Межвозрастная преемственность детского развития

Межвозрастная преемственность развития представляет собой процесс плавного перехода личности ребёнка из одного сенситивного периода в другой по законам природы.

Каждый человек – это звезда

Джон Кехо

Собственно, наличием проблем преемственности: детский сад → начальная школа → средняя школа и была обусловлена разработка бизнес-проекта «Этнокультурный общеобразовательный комплекс» (ЭКООК).

Возрастная периодизация детского развития

Проблемы детского развития нешуточные.

Начнём с того, что:

  1. максимальный объём информации ребёнком достигается в 2 года;
  2. с 2-х до 3-х лет формируется моторно-речевой аппарат ребёнка;
  3.  с 3-х до 6,5 лет формируется  вся базовая знаниевая компетенция, которая по каким-то причинам перенесена на процесс обучения в начальной школе.

Именно в этом возрасте должна быть обеспечена передача большой мощности информации согласно природе развития  ребёнка.

preemstvennost-kod

Сенсомоторная направленность детского развития

Следовательно, это сенсомоторная направленность развития личности ребёнка может быть успешно решена именно в этом возрасте.

Ещё один сложнейший момент связан с возрастом от 6,5 до 9,5 лет. На этом возрастном отрезке необходимо наиболее тщательно проработать все возможные технологии самообучения личности ребёнка и найти лучший вариант:

  • психологических аспектов;
  • педагогических методов и форм,
  • дидактических инструментов.

Обязательно проводить на каждом отрезке возрастного развития комплексные исследования для того, чтобы простроить современную экономичную и эффективную Программу психолого-педагогических методов, форм и подходов в процессе личностно-интеллектуального развития самообучающейся личности ребёнка.

Программа детского развития

Кроме того, потребовалась детальная проработка Программы детского развития и календарно-тематическое планирование когнитивно-образовательной деятельности детей в логически и научно сегментированной личностно-интеллектуальной среде самообучения.

Напомню, что календарно-тематическое планирование когнитивно-образовательной деятельности, будучи детализированным, предметно-содержательным аспектом Программы личностно-интеллектуального процесса самообучения призвано сосредоточить психолого-этнодидактические ресурсы на поддержке наиболее уязвимых точек личностного и интеллектуального развития ребёнка.

ЛИСС как поддержка уникальности ребёнка

Важно, чтобы личностно-интеллектуальная среда самообучения с помощью дидактических материалов, стимулирующая формирование и развитие уникального интеллекта личности ребёнка согласно динамике возрастного развития, поддержала ребёнка на относительно приемлемом уровне его индивидуальности, уникальности.

motivaciya

Легко заметить, что конкретный интерес к условному предметно-содержательному аспекту ЛИСС – это и есть тот аспект, который определяет вид интеллекта личности ребёнка.

Если бы у нас был только логико-математический интеллект, то не было бы инновационных разработок различными предприятиями таких сфер реальности, как:

  • транспортное машиностроение,
  • жилищное строительство,
  • автомобильная и лёгкая промышленности,
  • предприятия по импортозамещению,
  • сельское хозяйство и т.д.

Грамотная организация СВОБОДЫ выбора

Хочется отметить, что главным достоинством научно-сегментарной личностно-интеллектуальной среды самообучения является грамотная организация свободы выбора предмета и содержания когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка.

Для иллюстрации этого достаточно сказать, что самообучение зависит от согласованности возрастной динамики и следующих факторов:

  • дидактических принципов;
  • учебных программ;
  • учебников и учебных пособий;
  • форм и методов организации обучения.

Базовые характеристики ЛИСС

В известной степени ЛИСС обладает лучшими психолого-педагогическими и этнодидактическими характеристиками развития самообучающейся личности ребёнка:

  1. высокий уровень объёма информационной абстракции;
  2. самообучаемость личности ребёнка;
  3. социализация в сюжетно-ролевой ситуации развития;
  4. индивидуализация в ходе когнитивно-образовательной деятельности.

Этнодидактические принципы стимулируют детское развитие

В достаточной мере конструктивные этнодидактические принципы самообучения при любой комбинации интересов, самоопределяемости и мотивации личности ребёнка не создают искусственные ограничения детского развития, а, наоборот, стимулируют его.

 

Сформулируем принципы самообучения личности школьника:

1-ый принципсобственное изложение, формулировки усваиваемого учебного этноматериала с приведением собственных примеров, как в устной, так и в письменной речи.

2-ой принципсамостоятельное воспроизведение, переосмысление дидактического этноматериала, как содержания интеллектуальных программ этнопособия.

3-ий принцип – овладение содержанием дидактического этноматериала, используя технологию этнодидактического обучения математике.

4-ый принцип — осуществление перехода к сознательной, преднамеренной реконструкции собственного опыта: самостоятельные составления деформированных числовых и буквенных выражений, текстов «обратных» задач в интеллектуальных программах «самопроверка» и «диагностический (обучающий) тест».

Сила самообучающейся личности школьника определяется проявлением волевых качеств, наличием интеллекта, как умением мыслить и творить.

