Чем же таким особенным отличается личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития от предметных кабинетов в школах или в групповых комнатах детских садов?

Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей

Василий Осипович Ключевский

Отличительная особенность

Вы готовы помочь своему ребёнку в развитии памяти? Тогда узнайте 2 секрета, чтобы осуществить своё желание. ©З.Н. Ичин-Норбу.

Отличительной особенностью личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития является то, что оно создаёт целостную научную картину мира.

Только в личностно-интеллектуальном пространстве детского саморазвития можно:

  1. Создать процесс самообучения личности каждого ребёнка по программе индивидуализации их социокультурного опыта восприятия мира.
  2. Создать сюжетно-ролевую ситуацию предметного общения и содержательного взаимодействия детей. Именно этого ключевого условия детского саморазвития нет ни детских садах, ни в школах с традиционным подходом к объекту педагогического воздействия. В то время как педагог-стратег, наблюдая за детьми, НЕ мешает им любопытствовать, проявляя способности концентрации внимания, которая запускает механизм работы памяти, воображения и мышления, на основе внешне-речевой или мыслительно-рассудительной активности личности ребёнка.
  3. Создать детско-взрослую команду, в которой родители и дети масштабируют собственные знания и опытность приобретения новых знаний и применения «винегрета» старых и новых знаний в конкретных житейских ситуациях, поскольку каждая житейская проблема решается, благодаря положению конкретной пошаговости, которую принято называть алгоритмом решения проблемы.
СЕМЬЯ – СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МИКРОСРЕДА

Личностно-интеллектуальная мобильность ребёнка проявляется только в ситуации самостоятельного обучения в условиях грамотной организации образовательной среды самообучения.

Есть три ловушки, ворующие счастье:

сожаление о прошлом,

тревога за будущее и

неблагодарность за настоящее

Китайская мудрость

Любая семья имеет этническое происхождение. Поэтому семейное воспитание подрастающего поколения всегда базируется на традициях и обычаях этносов, которые имеют свой дидактический инструментарий: цели и задачи, методы и формы, средства и пути воспитания личности. © З.Н. Ичин-Норбу.

Социокультурная природа существования детской психики и сознания личности ребёнка заключается в процессе самообучения, с которым связаны эмоционально-смысловые образования детского сознания.

В семейной микросреде поляризуется социализация через индивидуализацию восприятия окружающего мира, поскольку сама атмосфера семейного взаимодействия является источником и причиной детского саморазвития.

Любая семья, будучи этнической, аккумулирует и транслирует традиции и обычаи посредством воспитания подрастающего поколения с определённой мерой языковой компетентности личности ребёнка через сказки, пословицы, поговорки, считалки, мифы, басни, исторические сюжеты и т.д.

Этническая культура семейного воспитания является движущей силой детского саморазвития.

В процессе обучающего воспитания в семье личность ребёнка усваивает ценности, нормы, культурные образцы действий и благодаря этому формирует новые способности через творение собственной личности.

Детям чрезвычайно важны:

  1. Твёрдая вера в себя.
  2. Убеждённость в собственной успешности в самообучаемости.

Что такое детская успешность?

  1. Умение чётко планировать день.
  2. Организованная самообучаемость.
  3. Интересная школьная жизнь.
  4. Вдохновение и творческое воображение.

Приведу акценты целей по Г.С. Альтшуллеру, которые описала А.А. Нестеренко в своей статье «Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике»:

  1. Обучать творческой деятельности.
  2. Ознакомить с приёмами творческого воображения.
  3. Научить решать изобретательские задачи.

Во всех трёх целевых акцентах меня смущает то, что нигде не говорится о трёх важных моментах детского саморазвития.

1-ый момент – творческая деятельность в принципе невозможна:

  • Без самообучающейся личности ребёнка.
  • Без определённой базы знаниевых компетенций.
  • Без когнитивно-образовательной заинтересованности и инициативы личности ребёнка.

