Образовательная стратегия этнопособия возникла не на пустом месте, а в результате многолетней педагогической практики и скрупулёзного изучения авторских теорий.

... ваш успех — это нечто большее,

чем просто амбиции,

это ваша индивидуальность...

Мир нуждается в вас

Джон Кехо

Социально-образовательная ситуация

Дети из этнических групп, с одной стороны, 8-9 месяцев живут и обучаются в школах-интернатах вдали от родителей с 5-ого по 11-ый классы, потому что в тундровых посёлках нет средних школ. Такая ситуация пагубно влияет на взаимоотношения детей и родителей, в их отношениях появляется отчуждение друг от друга. С другой стороны, уровень обучаемости у них на низком уровне.

Цель обучения – формирование и развитие самообучающейся личности школьника.

Принципы отбора и конструирования содержания этнопособия:

1) Социокультурная среда жизнедеятельности.

2) Этнокультурные нравственные ценности, задающие контекст содержания этнопособия.

3) Естественнонаучный предмет самообучения, образующий мировоззрение, кругозор, эрудицию личности ребёнка.

Системообразующий элемент.

Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному саморазвитию личности ребёнка, так и сохранению социокультурного порядка.

  1. Этнопособие по математике в контексте этнокультурной среды жизнедеятельности школьников.
  2. Формирование и развитие русской речи на содержании этноматериала самообучения из программы школьной математики. Тем самым, выбрать темы школьной математики, вызывающие наиболее высокую степень затруднения многих школьников.

Для этого, преимущественно решать задачу формирования базовых знаниевых компетенций и жизненно-практическую адаптацию школьников к существующим общественным условиям.

Событийная этнодидактическая модель самообразования, саморазвития

Психолого-этнодидактическая модель личностно-интеллектуального процесса самообучения носит гуманистический характер, поскольку соответствует законам естественной природы саморазвития личности ребёнка.

Психолого-этнодидактическая модель школьного образования включает в себя:

  • «Познавательный интерес» (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.);
  • «Умственное действие» (В.П. Беспалько, И.П. Калошина, Н.Ф. Талызина, С.И. Шапиро и др.);
  • «Учебная деятельность» (А.З. Зак, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.);
  • «Формирование и развитие личности» (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, И.В. Нечаев и др.);
  • «Самоопределяющаяся личность» (Р. Штейнер, Ф.Г. Кумбс, Ч. Сильберман и др.);
  • «Развитие интеллекта» (В.И. Панов, Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная, Л. Демидова, Дж. Рензулли, А.И. Савенков, и др.).

Все указанные выше модели, учтены в проектировании психолого-этнодидактической модели личностно-интеллектуального процесса самообучения, поскольку они способствуют повышению эффективности самообучения ЛИЧНОСТИ ребёнка.

Более того, необходимо отметить, что в проекте психолого-этнодидактической модели личностно-интеллектуального процесса самообучения в той или иной мере вышеперечисленные модели имеют точки взаимодействия.

Культурологический подход

Следует заметить, что Е.В. Бондаревская исследовала показатели культурологического подхода.

Я модернизировала этот подход с позиции самообучающейся личности, в результате чего, считаю уточнить ключевые следующие моменты:

  1. Отношение не к ребёнку, вообще, а к его ЛИЧНОСТИ, имеющей определённый житейский ОПЫТ. Именно ЛИЧНОСТЬ способна к культурному саморазвитию.
  2. Отношение к педагогу как УПРАВЛЕНЦУ личностно-интеллектуальным процессом самообучения, но никак к транслятору между детьми и культурой. Именно наблюдательность, гибкость ума, мудрость педагога способствуют вхождению ребёнка в мир культуры. Педагогу необходимо оказывать поддержку и понимание ребёнка в личностном самоопределении в мире культурных ценностей.
  3. Отношение ЛИЧНОСТИ ребёнка к самообучению как культурно-историческому процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог, сотрудничество.

Ориентиры личностно-интеллектуального процесса САМООБУЧЕНИЯ

Я сочла необходимым остановиться на четырех ориентирах личностно-интеллектуального процесса самообучения с позиции этнодидактического подхода, которые составляют стратегическую линию детского саморазвития.

Напомню, что идея этнодидактической модели самообучения заключается в формировании самообучающейся личности ребёнка в процессе когнитивно-образовательной деятельности. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М. Коул и др.).

Для вышеназванной модели самообучения интерес представляют следующие основные характеристики личностно-интеллектуального процесса самообучения:

  1. Определить личностно-смысловую сферу интереса ребёнка, за которым наблюдает педагог в ходе его индивидуальной когнитивно-образовательной активности. Только в ходе наблюдения, незаметного для ребёнка, педагог сможет определить степень готовности и способности личности ребёнка творчески осмысливать те или иные моменты познания и взаимодействия с другими детьми или с педагогом.
  2. Включение социокультурного опыта ребёнка в вышеназванный процесс, когда происходит переосмысление и перестройка им содержания своего житейского опыта, отношения его к собственному поведению и общению, к осуществлению когнитивно-образовательной деятельности. Сформировать умения, с одной стороны, обретать новые смыслы и ценности, а с другой — адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.
  3. Признание ценности коммуникативно-регулятивного СОТРУДНИЧЕСТВА, содействия, соучастия взрослых и детей.
  4. Изменение позиции педагога на позицию управленца личностно-интеллектуальным процессом самообучения.