СОТРУДНИЧЕСТВО как ключевое требование ФГОС

Собственно говоря, рельефно выступает ещё один важный момент – при грамотно организованном наблюдении за самоопределением в предметно-содержательном аспекте  когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка педагог сможет логически правильно выстроить режим синхронного коммуникативно-регулятивного сотрудничества, устойчиво реализуя требования ФГОС.

Поэтапная ПРОГРАММА организации когнитивно-образовательной деятельности (КОД) в личностно-интеллектуальной среде самообучения (ЛИСС)

№ п/п Предмет и продолжительность

когнитивно-образовательной деятельности
1. ОБЩАЯ ИДЕЯ ДНЯ                                                                        с 9:00 ч до 10:00 ч

I.            Ориентация в ЛИСС – 30 минут.

v  Предметное самоопределение дошкольника в КОД.

v  Мотивация к самообучению.

II.            КРУГ. «Мозговой штурм» — 20 минут.

III.            Перемена – 10 минут.
2. МАТЕМАТИКА                                                                                  с 10:00 ч до 11:00 ч

        I.            Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметно-математическая когнитивная деятельность – 15 минут.

     II.            Индивидуальная когнитивно-образовательная деятельность – 20  минут.

v  с сенсомоторными дидактическими материалами,

v  в  рабочей тетради по математике Л.Г. Петерсон.

   III.            Самоконтроль – 10 минут.

   IV.            Перемена — 15 минут.
3.

 
ЧИСТОПИСАНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК                                          с 11:00 ч до 12:00 ч

        I.            Общая презентация дидактических материалов. Предметно-лингвистическая  когнитивная деятельность – 15 минут.

     II.            Индивидуальная интеллектуальная деятельность20  минут.

v  с дидактическими материалами,

v  в  рабочей тетради по грамматике, фонетике и лексике.

   III.            Самоконтроль – 10 минут.

   IV.            Перемена — 15 минут.
4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЧТЕНИЕ                                                           с 12:00 ч до 13:00 ч

        I.            Слоги и слова – 15 минут.

     II.            Чтение по «Букварю» Н.С. Жуковой – 15 минут.

   III.            Работа с толковым словарём – 15 минут.

   IV.            Перемена – 15 минут.
5. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ              с 13:00 ч до 14:00 ч

                                I.            Профессиональная ориентация – социализация – 30 минут

 

                             II.            Взаимодействие и общение – 20 минут

 

 

                           III.            Индивидуализация – 10 минут

 

Самообучение как основа межвозрастной преемственности детского развития

Такие действия не только повысят эффективность развития самообучающейся личности ребёнка, но и укрепят надёжность процессов:

  • самообучения. Самообучение возможно только при условии наличия активного любопытства и интереса, а они возможны только, если ребёнок уверен в своих способностях.
  • Самообразования. Образование объёма активного словаря тоже происходит только при наличии мотивации ребёнка. Ничто так не мотивирует ребёнка как вера родителей в его знаниево-мыслительные способности размышлять, рассуждать, сомневаться, удивляться и т.д.
  • Саморазвития, когда меняется психика, реакции на события, физические навыки владения собственным телом, расширяются границы его познания и т.д.
  • Самореализации личностных качеств – самоутверждения, когда ребёнок понимает, что некоторые вещи он может делать самостоятельно, например: писать, считать и читать.

Самообучающаяся личность как двигатель ПРОГРЕССА

Как показывает социально-экономическая, правовая реальность – современная Россия имеет:

  • негатив: экстремально низкие цены, взлёт и падение рубля, антироссийские санкции, международная неустойчивость людских отношений и т.д.;
  • позитив: реализуются процессы импортозамещения, механизм субсидирования процентных ставок тем предприятиям, которые реализовали и реализуют проекты по импортозамещению.

Кто же, если не самообучающаяся личность, способен изменить мир?

148-stojbiwe1-710x434Куда ни кинь свой взор – везде социокультурная среда, и она разная, но личностно-интеллектуальная.

Вот почему, научная-практическая сегментарность личностно-интеллектуальной среды самообучения личности ребёнка создаётся в соответствии:

  • с Программой ЛИПС,
  • с обеспечением технологической устойчивостью интересов, мотивации самообучения,
  • с реализацией преемственной связи периодов возрастного развития,
  • с гармоничными и плавными переходами циклов: социализация → индивидуализация → социализация.

pedagog-strategИтак, резюмируя вышеизложенное, можно сказать:

  1. личность ребёнка не может быть «учеником», а только самообучающейся личностью собственной когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе школьного обучения.
  2. в век нанотехнологий, когда скорость мыслей настолько высока, не должно быть учителя, а только управленец, стратег и тактик личностно-интеллектуального процесса школьного обучения. И как важно, чтобы педагог обладал выкопрофессиональным уровнем  компетентности в сфере «рождения личности».
  3.  именно педагог как стратег и тактик когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника должен создать психологические условия и организовать коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей, опираясь на этнодидактические принципы личностно-интеллектуального процесса школьного обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.