2-ой момент – если у личности ребёнка имеются проблемы в вопросе самообучаемости, то никакие приёмы не смогут стимулировать творческое воображение, которое опирается на житейский социокультурный опыт сенсомоторного восприятия окружающей действительности личности ребёнка.

3-ий момент – без создания личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития, в котором внимание личности ребёнка акцентируется на технологии личностно-интеллектуального процесса самообучения. Без привычки самостоятельно обучаться путём выявления причин имеющихся противоречий ЗНАЮ/НЕ ЗНАЮ нет никакого смысла говорить о том, чтобы «научить решать изобретательские задачи».

Вот она элементарная логическая цепочка:

Нет противоречия в виде проблемы → нет поиска решения проблемы → нет и самого решения, потому что нет ни планирования, ни моделирования, ни контроля.

Думаю, если личность ребёнка изначально не самоопределилась в предмете и содержании исследовательской деятельности, естественно, без мотивации нет и творчества.

Насколько мне известно, основным понятием ТРИЗ-педагогики является противоречие.

А где мотивация личности ребёнка?

Следовательно, ТРИЗ-педагогика изначально ориентирована на единицы школьников.

В этой связи следует многим педагогам задуматься над ключевыми вопросами, каковыми являются:

  1. Зачем педагог приходит на урок? Если навязать своё видение, которое он пытается структурно навязать личности ребёнка, то не стоит вообще перешагивать порог школы – Храма знаний и культурного наследия Человечества.
  2. Чему педагог хочет научиться? Если он не способен разглядеть в каждом ребёнке ЛИЧНОСТЬ, то он никогда не научится наблюдать, самообучаясь.
  3. Как педагог хочет самосовершенствоваться? Если педагог не понимает, что самостоятельное обучение личности ребёнка стимулирует среда, то он так и будет репродуктировать чужой педагогический опыт применительно к своим учащимся.

КОГНИТИВНЫЕ И СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ САМООБУЧЕНИЯ

В когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка заключены когнитивные и сознательные формы самообучения, поскольку личность ребёнка в ходе исследования сенсомоторных дидактических материалов М. Монтессори обретает сознательные предметные действия.

Сенсомоторные дидактические материалы М. Монтессори значительно ускоряют процесс самообучения личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

Для детей нашей школы сложно было самообучаться по тетрадям Л.Г. Петерсон. Дети осмысленно воспринимали информационную абстракцию только в том случае, когда я им предлагала объёмные тела, изображённые на рисунках в «Рабочей тетради» такие, как:

  • Конус.
  • Куб.
  • Цилиндр.
  • Шар.
  • Призму.
  • Пирамиду.
  • Овалоид.

Когнитивно-образовательные новообразования – это:

1) Первые зачатки смыслообразования.

2) Речевое планирование.

3) Целеполагания.

4) Овладение средствами выполнения предметных действий.

5) Самоконтроль собственных действий.

Любое новообразование характеризует качественное изменение в восприятии личности ребёнка, формирующее наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление, определяющие стиль поведения, стиль общения.

По мере взросления личности ребёнка когнитивно-образовательная деятельность меняет только цель, знаниевое содержание и средства, поэтому она всегда останется ведущей, поскольку в облом возрасте будут формироваться свои новообразования в мыслях, действиях и поведении.

Именно поэтому когнитивно-образовательная деятельность личности будет, есть и останется центральным образованием саморазвития, самореализации.

Детский интеллект формируется в результате предметного общения и личностного взаимодействия с педагогами, родителями и детьми. © З.Н. Ичин-Норбу.

Учебную деятельность школьников планирует и реализует педагог, а для этого:

1) намечает и раскрывает конкретную тему согласно учебной программе по предмету.

2) определяет образовательную цель и триединство задач, формы и методы, дидактические средства учения.

3) разрабатывает структуру урока: актуализация знаний, объяснение новой темы, закрепление, итог урока, домашнее задание.

В силу разных причин данная структура урока не всегда реализуется, поэтому педагог покидает кабинет без чувства удовлетворения от преподавания, поскольку не осуществила принцип – обучать всех и всему.

