Образовательная проблема качества детского саморазвития является тем камнем преткновения, когда педагогические цели и технология самообучения ощутимо разнятся.

Человек есть таков,

каков он есть,

не милости своих учителей,

а благодаря тому,

что он сам научился делать

Мария Монтессори

Краткая стратегическая программа детского саморазвития

В ходе изложения перечня того, чего нет в муниципальных общеобразовательных учреждениях, на самом деле, я очерчиваю некие границы реализации требований, заявленных ФГОСом.

Есть «Федеральные государственные образовательные стандарты», но:

  • Нет личностно-интеллектуальной среды самообучения детей.
  • Нет предметно-структурной условной сегментации информационных областей, наполненных набором дидактических материалов.
  • Нет чёткой программы организации когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка.
  • Нет чёткой программы социализации личности ребёнка.
  • Нет практической направленности стратегии индивидуализации КОД личности ребёнка.
  • Нет грамотных педагогов в детских садах и в муниципальных школах.

Личностно-интеллектуальная система координат является многовекторной, многофакторной, многосегментной средой самообучения для саморазвития.

Фундаментальная характеристика личностно-интеллектуальной среды самообучения заключается в том, что она сегментирована на отдельные аспекты естественнонаучных знаний с их практическими приложениями.

Предметные абстракции дидактических материалов в различных сегментах когнитивно-образовательного пространства включают в себя стирание первоначальных житейски-ощутимых деталей и удержание в памяти базовых отношений между элементами. Например, если ребёнок постоянно берёт воду из бочки, то ему легко производить необходимые вычисления, относящиеся к цилиндру.

Точно также, чум-конус, балок-параллелепипед, где цилиндр, конус и параллелепипед являются материализованными абстракциями житейских объектов. Однако чум, бочка и балок могут иметь разные размеры, поверхностные покрытия, но их абстракции создают «концептуальное знание» (Джон Р. Андерсон). Следовательно, детям легко оперировать концептуальными знаниями, которые образуются в результате создания категорий. Например, «кровать» и «кошка» или «олень».

Концептуальные детские знания

Мальчику из тундры есть о чём подумать, над чем задуматься. Дети в тундре очень рано взрослеют, благодаря своей самостоятельности думать и действовать.

Вместо того, чтобы запомнить то, что ребёнок подал комок соли рогатому четырёхкопытному объекту, имеющему вес примерно 50 кг, и смотрел на него своими огромными преданными глазами, личности ребёнка проще запомнить то, что он угощал своего оленя.

Как мы видим, категории, которые по сути своей, означающие концептуальные знания, позволяют личности ребёнка предсказывать некие особенности, свойственные конкретной категории. Например, ребёнок никогда не закинет палку на далёкое расстояние, чтобы олень побежал за ней, но за палкой побежит оленегонная собака, которая не станет облизывать соль.

Безусловно концептуальные знания в виде категорий значительно экономят время понимания при общении детей. Дети в нашей Школе дошколят любят друг другу загадывать загадки вида:

  • Жёлтый и кислый с запахом. Что это? (Лимон).
  • Пушистый, любит орехи и грибы, прыгучий, но не кошка. Кто это? (Белка).
  • Сладкий круглый, иногда овальный, но не дыня. Что это? (Арбуз).

Общеизвестно, что любая категория формируется в результате исследования классификации и потому, как она истолковывается личностью ребёнка в житейском, эмпирическом опыте её применения. Например, «стол», «электроплитка» и т.д.

Важно понять, что детский опыт использования категорий играет центральную роль в знаниевой структуре.

Структура когнитивно-образовательной деятелльности

Когнитивно-образовательная деятельность имеет свою чёткую структуру последовательных действий личности ребёнка.

Когнитивно-образовательная деятельность

Несомненно, именно личностно-интеллектуальная среда самообучения стимулирует личность ребёнка:

  • К определению когнитивной мотивации.
  • К использованию конкретных, им выбранных, дидактических материалов для удовлетворения собственной любознательности, пытливости детского ума.

Когда ребёнок САМ обучается?

  1. Когда ставится посильная задача.
  2. Есть возможность сосредоточиться на предмете интереса.
  3. Чётко ставить цели.
  4. Иметь обратную связь.
  5. Абстрагирование от проблем и окружения.
  6. Осуществляется самоконтроль над собственными действиями.
  7. Хозяин ситуации.
  8. Одновременное расширение границ познания и сужение времени. Полное поглощение деятельностью, процессом.

Общеизвестно, что ни в каком возрасте мозг не накапливает такой мощный объём информации, как к двум годам.

Когнитивное саморазвитие ребёнка  это умение ребёнка сосредоточиться на чём-либо или на ком-либо — это внимание.

Ребёнок многократно повторяет одно и то же действие — это рождение или формирование памяти, речи и мышления.

Ребёнок откликается на слово, на образ, пробует предмет на язык, реагирует на горячее или холодное, гладкое или шершавое, бежит или падает — это сенсомоторная ориентация в пространстве. В данный момент для ребёнка не столь актуально время.

Когнитивное саморазвитие ребёнка дошкольного возраста, от 0 до 6,5 лет определяет тот объём житейского социокультурного опыта личности ребёнка, который и является базой или фундаментом определения степени её самообучаемости как качества школьного образования.

Когнитивно-образовательная деятельность это активность личности ребёнка, при которой, с одной стороны, формируются и развиваются:

  • Внимание.
  • Память.
  • Воображение.
  • Восприятие.
  • Речь.
  • Мышление.

С другой стороны, формируются и развиваются образования знаниевых компетенций.

Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка приводит к новым заключениям, следовательно, она носит продуктивный характер.

При разумной организации когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения могут быть благоприятные условия для коммуникативно-регулятивного сотрудничества конкретной семьи и педагогического коллектива определённой школы.

Цель как движущая сила деятельности

Дети, находящиеся в одной и той же трёхмерной системе координат, заняты только своим предметом стимульного материала когнитивно-образовательной деятельности.

Безусловно, если нет цели, то нет и деятельности. Следовательно, когнитивно-образовательная деятельность состоит из двух целей:

  • Когнитивной, которая связана с психическими процессами, функциями и состояниями – это тактика самообучения.
  • Образовательной, которая связана с опытом и знаниями – это стратегия самообучения.

Итак, когнитивно-образовательная деятельность - это процесс знаниево-мыслительной активности личности ребёнка.

Когнитивно-образовательная деятельность СОЛ это активность, которая состоит из двух частей.

Первая часть активности личности ребёнка – это сформированность её когнитивных функций:

  • Внимания как дисциплины детского ума.
  • Восприятия как содержательного материала детского социокультурного опыта.
  • Памяти, где хранятся переработанные информации в виде приобретённых знаний.
  • Мышления как процесса переработки, обработки информации, которую следует личности ребёнка обобщить на основе выявления сходств и различий предметов, явлений, процессов. Мышление не представляется без ассоциативных связей, которых в изобилии содержит социокультурный опыт ребёнка.

Вторая часть активности личности ребёнка – это целостность, комплексность знаний и опыта, которую она применяет в житейских ситуациях в процессе самообучения.

Остальную информацию читайте, уважаемый читатель, в моих электронных книгах, в брошюрах чек-листов и в СЛОВАРЕ-РУКОВОДСТВЕ.

ДЕРЗАЙТЕ!!!