Осмысленное восприятие этноматериала

Осмысленное восприятие содержания этноматериала самообучения математике находится в прямой зависимости от личностно-интеллектуальной среды самообучения в семье.

Восприятие представляет собой

 целостную систему отношений

Ж. Пиаже

poznanie-5Когда педагоги жалуются на плохую память воспитанников, они, видимо, имеют в виду, что у детей из этносреды не сформированы и не развиты:

  1. механическая память ,
  2. произвольное внимание,
  3. осознанное и осмысленное восприятие.

Самообучение четвероклассников и пятиклассников

Стало быть, назрела необходимость выяснить истинные причины плохой обучаемости воспитанников Хатангской средней школы-интерната. В качестве исследования, выявления объективных и субъективных причин вышеназванной проблемы был разработан эксперимент, в котором приняли участие школьники 4-х и 5-х классов.

Они самообучались на фрагментах этнодидактического пособия самообучения математике, где раскрыты 38 математических тем.

Они занимались по информационно-абстрактным материалам этнопособия с 15ч. до 18ч.

В основном школьники забирали их с собой для продолжения самообучения в домашних, комфортных условиях, в желаемом темпе и самостоятельно.

Элементарные психические функции

Одновременно задача эксперимента заключалась в том, что если отсутствует формирование элементарных психических функций, то дети не смогут воспринять данный объём информационно-абстрактного этноматериала по математике.

Напомню, к элементарным психическим функциям, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, относятся:

  1. ощущение,
  2. непроизвольная, стихийно сформированная память,
  3. непроизвольное внимание,
  4. сенсо-моторное восприятие,
  5. детское «житейское» мышление.

Для этого было введено понятие «коэффициент восприятия» (Кв).

Коэффициент восприятия информационно-абстрактного материала в большом объёме (38 тем) за короткое время (от 2,5 до 5 часов) обучения.

Коэффициент восприятии информационно-абстрактного материала – это соотношение количества тем к временному отрезку их изучения.

Таблица коэффициента восприятия дидактического этноматериала

Компонент

личностно-образовательной деятельности
Монокультурная среда

(долганоязычная)
Поликультурная среда

(русскоязычная)
4-е классы 5-е классы 4-е классы 5-е классы
Коэффициент восприятия «Средний» –

67 %
«Высокий» –

100 %
«Средний» –

59 %
«Высокий» –

75 %

Коэффициент восприятия всодержания этноматериалов по математике

diagramma-etnosredyИз результатов сводной таблицы и диаграммы видно, что школьники из этносреды лучше воспринимают содержание этноматериалов самообучения математике.

Об этом свидетельствует показатель (Кв) осознанного и осмысленного восприятия:

  1. большой объём информационно-абстрактного этноматериала (68 страниц) невозможно запомнить чисто механически и только путём репродуктивного воспроизведения (традиционные методы и формы преподавания), а только осмысленно и осознанно – метод тройного стимула;
  2. за такое короткое время (3-5 часов) невозможно запомнить, не понимая, 38 тем из школьной математики (программа 6-ого и 8-ого классов);
  3. невозможно запомнить информационно-абстрактный материал, если нет привычки думать, вспоминая и мыслить, наблюдая. Здесь особенно чётко проявились этнические особенности детей:

а) рассудительность,

б) наблюдательность.

  1. коммуникативно-регулятивное сотрудничество, основанное на взаимодействии всех субъектов (педагога, родителя и школьника) личностно-интеллектуального процесса самообучения. Только взрослый человек, будучи эталоном поведения в обществе, может наглядно показать:

а) культуру рассуждения,

б) культуру размышления,

в) культуру общения,

г) культуру взаимодействия и взаимоотношения.

Такое положение дел объясняется тем, что у школьников объём социального опыта ещё недостаточен.

profile of a man with gears and a light bulb inside his head

profile of a man with gears and a light bulb inside his head

Причины плохого запоминания

Таким образом, проблема плохого запоминания информационно-абстрактного материала воспитанниками Хатангской средней школы-интерната связана:

  1. с отсутствием целостности триады субъектов личностно-интеллектуального процесса самообучения;
  2. с отсутствием адаптивного этнодидактического пособия для корректного (правильного) восприятия содержания школьной программы по математике, которое учитывает этнические особенности восприятия школьников;
  3. с деформацией целостности школьного образования, потому в Хатангской средней школе-интернате нет основополагающих составляющих школьного  образования.

Основополагающие составляющие школьного образования

  1. Межкультурная составляющая ШО – воспитанники интерната обучаются изолированно от поликультурной школьной среды. Имеется в виду, что в школе-интерната обучаются только дети долганского и нганасанского этносов, которые, в основном, общаются только на долганском языке. Такая ситуация общения и взаимодействия не может им позволить постепенно и постоянно пополнять словарь русского языка.
  2. Межвозрастная составляющая ШО – из-за географической (от 200 до 600 км) и временной отдалённости от родителей на 8-9 месяцев воспитанники не могут адекватно реагировать в иной социокультурной среде. У них нет возможности общаться с родителями, с близкими, которые являются разновозрастными носителями долганской культуры.
  3. Межпредметная составляющая ШО — из-за бессистемности предметного и смыслового содержания  когнитивно-образовательной деятельности и отсутствия личностно-интеллектуальной среды самообучения.

Иными словами, личность ребёнка в той степени развита, в какой она обучена кем-то.

Понимаю, педагогам, которые развивались в иной этнической культурной среде жизнедеятельности, трудно понять, сознать степень влияния долганского языка на сознание воспитанников интерната.

Надеюсь, никто не станет спорить против мысли о том, что только в ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения личность школьника приобретает новые формы поведения.

Слова как знаковая система

Exif_JPEG_420

Трёхлетняя Маша П. и четырёхлетний Митя Б. сами захотели научиться читать по Букварю, после двух месяцев самообучения в Школе дошколят "Три-Л

"

Читатель, вероятно, согласится со мной после всего сказанного выше, что:

  1. механическая память личности ребёнка, по мере приобретения опыта самообучения, становится логической, смысловой памятью;
  2. некие ассоциации представлений о предметах, явлениях, событиях плавно переходят в творческое воображение и продуктивное мышление;
  3. импульсивные, самопроизвольные, стихийные, спонтанные действия личности ребёнка становятся, в конце концов, произвольными, потому что они регулируются, контролируются, корректируются силой воли личности ребёнка.

Вот и получается, что без коммуникативно-регулятивного сотрудничества педагога, родителя и ребёнка нет никакой возможности создать «зону ближайшего развития», как программу перспективы, стратегии саморазвития личности ребёнка.

А все эти тесты, на самом деле, являются показателем уровня актуального, сегодняшнего развития.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.