Методы педагогической деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения личности ребёнка дошкольного возраста имеют следующие некоторые особенности: не давать ребёнку словесных уроков; собственное «открытие» для приобретения новых знаний; отсутствие поощрений и наказаний в балльной системе оценивания; уважение к выбору личности ребёнка.

Беспорядок предметов внешней среды

 ослабляет сознание

Аристотель

Первый момент, не давать ребёнку словесных уроков, которые не формируют и не развивают интеллект. Потому что интеллект – это способность, во-первых, наблюдать за объектами исследования в окружающей среде. Объекты исследования окружающей действительности содействуют формированию способности к наблюдению и в подведению основ под средства природосообразного развития мышления как мыслительных способностей. Во-вторых, говорить – выражать собственные мысли в словах, когда мысли обличаются в словесно-речевой оболочке слова. В-третьих, мыслить – это внутренняя речь, ищущая логическую структуру информационного поля в объективной реальности.

Второй момент, уроки ребёнок должен получать из собственного опыта, который может сформироваться только при обнаружении собственных ошибок и проблем.

Третий момент, не должно быть никаких поощрений и наказаний.

Четвёртый момент, не должно быть никаких стеснений, запретов и прерывания когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка, чтобы не раздражать живость ребёнка и не портить душу ребёнка. Иными словами, единство физического, нравственного и интеллектуального совершенства есть основополагающий критерий формирования самообучающейся личности ребёнка.

Девиз Психологии школьной этнодидактики - дать детству созреть в детях.

Потому что каждый детский ум имеет свой собственный темп, сообразно с которым педагогу следует управлять личностно-интеллектуальным процессом самообучения. Следовательно, педагог – это благоразумный наставник, а не проводник чужой воли и не додуманных образовательных программ.

Задача формирования и развития самообучающейся личности заключается в том, чтобы личностные, интеллектуальные и психические способности ребёнка формировались на основах действительной жизни отдельных людей и социальных сословий. Одним из главных условий саморазвития личности ребёнка является её социализация, когда она путём наблюдения за другими детьми, их рассуждениями, действиями может осознать себя как личность.

Основной метод педагога – наблюдение.

Наблюдения за когнитивно-образовательной деятельностью каждого ребёнка доказали наставления М. Монтессори, Ж. -Ж. Руссо: «Жертвуйте в первом возрасте временем, которое с избытком воротите в более позднем возрасте… скупой, который, из желания ничего не потерять, теряет много» (Ж. -Ж. Руссо, 2015, с.21).

Таким образом, педагог, прежде чем, осмелится формировать личность ребёнка, он должен сам сформироваться как самообучающаяся личность. В таком случае выполняется принцип – чтобы управлять ребёнком, необходимо управлять самим собой.

Зачем педагогу самообучаться, самообразовываться и саморазвиваться? Хотя бы потому, что он не может обещать миру больше того, что он имеет в собственном опыте. Как бы там ни было, любой человек, не только педагог, имеет опыт как конгломерат ошибок в его прошлом. Поэтому не стоит тащить свои коррекции в непредсказуемое и неопределённое будущее. И не надо педагогам и родителям кичиться перед ребёнком своим N-ым количеством прожитых лет. Возможно, поэтому семьи с детьми в выигрыше перед бездетными семьями, которые не имеют ни маяка жизненного вектора, ни индикатора правильности собственных мыслей, намерений и действий в их жизни. Только в ситуации свободы можно осознать слово «СЕМЬ Я». Сколько детей, столько и проявлений «Я». В этом плане педагогу повезло – сколько школьников, столько и проявлений «Я». Отсюда, скорость мысли, речи, действий педагога увеличивается в N раз!!!

По сути своей, действия ребёнка являются маяком, куда следует направлять педагогу свой ум, опыт и намерения. А детская радость является индикатором правильно выбранной стратегии организации личностно-интеллектуального процесса самообучения, когда конкретная идея ясна, наглядна, проста и всегда доступна детскому пониманию.

