Как коммуникативно-регулятивное сотрудничество может воспрепятствовать угрозе эгоцентризма родителя или педагога? Что даёт сотрудничество трёх личностей?
Ребёнок, который пытается понять,
что имеют в виду другие люди,
должен уметь осознавать намерения этих людей
и иметь собственные намерения
М. Доналдсон
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество – это партнёрство, основанное на делегировании полномочий между членами:
- команды,
- семьи,
- группы,
- класса и т.д.
Что даёт когнитивно-образовательная деятельность?
- Структурированность мышления, организующая эффективность логической памяти на основе концентрации внимания, которое стимулируют: интерес, мотивация и воля.
- Многомерность интеллектуально-знаниевых компетенций, которые связаны с особенностями «высших психических функций».
Какова структура интеллектуально-знаниевых компетенций?
- Природная наблюдательность ребёнка.
- Ассоциативная и сенсомоторная память.
- Системность воспринимаемой информации.
- Устойчивая концентрация внимания ребёнка.
Безусловно, структурированность определяется умением детализировать предметы и явления, процессы и события, факты и межличностные отношения.
Описание структуры интеллектуально-знаниевых компетенций начнём с анализа природной наблюдательности ребёнка.
Что требуется от взрослого?
Попробую сформулировать три фундаментальные умения взрослого, чтобы быть надёжным партнёром собственного ребёнка:
- Умение взрослого «децентрироваться» формирует способность понять и принять точку зрения не только ребёнка, но и взрослого. Именно взрослый должен быть инициатором взаимопонимания.
- Умение взрослого сориентироваться в знаниево-мыслительном опыте ребёнка, чтобы учесть то, чего он не знает.
- Умение взрослого получать удовольствие от общения с ребёнком. У взрослых бывают такие ситуации, когда действия, рассуждения ребёнка способствуют ИНСАЙТУ взрослого.
В ходе регуляции ребёнок в какой-то мере способен сосредоточивать внимание, отвлекаясь от несущественных моментов в ходе коммуникации.
Регуляция
- к формированию отвлечённого (абстрактного) мышления,
- умений отвлекаться от знаний,
- умений отвлекаться от убеждений,
- умений отвлекаться от впечатлений, к задаче непосредственно не относящихся.
Более того, способность ребёнка и взрослого регулировать собственным мышлением, поведением, в конечном итоге, возвращает их к проблеме осознанности.
Естественно, в ходе общения и коммуникации ребёнок занят структурированием, извлечением смысла ситуаций, даже когда никто никаких слов не произносит.
Следовательно, понимание ребёнка зависит от того, как он сам структурирует контекст.
Детское структурирование ситуации
- Диалог польской девочки.
— Мой маленький братик ужасно любит животных, — рассказывает подружке семилетняя Агнешка. – Когда он вырастет, он обязательно станет мясником.
- Рассуждения канадской девочки.
Малышка Милли впервые увидела крокодила и воскликнула:
— Не могу сказать, что он красив, но, когда он улыбается, у него и впрямь открытое лицо.
- Диалог американского мальчика.
Шестилетний парнишка постучал в дверь своей тётушки, что жила напротив.
— Доброе утро, тётушка Энн, — радостно поприветствовал он её. – Какая сегодня прекрасная погода!
Затем, минуту поколебавшись, добавил:
— Тётушка Энн, я чувствую какой-то необыкновенный запах, наверное, это пирог с изюмом?
— Да, Билли, я действительно приготовила славный пирог с изюмом для гостей, которые вскоре придут меня навестить.
Паренёк подумал и весело объявил:
— А я ведь тоже пришёл навестить Вас, тётушка Энн!
- Диалог французской девочки.
Гувернантка:
— Мишель, почему же ты не даёшь хлеба слону? Боишься?
— Нет, но я не знаю, как дать: ведь у него с обеих сторон хвосты!
В описанных диалогах мы видим, что детское внимание привлекает только какая-то особенность ситуации. Действительно, эта особенность ситуации выступает для ребёнка как коммент – выделение смысловых единиц фразы.
Межличностные отношения
- Способность каждого субъекта общения и взаимодействия (коммуникации) децентрироваться.
- Возможность недооценки относительности собственной точки зрения.
- Способность избежать недооценки.
- Возможность личности ребёнка вступить в межличностные отношения с взрослыми.
Что формирует коммуникативно-регулятивное сотрудничество?
- мыслительные навыки ребёнка к школе;
- навыки когнитивно-образовательной деятельности исследователя;
- навыки использования языка и мышления – речевого мышления, чтобы понять других и быть понятым ими для принятия ребёнка обществом других детей;
- навыки мыслительной речи помогут ребёнку фильтровать слова, которыми он хочет выразить ту или иную мысль, ключевую идею, собственное мнение и т.д.;
- навыки толкования (интерпретации) собственного высказывания, но и сравнения возможных толкований;
- навыки пополнения объёма словарного запаса, матрицы образов мышления и поведения, чтобы он мог представить свою личность;
- навыки манипуляции знаками, системами школьного обучения.
На что направлено детское мышление?
Вывод: в условиях нарастания сложностей и центробежных тенденций самообучения централизация саморазвития личности ребёнка неизбежна.
Интеллектуальная причина
Почему обучение в школе серьёзно разнится с личностно-интеллектуальным процессом самообучения личности ребёнка?
Первое, что бросается в глаза, — это размывание личности каждого ребёнка в одно целое пятно — КЛАСС. Значит, и речи быть не может о самоопределении в аспекте и содержании когнитивно-образовательной деятельности. Потому что активность личности ребёнка подавлена.
Второе — в классе парты одинаковые, доска одна, к которой может подойти не каждый, а только тот, кого вызовет учитель. На стенах что-то висит, но никак информация этих стендов не цепляет пытливый ум ребёнка, потому что эти стенды учитель оформил для комиссии, значит, для галочки.
Третье — постоянный, регулярный контроль за действиями, за речью ребёнка. Нет свободы выбора предмета для познания, исследования, изучения, который и определяет степень мыслительной, речевой, двигательной активности ребёнка. Нет движения, нет и развития.
Так и напрашивается вывод — активность личности ребёнка обусловлена свободой выбора предмета и содержания когнитивно-образовательной деятельности, но при условии наличия коммуникативно-регулятивного сотрудничества.