Site icon etnorazum.ru

Педагогами не становятся, ими рождаются

Примерное время на чтение статьи: 9 минуты

Педагогами не становятся, даже если кто-то закончил Педагогический вуз или проработал более 30 лет. Педагогами рождаются. Педагог — это призвание, дар Божий.

… мы могли бы изменить систему ценностей,

не отвергая значимости

интеллектуальных умений и навыков

М. Доналдсон

Четыре вопроса, которые выявляют настоящего ПЕДАГОГА:

  1. Выделяет ли ключевые (важные) слова ударением?
  2. Изменяет ли тембр голоса в ходе общения, беседы, объяснения урока?
  3. Как часто меняет темп речи или говорит монотонно?
  4. Как часто делает паузы, чтобы подчеркнуть суть идеи, ключевое слово мысли?

Заметьте! Учитель учит, а педагог самообучается.

Самодисциплина свойственна только

ЛИЧНОСТИ

Самодисциплина возможна в ходе активной когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Определим факторы формирования самодисциплины самообучающейся личности ребёнка:

  1. Самоопределение личности ребёнка в выборе аспекта исследования для изучения содержания предмета когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Умение соблюдать интеллектуальный порядок: взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1, которое реализует принцип коллективного порядка.
  3. Уважение выбора дидактического материала другой личностью и ждать, когда освободится материал – это правило № 2.
  4. Соблюдать тишину во время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.

Интеллектуальная ориентация

Ни для кого не секрет, что в традиционной школе учитель является единственным носителем информации и поэтому он склонен к тому, чтобы подавлять любую активность в детях.

Но в дошкольном учреждении, где строго и последовательно выполняются требования ФГОС, любой познавательно-знаниевый день должен начинаться с «Идеи дня», когда ребёнок в спонтанном и непринуждённом режиме ориентируется в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

Ориентация в личностно-интеллектуальной среде самообучения означает:

  1. целесообразное,
  2. осмысленное,
  3. добровольное движение детей.

Следует заметить, что для педагога и родителя это время предназначено для научного наблюдения за рождением цели когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка. Именно в это время зарождается самодисциплина в ходе самоопределения области научных знаний исследования. А так как содержание каждого дидактического материала способствует формированию концентрации внимания, творческого воображения, развития мыслительной речи и логики речевого мышления, то педагог или родитель в ходе общения с ребёнком может реализовать задачи развития способностей:

Самостоятельность личности ребёнка

… тот, кому служат,

ограничен в своей самостоятельности

М. Монтессори

Самостоятельность ребёнка проявляется в реализации естественных (природных) способностей личности ребёнка в режиме свободы выбора дидактического материала для осуществления когнитивно-образовательной деятельности.

Рассмотрим для примера некоторые дидактические Монтессори-материалы:

 

Рамка с вкладами.

Цель – развитие мелкой моторики ребёнка для подготовки его руки к письму.

 

 

Вкладки геометрических фигур.

Цель – тактильное ощупывание формы геометрической фигуры для осознанного понимания видов геометрических фигур. Дети часто работают с геометрическими фигурами, которые предназначены для подготовки руки к письму. Потому что они чаще других материалов запускают механизм формирования творческого воображения, составления слова (названия фигуры), в котором дети выделяют глухие и звонкие согласные, йотированные и простые гласные.

 

 

Шершавые цифры.

Цель – стимулировать установление нейронных связей в мозге.

 

 

Дециметровые штанги.

Цель – научиться предметно и осознанно считать и выполнять арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

Пример из практической жизни дошколят. Лиза Б. Во время работы с «дециметровыми штангами», когда складывала: 9 + 1; 8 + 2; 7 + 3; 6 + 4; 5 х 2, она удивилась тому, что эти части целой «дециметровой штанги» образуют одно и то же число «10 дм» или «1 м». а вычитая из целого метра 1дм, 2 дм, 3 дм, она самостоятельно пришла к выводу, что целое число (1 м) можно разложить на части: 10 – 1 = 9; 10 – 2 = 8; 10 – 3 = 7; 10 – 4 = 6; 10 : 2 = 5.

