Site icon etnorazum.ru

Мотивация есть акт самоопределения

Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Мотивация, будучи актом самоопределения, задаёт вектор когнитивно-образовательной деятельности для удовлетворения потребности ребёнка — Хочу всё знать!

Компетентность предполагает наличие у индивида

внутренней мотивации к качественному осуществлению

профессиональной деятельности,

присутствие профессиональных ценностей и

отношение к своей профессии как ценности

Н.П. Тропникова, Т.Ю. Угринова, В.О. Королёва

Мотивация, как способность достижения цели, играет наиважнейшую роль в формировании личности ребёнка в ходе самообучения, которого быть не может без смысла, ценности когнитивно-образовательной деятельности.

Низкая мотивация к учению

Необходимо научиться видеть УСПЕХ везде, в особенности, в диалоге с ребёнком

В ходе отчётов об успеваемости за полугодие и за учебный год администрация Хатангской средней школы-интерната, как правило, обвиняет именно школьников в том, что у них низкая мотивация к учению, потому что они плохо обучаемы.

В своих высказываниях, рассуждениях и утверждениях педагоги глубоко не этичны.

Потому что, в ходе эксперимента школьники показали обратное. Дети, скорее всего, думали не о том, чтобы получить знания ради оценки, а были движимы мотивом когнитивно-образовательной деятельности — Что это? Зачем это? Как это делается?

Независимо от того, представителем какой этнической группы являются, дети с одинаковым  интересом и азартом:

В процессе самообучения проявилась предметная преемственность, как показатель:

  1. мотивации к самообучению,
  2. проявления эффективности этнодидактической модели самообучения в целом.

Психологические условия формирования понятийного мышления

Успех ребёнка — это его ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!

Очень важно также учитывать психологические условия усвоения понятия, формирования когнитивно-образовательной деятельности личности школьника:

  1. формирование мотивации, которая зависит от содержания этнодидактического пособия. Само содержание этноматериала по математике заинтриговало школьников, когда дети долганского этноса с неподдельным интересом наблюдали за рассуждениями своих родителей, педагогов, работников школы.
  2. естественная включённость взрослых. Взрослые настолько поглощались в этнокультурную среду, что в какой-то момент они забывали про свою функцию – только читать вслух и в темпе, потому что объём этноматериалов по математике очень велик, 68 страниц. Но самое главное, взрослые своей естественной включённостью в когнитивно-образовательную деятельность, на самом деле, стимулировали мотивацию школьников. Именно по этой причине экспериментатор не вмешивался в личностно-интеллектуальный процесс самообразования взрослых.

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что только самообучающаяся личность взрослого может быть главным стимулом проявления когнитивно-образовательной деятельности школьника.

Социальная природа формирования понятийного мышления

Чем сильнее педагоги и родители уважают себя, тем с большим пониманием смогут принять личность каждого ребёнка.

В этой связи необходимо напомнить, что ключевая цель интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» заключается в социальной природе усвоения новых знаний, когда на основе «житейского понятия» формируется «научное понятие» как процесс поступательного преобразования когнитивно-образовательных действий, а понятия как продукта личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Кроме того, в этнопособии рассматриваются темы школьной математики, которые, как показала многолетняя педагогическая практика, всегда вызывают затруднения у учащихся 5-11 классов.

Если понятия «обыкновенная дробь», «процент», «десятичная дробь», не будут усвоены адекватно, личностно, осознанно, осмысленно, то школьники всегда будут испытывать трудности при изучении основных аспектов алгебры:

Принято считать, что наглядность является условием доступности содержания.

Что может быть нагляднее собственного житейского опыта?

Взрослые любят побеждать, но способны ли они вот также трудиться, многократно повторяя одни и те же действия в определённой последовательности?

Самообучение по этнодидактическому пособию происходит без заучивания, но с прочным смысловым запоминанием, потому что занимательный житейский сюжет:

  1. стимулировал детское воображение,
  2. создавал психологический комфорт. Поскольку содержание этноматериала по математике построено на предметах, хорошо знакомых школьникам по принципу родовое понятие и видовое понятие, как часть родового понятия:

А также выполнен постепенный переход от «ситуативной конкретики» к «опорным сигналам» и «листу самоконтроля», то есть переход от практических, реальных действий школьника к символическим записям (материализация действия).

При этом все выполняемые операции и все используемые величины постоянно формулируются в русскоязычной речи.

Предметная преемственность, эффективность самообучения

В качестве доказательства вышесказанному приведём сравнительную таблицу, где отражены показатели:

  1. коэффициента предметной преемственности,
  2. коэффициента эффективности этнопособия,
  3. коэффициента самообучения.

Следует особо подчеркнуть, что интегрирующим основанием всех выше перечисленных показателей является формирование самообучающейся личности школьника.

Ступень школьного образования Экспериментальная группа Контрольная группа
Монокультурная среда (долганоязычная) Поликультурная среда

(русскоязычная)

Монокультурная среда (долганоязычная) Поликультурная среда

(русскоязычная)

Коэф.

преемств

Коэф.

эффект.

Коэф. само

обуч

Коэф.

преемств

Коэф.

эффект.

Коэф. само

обуч

Коэф.