А когнитивно-образовательную деятельность личность ребёнка осуществляет сама на основе деятельностного самоопределения и знаниевой мотивации, выбирая дидактический материал, который и определяет тему когнитивно-образовательной деятельности. Между тем, форму, методы, технологию и продолжительность самообучения личность выбирает сама.

Если результат учебной деятельности по природе своей относительный, то результат когнитивно-образовательной деятельности и эффективность очевидны, поскольку личность ребёнка чётко определяет цель и план действий.

Если разные образовательные системы задают различные векторы развития ребёнка, одновременно способствуя и блокируя психическое развитие, то в личностно-интеллектуальной среде самообучения личность ребёнка сама определяет предмет и содержание КОД, имея при этом вектор собственного саморазвития, никем не навязанный.

СОБЫТИЙНЫЙ ХАРАКТЕР СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ СИТУАЦИИ

Рыночная сюжетно-ролевая ситуация способствует партнёрским и доверительным взаимоотношениям, основанным на умении считать, прибавлять и вычитать натуральные числа. © З.Н. Ичин-Норбу.

Сюжетно-ролевая ситуация, по сути своей, имеет событийный характер общения и взаимодействия, влияющий на психику и сознание личности каждого ребёнка в конкретной группе детей.

В сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия у личности каждого ребёнка качественно изменяются психические функции: восприятие, мышление, память, воображение, воля и др., поскольку личность ребёнка – это субъект когнитивно-образовательной деятельности. Именно личность ребёнка:

1) Анализирует конкретную ситуацию, на что школьные учителя не оставляют времени.

2) Оценивает эту ситуацию.

3) Ставит цель, согласно собственной мотивации.

4) Планирует ход действия для достижения цели.

5) Принимает конкретные решения.

6) Самостоятельно контролирует и оценивает собственные действия.

7) Самостоятельно корректирует действия или меняет суть цели.

Сюжетно-ролевая ситуация общения и взаимодействия детей по сути своей является диагностикой детского саморазвития, поскольку в ходе общения у детей стихийно возникает:

  • Эвристический диалог.
  • Несогласие с мнением другого ребёнка на основе факта, противоречащего житейскому социокультурном опыту восприятия окружающей реальности.
  • Придя к «общему знаменателю», когда дети понимают причину противоречия, то они вместе начинают искать варианты решения конкретной проблемы.
САМООБУЧЕНИЕ – ФОРМА ДЕТСКОГО САМОРАЗВИТИЯ

Странно, но до сих пор считается, что учебная деятельность является мостом между обучением и воспитанием. Позволю себе, не согласиться с этим мнением, поскольку воспитание – это рычаг семьи, а обучение в школе – это формальность.

Насколько мне известно, обучение – это процесс приобретения определённых знаний как педагогу через детей, так и детям с помощью педагога.

Чтобы знать, личность ребёнка должна понимать, а чтобы понимать, ей необходимо узнать, а для этого она, непременно, воспользуется багажом своего житейского социокультурного опыта восприятия объективной реальности. © З.Н. Ичин-Норбу.

К сожалению, в наших реалиях не ни того и не другого, поскольку нет самого личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Более, чем уверена в том, что именно самообучение личности ребёнка является когнитивно-образовательной формой детского саморазвития. Иначе говоря, когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка заключается в функции психики, которая регулируется в её активности.

Между тем, учебная деятельность – это педагогическая активность, но не детская, потому что в наше время не работает принцип – СМОТРИ и ДЕЛАЙ, КАК Я.

Учебная деятельность уже сегодня не имеет той актуальности, как во времена Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова по причинам.

Первая причина – педагоги усердно пытаются «заложить» поисковую деятельность детей.

Вторая причина – искусственно навязать личности каждого ребёнка логические операции. Можно подумать, что дети не умеют наблюдать, анализировать, выдвигать собственные гипотезы, которые они тут же проверяют в житейских ситуациях взаимоотношений с родителями, с родственниками, с друзьями.

