличностные отношения.

Описание структуры интеллектуально-знаниевых компетенций начнём с анализа природной наблюдательности ребёнка.

Что требуется от взрослого?

SAS_7213Секрет УСПЕХА педагога или родителя заключается в способности принять точку зрения ребёнка, и смотреть на предметы, явления, события и процессы под его углом зрения так же хорошо, как и под своим.

Попробую сформулировать три фундаментальные умения взрослого, чтобы быть надёжным партнёром собственного ребёнка:

  1. Умение взрослого «децентрироваться» формирует способность понять и принять точку зрения не только ребёнка, но и взрослого. Именно взрослый должен быть инициатором взаимопонимания.
  2. Умение взрослого сориентироваться в знаниево-мыслительном опыте ребёнка, чтобы учесть то, чего он не знает.
  3. Умение взрослого получать удовольствие от общения с ребёнком. У взрослых бывают такие ситуации, когда действия, рассуждения ребёнка способствуют ИНСАЙТУ взрослого.

В ходе регуляции ребёнок в какой-то мере способен сосредоточивать внимание, отвлекаясь от несущественных моментов в ходе коммуникации.

Регуляция

материалы21Чрезвычайную важность регуляция представляет собой именно тот момент, что она лежит в основе способности:

  • к формированию отвлечённого (абстрактного) мышления,
  • умений отвлекаться от знаний,
  • умений отвлекаться от убеждений,
  • умений отвлекаться от впечатлений, к задаче непосредственно не относящихся.

Более того, способность ребёнка и взрослого регулировать собственным мышлением, поведением, в конечном итоге, возвращает их к проблеме осознанности.

Естественно, в ходе общения и коммуникации ребёнок занят структурированием, извлечением смысла ситуаций, даже когда никто никаких слов не произносит.

Следовательно, понимание ребёнка зависит от того, как он сам структурирует контекст.

Детское структурирование ситуации

20160310_120530Проиллюстрирую сказанный тезис детскими диалогами.

  1. Диалог польской девочки.

— Мой маленький братик ужасно любит животных, — рассказывает подружке семилетняя Агнешка. – Когда он вырастет, он обязательно станет мясником.

  1. Рассуждения канадской девочки.

Малышка Милли впервые увидела крокодила и воскликнула:

— Не могу сказать, что он красив, но, когда он улыбается, у него и впрямь открытое лицо.

  1. Диалог американского мальчика.

Шестилетний парнишка постучал в дверь своей тётушки, что жила напротив.

— Доброе утро, тётушка Энн, — радостно поприветствовал он её. – Какая сегодня прекрасная погода!

Затем, минуту поколебавшись, добавил:

— Тётушка Энн, я чувствую какой-то необыкновенный запах, наверное, это пирог с изюмом?

— Да, Билли, я действительно приготовила славный пирог с изюмом для гостей, которые вскоре придут меня навестить.

Паренёк подумал и весело объявил:

— А я ведь тоже пришёл навестить Вас, тётушка Энн!

  1. Диалог французской девочки.

Гувернантка:

— Мишель, почему же ты не даёшь хлеба слону? Боишься?

— Нет, но я не знаю, как дать: ведь у него с обеих сторон хвосты!

В описанных диалогах мы видим, что детское внимание привлекает только какая-то особенность ситуации. Действительно, эта особенность ситуации выступает для ребёнка как коммент – выделение смысловых единиц фразы.

Межличностные отношения

20160317_125230Между тем, научение, как результат самообучения ребёнка, происходит только на почве межличностных отношений. Сказанное означает:

  • Способность каждого субъекта общения и взаимодействия (коммуникации) децентрироваться.
  • Возможность недооценки относительности собственной точки зрения.
  • Способность избежать недооценки.
  • Возможность личности ребёнка вступить в межличностные отношения с взрослыми.

Что формирует коммуникативно-регулятивное сотрудничество?

бабки долганскиеБезусловно, все перечисленные моменты коммуникативно-регулятивного сотрудничества формируют:

  • мыслительные навыки ребёнка к школе;
  • навыки когнитивно-образовательной деятельности исследователя;
  • навыки использования языка и мышления – речевого мышления, чтобы понять других и быть понятым ими для принятия ребёнка обществом других детей;
  • навыки мыслительной речи помогут ребёнку фильтровать слова, которыми он хочет выразить ту или иную мысль, ключевую идею, собственное мнение и т.д.;
  • навыки толкования (интерпретации) собственного высказывания, но и сравнения возможных толкований;
  • навыки пополнения объёма словарного запаса, матрицы образов мышления и поведения, чтобы он мог представить свою личность;
  • навыки манипуляции знаками, системами школьного обучения.

На что направлено детское мышление?

материалы27 Но не стоит забывать о том, что мышление личности ребёнка направлено вовне, на реальный, загадочный, наполненный смыслом, постоянно меняющийся, сногсшибающий окружающий мир предметов, явлений, процессов, событий и людей.

Вывод: в условиях нарастания сложностей и центробежных тенденций самообучения централизация саморазвития личности ребёнка неизбежна.

Интеллектуальная причина

предмет-6Она очевидна, потому что природа ребёнка такова, что он нуждается в расширении знаний об окружающем мире с целью лучше его понять.

 

семкаПри внимательном наблюдении за действиями ребёнка, невольно задумываешься: «А откуда он знает, что и как делать? Почему он так чётко строит железную дорогу, которой нет в регионе, где ребёнок проживает?». И возникает много вопросов, требующих срочного и обстоятельного ответа.

Почему обучение в школе серьёзно разнится с личностно-интеллектуальным процессом самообучения личности ребёнка?

Первое, что бросается в глаза, — это размывание личности каждого ребёнка в одно целое пятно — КЛАСС. Значит, и речи быть не может о самоопределении в аспекте и содержании когнитивно-образовательной деятельности. Потому что активность личности ребёнка подавлена.

Второе - в классе парты одинаковые, доска одна, к которой может подойти не каждый, а только тот, кого вызовет учитель. На стенах что-то висит, но никак информация этих стендов не цепляет пытливый ум ребёнка, потому что эти стенды учитель оформил для комиссии, значит, для галочки.

Третье — постоянный, регулярный контроль за действиями, за речью ребёнка. Нет свободы выбора предмета для познания, исследования, изучения, который и определяет степень мыслительной, речевой, двигательной активности ребёнка. Нет движения, нет и развития.

 

материалы15

Из этих двух предметов «Игрушечная кухня» со столовыми принадлежностями ребёнок возраста 1г 8 мес. выбирает настоящую микроволновку и может довольно продолжительное время её изучать


материалы12

Эти игрушечные машинки годовалый мальчик распределил именно так, как он посчитал нужным.


материалы8

Из этого дидактического набора годовалый мальчик выбрал «Змейку с шариками», которую он долго и молча изучал около 40 минут, затем, встал и чувством удовлетворения взялся за «часы». Все эти дидактические материалы он рассматривал, ощупывал, принюхивался к ним, переворачивал их. На всё это исследование он потратил около 3 часов. Способен ли школьник столько времени изучать школьный предмет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так и напрашивается вывод — активность личности ребёнка обусловлена свободой выбора предмета и содержания когнитивно-образовательной деятельности, но при условии наличия коммуникативно-регулятивного сотрудничества.

 

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Здравствуйте!

    Почему Ваши книги такие дорогие?

    1. Цена — это ФИЛЬТР!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.