Личностно-интеллектуальная среда самообучения создана для того, чтобы предоставить истинную Свободу выбора предмета и содержания КОД личности ребёнка

Только свобода помогает постичь

суть общественных отношений

М. Монтессори

Личностно-интеллектуальные условия самообучения были организованы во время кратковременного формирующего эксперимента.

Они проявлялись:

  1. в свободе выбора четвероклассниками и пятиклассниками вопрос участия в эксперименте, который не стимулировался ни хорошей отметкой, ни хорошей характеристикой, а только гарантией и попыткой изменить себя.
  2. очередь, приглашением на эксперимент родителя, педагога, любого родственника или работника школы. На такой выбор легко пошли дети из Сындасской начальной школы-интерната и Хетской средней школы-интерната, который, в нашем предположении, серьёзный и рискованный шаг, потому что не каждый ребёнок бы рискнул оголить отсутствие определённых знаний и навыков в умственной деятельности. Но надо дать должное внимание смелости детей. Только в этих школах-интернатах результаты когнитивно-образовательной деятельности были высоко показательными.
  3. Однако четвероклассники и пятиклассники из Новорыбинской средней школы вообще отказались от партнёрства с взрослыми, выказав недоверие и к учителям, и к педагогам, решив в пользу детского сотрудничества.
Временные рамки эксперимента

Если эксперимент со школьниками Сындасско и Хеты длился с 15ч до 18ч, то со школьниками Новорыбного он длился с 15ч до 21 часа, что даже родители были обеспокоены отсутствием детей столь продолжительное время.

Новорыбинские школьники продемонстрировали высокую степень силы воли и упорства в овладении математическими знаниями. Они не пропускали ни одного элемента этнопособия, не стесняясь своих незнаний. Им нравилось прибегать:

  • к доводам ума,
  • к запасам знаний,
  • к волевому усилию,
  • к бдительному контролю себя.

Четвероклассники шаг за шагом следовали за пятиклассниками. Они не перебивали пятиклассников, но в то же время смело высказывали свои сомнения, восхищения ими во время «мозгового штурма».

Второе дыхание

Если в начале четвероклассники быстро уставали, то с середины к концу прохождения всех 68 страниц дидактических этноматериалов у них, как будто открылось «второе дыхание».

Их увлечённость напряжённой когнитивно-образовательной деятельностью позволила экспериментатору наблюдать за чудом их взросления, потому что речь становилась грамотной, логично выстроенной, что трудно было отличить четвероклассника от пятиклассника.

С новой страницей дидактического этноматериала было видно, что каждый ребёнок оставлял сознание открытым:

  • для новых знаний,
  • приобретённого нового опыта общения,
  • взаимодействия,
  • самообразования,
  • для дальнейшего развития воли.
Свобода – залог уверенности в себе

Дети в ходе эксперимента:

  • вели себя свободно,
  • никто ни кого не перебивал,
  • выслушивали каждого говорящего.
Выводы:
  1. Самодисциплина. Свобода, обусловливающая ответственность, дисциплинировала их.
  2. Уверенность в себе. Свобода выбора вселяла чувство уверенности в собственных интеллектуальных способностях.

 Радислав Гандапас приводит свои доводы по поводу «победителей» и «неудачников.»

Постоянство СОЦИУМА как общественной конструкции

Они доказали, что общественная конструкция, детский социум характеризуется постоянством, потому что никто не ушёл домой, не выполнив до конца программу эксперимента, хотя экспериментатор не ставил перед ними цель – изучить и выполнить практические задания всех 68 страниц.

Как правило, постоянство в общении и взаимодействии – это есть социальное проявление, и оно характеризуется именно упорством в труде, а в данный момент, в интеллектуальном труде, в труде мысли.

А иначе, как объяснить факт изучения 38 тем из программы школьной математики для 6-х и 8-х классов?

Только упорством четвероклассников и пятиклассников в процессе совместной и продуктивной когнитивно-образовательной деятельности.

На следующий день четвероклассники и пятиклассники  раздельно выполняли диагностическую работу № 2, но одинаково успешно.

Базовый волевой акт

В ходе полевых психолого-этнодидактических исследований школьников в неоднородной социокультурной среде на Таймыре одна из задач исследования заключалась в необходимости выявить наличия у детей базового волевого акта, на котором строится вся социальная (общественная) конструкция, характеризуемая постоянством.

Более того, именно на постоянстве воли как  качестве личности опирается общественная организация семьи, социума, успешность ребёнка в процессе школьного обучения.

Между тем, постоянство социальной группы является настоящим показателем внутреннего единства самообучающейся личности школьника. Потому что постоянство, будучи фундаментальным качеством самообучающейся личности ребёнка, включает в себя:

  • её сознание,
  • матрицу образов мыслей,
  • матрицу образов поведения, в которых проявляется её характер.
Влияние на эффективность самообучения
этнических традиций семейного воспитания

Не удивительно, что высокий процент самообучаемости показали дети из этнической социокультурной среды (Сындасско, Новорыбная, Хета), где ещё «живут» этнические вековые традиции семейного воспитания, где говорят на родном языке, рыбачат и охотятся на диких оленей, песцов и т.д.

Следует заметить, что высокий уровень самообучаемости школьников  свидетельствует о наличии у детей из этнокультурной среды жизнедеятельности:

  • внутренний (личностно-интеллектуальный) порядок,
  • равновесие сознания,
  • формирование и развитие их самообучающейся личности.

Кроме того, показатели самообучаемости, самообразования школьников всех экспериментальных школ, школ-интернатов были разные, но высокие.

Самоопределение как личностная ценность

Дело даже не в отличии показателей, а в том, что школьники самоопределились в когнитивно-образовательной деятельности, тем самым, встав на путь созидания личностной ценности.

Значимо не самообучение, как таковое, а самообучение как средство построения когнитивно-образовательного мира ребёнка, проявление которого было возможно только при условии организации личностно-интеллектуальной среды с предоставлением свободы выбора участия, партнёра и объёма содержания дидактических этноматериалов.

Итак, формирующий эксперимент в естественных социокультурных условиях образовательной среды показал, что именно свобода выбора делает детей:

  • ответственными за приобретения знаний и умения их применять,
  • самодисциплинированными в когнитивно-образовательной деятельности.