Иными словами, «дециметровые штанги» М. Монтессори помогли Лизе Б. понять не только получение целого числа из частей с помощью сложения и умножения, но и части целого путём вычитания и деления. Темы школьной математики: «Нахождение целого по его части» и «Нахождение части от целого» — это программа математики 6-ого класса. Вот так пятилетняя дошкольница осознанно и осмысленно на основе самостоятельного открытия усвоила арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел.

Но это ещё не всё. В среди дошколят бытует «Метод Лизы». Этот метод заключается в том, чтобы правильно написать знаки «>» и «<». Она придумала способ: рядом с числом меньшего значения надо поставить одну точку в середине, а рядом с числом большим значением – две точки. После этого две точки большего числа соединить с одной точкой меньшего числа. Например, 3 < 8 или 5 > 1.

Банк Золотого материала.

Цель – научиться предметно и осознанно считать от 1 до 100.

Доски Сегена.

Цель – научиться выражать символом счёт конкретных предметов.

 

 

 

 

 

 

Набор «Настольные штанги».

Цель – индивидуальный счёт, выполнение математических действий с числами на столе: сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление.

На этом перечень дидактических Монтессори-материалов не заканчивается, а из-за нехватки времени на их обзор приходится идти дальше.

Все эти и другие монтессори-материалы можно заказать:

  1. в Санкт-Петербурге на сайте: http://montessori-piter.ru/katalog/nabor-fr-belja/
  2. в Томске: г. Томск, ул. Трифонова, 22, кв.111.
    Номер телефона директора: 8 905 992 1647 (Мария)
    mdauz@mail.ru
    http://vk.com/club20159207

Сразу предупреждаю, меня никто не просил рекламировать материалы М. Монтессори. Просто благодаря использованию прекраснейших сенсомоторных дидактических материалов М. Монтессори, изготовленных в Томске, были успешно проведены психолого-этнодидактические экспериментальные исследования на Таймыре, в Москве и в п. Мозжинка с детьми в возрасте от 1,5 до 7,5 лет

Уважение к другой личности или

умение работать в команде

Под воспитанием следует понимать

активное содействие

нормальному проявлению жизни в ребёнке

М. Монтессори

Категорически запрещается педагогу или родителю поощрять или наказывать ребёнка, потому что поощрение одного ребёнка есть, по сути своей, наказание другого.

Безусловно, личностно-интеллектуальная среда самообучения предполагает свободное развитие мозговых функций ребёнка, с физиологической точки зрения.

А с психолого-дидактической точки зрения свобода самообучающейся личности ребёнка понимается как возможность самостоятельного выбора дидактического материала по принципу: удивление → познавательное изучение, исследование → социокультурный опыт приобретения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Иными словами, свобода самообучающейся личности ребёнка заключается в естественном развитии личности. Поскольку свобода всегда подразумевает ответственность, то самодисциплина ребёнка является личностной способностью уважать волю и выбор другой личности и, тем самым, соблюдать коллективный порядок.

В этой связи, в ходе ориентации в личностно-интеллектуальной среде самообучения ребёнок при желании получает кратковременную двухступенчатую технологию опыта приобретения знаний.

При выборе ребёнком того или иного дидактического материала педагог или родитель задаёт ключевые вопросы: «Как ты думаешь, что это? Зачем нужен этот материал?» — это первая ступень к познанию. Теперь всё зависит от педагогического мастерства педагога или родителя. Вот тут то и нужны 7 секретов педагогического МАСТЕРСТВА.

Семь секретов педагогического мастерства

Первый секрет. Твёрдая решимость – научиться общаться с ребёнком. Необходимо обращаться к ребёнку только по имени, и дать ему почувствовать свою значимость, значительность.

Второй секрет. Умение и потребность тратить время на наблюдение за ребёнком, чтобы знать его для понимания его позиции. Необходимо проявлять внимательность к его речевому мышлению, потому что личность ребёнка, озвучивая вслух правильную мысль, уже что-то создаёт.

Третий секрет. При встрече с личностью ребёнка педагогу или родителю необходимо быть приветливым и душевным. Потому что перед Вами стоит не просто ребёнок, а Ваш дидактический материал-инструмент:

  1. Самообразования как РОДИТЕЛЯ.
  2. Саморазвития как ЛИЧНОСТИ.
  3. Самореализации как успешного МАСТЕРА.