Третья причина – педагоги упорнейшим образом стремятся навязать детям мотив учебной деятельности.

Четвёртая причина – авторитарно порываться формировать и развивать интеллект учащихся, но при этом выставить «за борт» саму личность ребёнка.

Пятая причина – учитель, будучи ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса школьного обучения, сам формулирует проблемы и составляет учебные задачи для детей, поскольку якобы не хочет иметь «жёсткую привязку к учебнику» (А.А. Нестеренко).

В качестве примера приведу собственную психолого-педагогическую практику Школы «ТРИ-Л», где осуществляется предметно-содержательное накопление индивидуального словаря, благодаря технологии самообучения:

1-ый шаг – прочитал слово и его значение в «Толковом словаре».

2-ой шаг – понял смысл слова.

3-ий шаг – записал слово прописными буквами.

Цель – каждый день узнавать, понимать и уметь записывать грамотно 10 слов, соблюдая правила орфографии.

ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Сенсомоторные дидактические материалы М. Монтессори представляют собой содержание в предметно-содержательные конкретизации.

В традиционной школе логические трудности при освоении фундаментальных знаний школьной программы возникают в конкретизации самой учебной деятельности.

Индивидуальная форма личностно-интеллектуального действия создаётся самим ребёнком, поскольку:

  • Дидактический материал, привлёкший внимание ребёнка, с момента изучения его уже запускает механизм исследовательской активности личности ребёнка. Даже педагогу не надо придумывать никаких проблем для решения учебных задач.
  • Мини-библиотеки каждого предметно-содержательного сегмента является полноценным информационным аккумулятором для формирования знаниевых компетенций.
  • Каждый предметно-содержательный сегмент личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития структурирует информационные абстракции, с которыми личности ребёнка предстоит жить и строить своё будущее.
  • Каждый дидактический материал имеет свою таблицу самоконтроля, которые способствуют критериям самооценки результатов когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка, каковым являются знаниевые компетенции.

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития — это среда, в которой личность ребёнка обучается САМОСТОЯТЕЛЬНО! © З.Н. Ичин-Норбу.

Следовательно, личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития – это пространство потенциально-возможных достижений личности ребёнка, когда эмоции, ассоциации и интеллектуальная интуиция личности ребёнка ускоряют логические процессы, вербализуя и визуализируя информационное поле когнитивно-образовательной деятельности.

Многие психологи и педагоги сетуют на то, как закрыть пропасть между обучением и воспитанием и утверждают, что только теория развивающего обучения и ТРИЗ-педагогика способны решить эту проблему.

На самом деле, решение проблемы единства обучения и воспитания лежит на поверхности. Решением является социализация личности ребёнка через её индивидуализацию в сюжетно-ролевой ситуации детского саморазвития, поскольку:

  1. Рефлексивность личности ребёнка является системообразующей характеристикой самообучаемости.
  2. Интеграция интеллектуальных действий и личностной мотивации образует смысловые единицы когнитивно-образовательной активности личности ребёнка.
КАТЕГОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество представляет собой категорию взаимодействия и общения субъектов когнитивно-образовательной деятельности, поскольку через предметы быта, которые имеют словесную форму, члены семьи взаимодействуют с ребёнком. Например, «Дай чашку», «Положи сахар в чай» и т.д. общеизвестно, что любое слово – это знак, благодаря которому ребёнок понимает просьбу взрослых и действует. Когда ребёнок начинает говорить? Он начинает говорить вслух тогда, когда способен самостоятельно строить текстовые носители смыслов. Например, «Я играю», «Я пою», «Я кушаю», «Я гуляю» и т.д. Личность ребёнка от 2 до 3,5 лет никогда не скажет вслух то слово, которое он не понимает. Уже в сочетании местоимения «Я» и глагола личность ребёнка осмысливает, структурирует и описывает свой опыт, хоть и крохотный и скудный пока.