Рефлексивная культура самообучения

В этой связи следует отметить, что для рассматриваемого нами этнодидактической модели самообучения на психологической основе весьма важным представляются следующие характеристики рефлексивной культуры:

1) мышление, направленное на переосмысление своих действий;

2) деятельность, в которой фиксируется установка;

3) общение, подразумевающее доступность и открытость собственного опыта для себя и других;

4) самосознание, направленное на самоактуализацию, самоопределение, саморазвитие, самоуправление.

Перечисленные выше характеристики гармонично, ненавязчиво отражены в содержании этнопособия самообучения математике:

  1. Идея сократовского диалогического подхода, который наиболее оптимален, поскольку создает предпосылки для развития положительной мотивации к когнитивно-образовательной деятельности школьника. Данный подход обеспечивает формирование личностной самостоятельности и ответственности, стимулирует раскрытие творческих потенциалов триады субъектов личностно-интеллектуального процесса самообучения. Необходимо разработать формы, методы и приемы в процессе самообучения.
  2. Идея творческого подхода, когда новая самообразовательная стратегия заключается в развитии личностной позиции в культуре, компетенции, как способности, личностной готовности и познавательной мотивации. А для этого необходимы психологические условия для формирования и развития поисково-творческих способностей самообучающейся личности ребёнка:
  • Проблемная ситуация, стимулирующая и запускающая механизм процесса самообучения.
  • Интеграция различных сфер естествознания. Например, если у ребёнка проявилась потребность в познании географии, то именно, благодаря этому интересу, необходимо выстраивать стратегию закладывания индивидуальной базы знаниевых компетенций: счёта, письма и чтения.
  • Обобщение. Необходимо воспользоваться природой саморазвития ребёнка, когда на первый план выходит ЦЕЛОСТНОСТЬ предмета, явления или события. Например, анатомия человека, когда в ходе исследования человека, ребёнок видит КАК и ЧЕМ отличаются органы или части тела человека.
  • Свертывание мыслительных операций – это и есть уже некая структура знаниевых компетенций – ЗНАЮ ЧТО ЭТО и ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ ЭТО.
  • Выдвижение собственных предположений на основе знаниевых компетенций.
  • Трансформация результатов когнитивно-образовательной деятельности в собственный социокультурный житейский ОПЫТ.
  1. Идея комплексного подхода к процессу САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ребёнка:
  • Межкультурного.
  • Межпредметного.
  • Межвозрастного.

В контексте рассматриваемого вопроса нельзя обойти вниманием проблему технологий обучения.

Технология самообучения

Поскольку технология самообучения определяется некоторым набором содержательных и процессуальных характеристик.

Разумеется, технология самообучения состоит из:

  1. Содержания и предмета интересов.
  2. Авторских методик, разновидность которых определяет личность каждого ребёнка.
  3. Сенсомоторных дидактических средств самообучения.

Таким образом, возникает ситуация дидактико-технологического подхода, в котором можно выделить несколько шагов:

  1. Выбор содержания предмета самообучения в сегментированном личностно-интеллектуальном пространстве самообучения.
  2. Выбор приоритетных когнитивной и образовательной целей личностью ребёнка.
  3. Выбор индивидуальной технологии самообучения.

Между тем, необходимо отметить необходимые качества технологии самообучения:

  1. Концептуальность, которая выражается в том, что предмет исследования ребёнок выбирает из естествознания: Астрономии, Географии, Анатомии человека, Физики, Ботаники, Зоологии и т.д.
  2. Системность, которая заключается в том, что на основе выбора сферы познания ребёнок САМ формирует знаниевые компетенции: счёта, письма и чтения.
  3. Управляемость, когда ребёнок, на интуитивном уровне, приобретённые знания компонует, объединяет, интегрирует в свой житейский ОПЫТ открытий.
  4. Эффективность саморазвития личности ребёнка достигается в результате собственных «открытий».
  5. Воспроизводимость когнитивно-образовательных действий, знаниевого опыта ЛИЧНОСТИ ребёнка.