преемств

Коэф.

эффект.

Коэф. само

обуч

Коэф.

преемств

Коэф.

эффект.

Коэф. само

обуч

Начальная школа 86 % 90 % 83 % 72 % 93 % 77 % 21 % 29 % 59 % 26 % 33 % 14 %
Основная школа 96 % 97 % 77 % 91 % 90 % 73 % 54 % 56 % 25 % 39 % 23 % 16 %

Совокупность показателей преемственности, восприятия и самообучаемости

Из сводной таблицы и диаграммы видно, что показатели предметной преемственности и осознанного, осмысленного восприятия математических знаний у пятиклассников из этносреды выше, как и должно быть согласно их возрастным особенностям развития.

Но в тоже время, интересен факт высокого уровня самообучаемости четвероклассников из этносреды, показатель которого у четвероклассников выше, чем у пятиклассников. Видимо, сказалась продуктивность коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей.

А вот в поликультурной среде, где не было полноценного коммуникативно-математических знаний и самообучаемости выше, чем у пятиклассников.

Но у пятиклассников из этносреды, из  полисреды показатель предметной преемственности выше, чем у четвероклассников в силу их возрастных особенностей.

Интерес: динамика развития, распада, перемещения

Как важно, чтобы ребёнок всегда может представить себя преуспевающим, любящим, открытым и свободным

К этому следует добавить, что в ходе формирующего (обучающего) эксперимента изучалась динамика интересов, их развития, распада и перемещения в ходе самообучения на материалах этнодидактического пособия.

Нас интересовали,

  1. интерес, как акт самоопределения, который связан с конкретностью содержания дидактического этноматериала.
  2. качество самообучения, которое могло бы повлиять на динамику интересов.
  3. реализация способностей рассуждать, проверять на истинность свои высказывания,
  4. умение делать выводы, обобщая увиденное, прочитанное, сказанное, выслушанное, оспоримое, абстрагируясь от второстепенного,
  5. умение выделять главное, существенное, овладевая тем самым системой теоретического знания.

Стимулом формирования вышеописанных способностей послужил замысел разработки структуры и содержания этнопособия, когда конкретный описательный и повествовательный этноматериал запустил механизм логической работы мысли.

Составляющие мотива как обобщённого образа материальных и идеальных предметов

Свобода выбора есть главное условие возникновения мотивации

Мы обладаем невероятной способностью помогать, любить каждого ребёнка и делиться с ним

Главная мысль, которую я хочу донести до читателя, заключается в эффективности личностно-интеллектуального процесса самообучения, поскольку главным его принципом является СВОБОДА выбора личности ребёнка.

Потому что ни педагог, ни родитель не могут чувствовать и знать СИЛУ детской ИНТУИЦИИ. Следовательно, взрослым надо научиться доверять подсознательной логике ребёнка.

ВЫХОД: взрослым надо научиться вести с ребёнком грамотный и доверительный ДИАЛОГ.

Просто? Нет, сложно! Потому как взрослый не привык вести диалог, ему привычнее выполнять приказы, указы, требования — это его ОПЫТ прошлых лет!

Первичная цель взрослого — быстро и беспощадно уничтожить в себе «раба».

Генеральная цель — оздоровить свою психику ради формирования и развития самообучающейся личности ребёнка.

А для этого взрослым надо:

  1. преодолеть свои страхи;
  2. развеять свои сомнения;
  3. устранить последствия своих прошлых детских обид.

Вот только тогда любой взрослый, а в особенности, родитель сможет запустить собственные процессы:

  1. самообразования,
  2. саморазвития,
  3. самореализации,
  4. самоутверждения.

В чём родительская ошибка?

Ищите в ребёнке самое лучшее, веря в него

Она заключается в том, что родители перекладывают собственное желание самоутверждаться на хрупкие плечики ребёнка, забыв, что у него должна быть своя жизненная траектория саморазвития.

Ребёнок не обязан реализовывать МЕЧТЫ родителей! Вы согласны?

Я настоятельно рекомендую — одолейте свой СТРАХ, но не за счёт ребёнка.

Как педагогу, так и родителю необходимо осознать — ЧЕГО ВЫ БОИТЕСЬ?

Понять то, что закалив свой дух, Вы сможете преодолеть препятствия к цели — самореализоваться. Ведь именно Ваш мощный дух выстраивает и направляет процессы самоутверждения, самосовершенствования на пути к УСПЕШНОСТИ.

Дело в том, что психическая, физическая и интеллектуальная составляющие личности ребёнка должны быть в РАВНОВЕСИИ, чтобы он мог саморазвиваться по законам природы развития.

Следует глубоко осознать, осмыслить и понять, что добиваясь своих целей в этой жизни, педагоги и родители делают счастливыми не только себя, но и личность ребёнка, помогая ему бороться за собственный успех.

Между тем, успех детей на приводит к лишениям педагогов и родителей, а скорее даже помогает и приносит им удачу.

Преуспеть — это долг педагогов и родителей, долг перед самим собой, перед детьми.

Успех каждого субъекта когнитивно-образовательной деятельности принесёт пользу всей триаде: ребёнку, педагогу и родителю.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Exit mobile version