Детское самоопределение в предмете и содержании когнитивно-образовательной деятельности означает собственную мотивацию в исследовании предмета любопытства.

ЕДИНИЦА АНАЛИЗА

ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ — это народная дидактика обучающего воспитания и формирования личности ребёнка в семейной микросреде общения и взаимодействия на основе психологии детского саморазвития. © З.Н. Ичин-Норбу.

В Психологии школьной этнодидактики единицей анализа школьной неуспешности конкретного ребёнка из этнокультурной среды жизнедеятельности является личностно-интеллектуальная самообучаемость.

Детское саморазвитие тесно связано с развитием психики личности ребёнка, которая ориентируется в пространстве и времени, постоянно и качественно изменяя стиль и способы собственного мышления, ориентирующего и определяющего образ, культуру поведения.

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития стимулирует:

1) уровень самоопределения личности ребёнка.

2) уровень доступных задач мотивирует личность ребёнка на когнитивно-образовательную деятельность.

3) выстраивается логическая цепочка действий: цель → дидактические материалы как средства познания → многократность действий → осознание через овладение новыми знаниями и опыта.

Именно в собственной речи личность ребёнка осознаёт мысль, потому что она в процессе озвучивания трансформируется, качественно меняется. Думаю, в этом и кроется различие между речевым мышлением и мыслительной речью. Получается, речевое мышление – это мысль, совершённая в речи, а мыслительная речь – это речь, трансформирующаяся в мысли.

Речевое мышление, мыслительная речь и письменная речь – это те фильтры, благодаря которым личность ребёнка формирует собственные знаниевые компетенции.

Конструктивная и продуктивная функции личностно-интеллектуального процесса самообучения представляются в конфликте знания и незнания. Как правило, в классно-урочной системе преподавания педагог искусственно создаёт этот конфликт, а в личностно-интеллектуальной среде самообучения личность ребёнка сама попадает в конфликтную ситуацию, которую она исследует, движущей силой мотивации. Только истинная мотивация личности ребёнка способна включить и волевые усилия, концентрацию внимания, память и мышление как образование новых мыслей в результате приобретения новых знаний и опыта.

Ещё одна книга о правде школьной жизни, которую 98% взрослых людей вспоминают как «чёрную дыру» в собственной биографии. © З.Н. Ичин-Норбу.

Детское саморазвитие на языке физики означает сдвиг по фазе, амплитудного скачка, личностно-интеллектуального резонанса процесса самообучения в виде противоречия индивидуального и социального опыта, житейского и научного знания, свободного творения и внешней ограниченности познания.

Без детской привычки наблюдения за предметами, явлениями и людьми и овладения знаниями и опыта у личности ребёнка не сформируются знаниевые компетенции.

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития представляет собой конфликт житейского опыта личности ребёнка и динамики освоения новых знаний, предмет и содержание которых сосредоточены в структурных сегментах пространства, где личность ребёнка саморазвивается в сюжетно-ролевых ситуациях общения и взаимодействия с другими детьми, обусловливающих перспективу детского саморазвития.

Психология школьной этнодидактики является эффективной практикой самообучения личности ребёнка.

Между тем, личность ребёнка, творчески познавшая новое понятие, новый алгоритм, иной способ решения текстовой задачи или уравнения, как правило, обладает уверенностью в себе — это наглядно продемонстрировали школьники пяти школ  в ходе психолого-этнодидактических исследований на Таймыре.

В этой связи детское стремление к когнитивно-образовательной деятельности означает то, что личность ребёнка находится в постоянном, непрерывном поиске новых знаний и овладения новым опытом восприятия окружающей реальности.

Кстати, когда я оказываюсь в ситуации «стопора», вспоминаю своих детишек из Школы «ТРИ-Л» и задаю себе вопросы:

  • А как бы поступил бы Митяйка?
  • Что предприняла моя Варюша?
  • Что бы придумала моя Лаура?

У детей до 5 лет очень мощная по силе своей интеллектуальная интуиция.

ДЕРЗАЙТЕ!!!