Классические технологии обучения

На мой взгляд, для событийной этнодидактической модели самообучения немаловажное значение имеют следующие технологии по следующим содержательным задачам самообучения:

  1. Основанные на гуманизации и демократизации педагогических отношений (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и др.).
  2. Активизирующие и интенсифицирующие когнитивно-образовательную деятельность личности любого ребёнка (В.Ф. Шаталов, Е.И. Пассов и др.).
  3. Направленные на эффективность самоорганизации и самоуправления личностно-интеллектуальным процессом самообучения (А.С. Границкая, Н.П. Гузик, В.К. Дьяченко, С.Н. Лысенкова, И.Д. Первин, В.В. Фирсов, И. Унт и др.).
  4. Позволяющие осуществить дидактическое реконструирование информационного материала (М.Б. Волович, В.Ф. Шаталов, П.М. Эрдниев и др.).
  5. Предполагающие построение личностно-интеллектуального процесса самообучения на деятельностной, концептуальной, опережающей, проблемной, эмоционально-психологической, ситуативно-развивающей, алгоритмической, диалоговой основе.

Безусловно, технология полного усвоения учебной информации была разработана в 60-е гг. XX столетия американскими психологами Дж. Блоком и JI. Андерсоном.

Технология усвоения информационной абстракции

В ее основе лежали идеи, высказанные в свое время Дж. Кэрроллом и Б. Блумом. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе проведено М.В. Клариным.

Кстати, я слегка модернизировала последовательность шагов технологии полного усвоения информационной абстракции:

  1. Самоориентация в личностно-интеллектуальном пространстве самообразования в ходе самоопределения предмета и содержания когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Сегментация личностно-интеллектуального пространства самообразования, которая стимулирует процесс саморазвития личности ребёнка в процессе самообучения.
  3. Собственное исследование личности ребёнка, когда ребёнок может спокойно САМ подойти к педагогу, и в ходе диалога познать особенные характеристики предмета его интереса.
  4. Собственная система многократности тренировочных действий, упражняющих мыслеобразование личности ребёнка.
  5. Самоконтроль, анализ собственных ошибок и их коррекция.
  6. Самооценка результатов, продукта личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Можно рассмотреть ещё и технологию уровневой дифференциации когнитивных и образовательных целей самообучения.

Технология уровневой дифференциации

Сущность этой технологии состоит в максимальном учете индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка при организации личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Проблема решается введением базового уровня содержания самообразования – «Ситуативная конкретика». Дифференциация осуществляется за счет того, что, предлагая детям одинаковый его объем, педагог ориентируется на различный опыт восприятия и переработки информационной абстракции.

Более высокий уровень восприятия и переработки информационной абстракции является личной психической особенностью ребёнка и соответственно оценивается более высоким баллом.

Для личностно-интеллектуального процесса самообучения важным являются:

  1. Разработка и детализация критериев самообученности, собственного опыта приобретения знаний, «Актуального уровня развития» и самообучаемости «Зоны ближайшего развития» личности ребёнка в соответствии с поставленными целями.
  2. Отбор и анализ образцов и продуктов когнитивно-образовательной деятельности.
  3. Сбор информационных материалов из внешних источников (одноклассники, учителя, родители, тестовые центры, общественные организации).
  4. Анализ всех собранных информационных абстракций с целью всесторонней количественной и качественной оценки уровня самообученности и самообучаемости данной личности ребёнка и дальнейшей самокоррекции процесса самообучения.

Можно, в качестве разнообразия, рассмотреть ещё одну технологию самообучения.

Технология модульного обучения.

Эта технология возникла в учебных заведениях США и приобрела большую популярность в Западной Европе в начале 60-х гг. XX в. как альтернатива традиционному обучению.

Модульное обучение базируется на главном понятии теории поэтапного формирования умственных действий — ориентировочной основе деятельности.

  1. Четкость и определенная логика действий личности ребёнка.
  2. Постоянное подкрепление действий на основе самоконтроля.
  3. Индивидуализированный темп когнитивно-образовательной деятельности.

Следует заметить, что кибернетический подход обогатил модульное самообучение идеей гибкого педагогического управления когнитивно-образовательной деятельностью личности ребёнка, переходящего в самоуправление.

Обобщая различные точки зрения, можно выделить следующие отличия событийной этнодидактической модели самообучения от других систем обучения.

  1. Содержание этнопособия представлено в виде законченных самостоятельных циклов, усвоение его должно происходить в соответствии с целью самообучения. Дидактическая цель формулируется для школьников и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения «Диагностический тест самообучения».
  2. Этнодидактическая технология самообучения предполагает изменение форм общения взрослых и детей – коммуникативно-регулятивное сотрудничество.
  3. Каждый ребёнок работает, в основном, самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей когнитивно-образовательной деятельности. Таким образом, в «Диагностическом тесте самообучения» каждый школьник может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в них.

Несомненно, что личность ребёнка сама управляет когнитивно-образовательной деятельностью через коммуникативно-регулятивное содействие, соучастие взрослых с ним.

В заключение отметим, что этнодидактическая технология самообучения — это своего рода вариант воплощения определенной психолого-педагогической концепции, стратегии школьного образования.

Технологический выбор, который существует у учителя, представляет для него трудность не меньшую, чем создание собственной технологии самообучения.

Отсюда возникает необходимость специальной подготовки этнопедагога-дидакта в вузе.