Психолого-дидактические условия самообучения личности ребёнка:

Первое условие – предметы исследования, которые привлекают и фиксируют внимание ребёнка на подсознательном уровне – интеллектуальная интуиция. Предметы изучения должны быть связаны одной общей идеей, но каждый со своим специальным содержанием. Иными словами, необходима личностно-интеллектуальная среда с набором дидактических материалов. Систематический дидактический материал содержит в себе комплекс общечеловеческой культуры: чтение, письмо, счёт. Как показала многолетняя педагогическая практика, у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) не должно быть такой формы самообучения. Более того, дидактические материалы должны быть связаны общей идеей окружающего мира: анатомия человека, ботаника, зоология, биология, география, химия, физика, астрономия, геометрия, арифметика, математика, алгебра и т.д.

Второе условие – свобода выбора предмета исследования, форма и метод исследования, временная продолжительность когнитивно-образовательной деятельности.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы организовать когнитивно-образовательную деятельность от известного к неизвестному, от конкретного предмета к абстрактному понятию, от лёгкого доступного восприятия к логическому изложению своих мыслей.

Третье условие – социокультурный опыт как полная система знаний, идей и опыта, которая строится вниманием личности ребёнка. Отсюда понятна та повторность упражнений по отработке броска маута и постоянный возврат к безошибочным броскам. Если неизвестная учебная информация не поддаётся пониманию ребёнка, то он возвращается к известным знаниям из его социокультурного опыта и именно в нём он ищет подкрепления. Как правило, ребёнок испытывает некий инсайт как интеллектуальное озарение, проявлению которого способствует интуиция.

Четвёртое условие – познавательный интерес, как удовлетворение любознательности. «Каждый берёт то, что полезно для него, к чему толкает таинственная внутренняя сила» (М. Монтессори).

Психолого-интеллектуальные условия самообучения:

Первое условие самообучения – свободная когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка, формирующая «высшие психические функции», соответственно программе возрастного развития. Когнитивно-образовательная деятельность, по сути своей, является деятельностью психики ребёнка, функцией которой являются: произвольное внимание, логическая память, речевое мышление и мыслительная деятельность, творческое воображение.

Второе условие самообучения – личностно-интеллектуальная среда, которая упорядочивает содержание социокультурного опыта общения, взаимодействия детей и взрослых. Чтобы управлять личностно-интеллектуальным процессом самообучения личности ребёнка, педагог должен уметь наблюдать за вниманием и проявлением интереса ребёнка к конкретному дидактическому материалу. Каждый дидактический материал стимулирует деятельность психики ребёнка, ведущую за собой физиологическое развитие ребёнка. Таким образом, каким бы дидактическим материалом ребёнок не занимался, его когнитивно-образовательная деятельность должна быть направлена на формирование «высших психических функций». Ничто так не помогает выстраиванию когнитивно-образовательной программы действий педагогов и родителей, как умение наблюдать за ходом мыслей и речевыми оборотами ребёнка.

Третье условие самообучение – коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей, стимулирующее психическое образование, результатом взаимодействия которых является уравновешенная интеллектуальная личность на основе самообучения и формирования логической памяти, речевого мышления и мыслительной речи. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов и родителей основано на наблюдении за детьми, чтобы на основе предмета интереса личности ребёнка гармонично выстроить программу общекультурных знаний и опыта самообучения.

И родители, и педагоги взаимодействуют под девизом – хочешь быть педагогом, влейся в мыслительный поток любознательности ребёнка. Иными словами, мыслительно-речевая деятельность педагога и родителя постоянно находятся в «зоне турбулентности».

Технология самообучения:

Естественный интерес к предмету → концентрация внимания → связь известного с неизвестным → собственное открытие, в котором интерес и когнитивно-образовательные действия преобразовываются интеллектом в сознательное и произвольное.