Эти три момента определят степень Вашего умения ЖИТЬ, творить и радоваться.

ПОМНИТЕ! Личность ребёнка – это мини-модель общества, социума. Личность ребёнка – это индикатор настоящего и будущего временных отрезков жизненного пути.

Четвёртый секрет. Улыбка. Без улыбки на лице не стоит вступать в диалог с личностью ребёнка. Почему? А потому что:

Про СИЛУ улыбки можно говорить и говорить бесконечно, но мы продолжим проникать в тайну педагогического мастерства.

Пятый секрет. Необходимо исключить критицизм. В ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества не должно быть места:

Шестой секрет. Только через уважение к личности ребёнка необходимо научиться управлять её поступками для того, чтобы косвенно, непроизвольно управлять её чувствами.

Седьмой секрет. Самоконтроль над своими мыслями, которые превыше всего.

Следует заметить, что чрезвычайную важность представляет тот момент, когда педагог или родитель демонстрирует способ грамотной работы с дидактическим материалом. Мария Монтессори такую демонстрацию называла презентацией.

Особенно важно помнить, что цель самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности заключается в материализации естественной (природной) потребности ребёнка по принципу — «Хочу всё знать!». Именно познавательная потребность концентрирует внимание ребёнка на предмете исследования.

А чувственно-эмоциональные переживания радости открытия, удивления сопутствуют конструктивной когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка и развитию её творческого воображения.

Шестилетка

Кстати, даже в шесть лет ребёнок может не только усвоить Программу начальной школы с познавательной (когнитивной) и образовательной точек зрения, но и реализовать свой творческий потенциал.

Для примера приведём некоторые «сочинения» шестилетней девочки, которые она сочинила за 10-15 минут после занятия по теме «Рифмы»:

«Цветок цветёт, а потом гниёт».

Чувствуете философский взгляд личности ребёнка на рост и развитие?

«Яблоко лежало, я хотела схрумкать, но, а для начала руки я помыла».

Ребёнок осознаёт необходимость гигиены уже на автомате.

«Хорошее настроение – это поэма для папы. В дверь звонит звонок, папа входит в дверь. Лучше папы нет! Жду его, как яркий СВЕТ!».

Вот она истинная ЛЮБОВЬ и благодарность личности ребёнка папе.

«Жевала я весь день банан, теперь живот мой – барабан!».

Ребёнок уже проявляет и наглядно демонстрирует навыки сравнительной оценки события.

«Лошадь скакала по полю. Лошадь скакала вприпрыжку!».

Эти слова должны натолкнуть наблюдательного педагога или родителя на формирование у девочки интеллекта ветеринара, потому что она уже проявляет некую профессиональную ориентацию. Поэтому все знаниевые компетенции счёта, письма и чтения необходимо формировать в этой области научных знаний. Потому что она уже самоопределилась в профессии – хочет стать, по всей видимости, ветеринаром.

«Ясный день – поэма для мамы. Утром солнышко встаёт! Утром греет нас!».

Видимо, ребёнок воспринимает маму, на подсознательном уровне, как СОЛНЫШКО.

«Мы морковку мыли, мыли. А потом мы грызли, грызли: Хрум! Хрум! Хрум!».

Со всей очевидностью можно утверждать, что у ребёнка уже прослеживается логическая последовательность действий ребёнка.

«Сова летела по полю, кричала всем: «У-У»».

Вы заметили, ребёнок часто упоминает слово «поле»? Этот акцент шестилетней девочки характеризует её личностную потребность в свободе действий, мыслей и детских ожиданий ЧУДА.

«Мишка, почитай мне книжку!».

Вот и проявилась истинная потребность личности ребёнка по принципу — «Хочу всё знать!».

«Мы читаем книжку смело, то направо, то налево. А сова летит над лугом и кричит: «У-у-у-у»».

Убедились, что целостный взгляд ребёнка на окружающий мир – это возрастная особенность детей дошкольного возраста?

В этом и заключается социализация взрослых, когда они меняются за счёт чистоты детской души.

Как правило, личностно-интеллектуальный процесс самообучения желательно  заканчивать сюжетно-ролевой ситуацией развития в диалоговом режиме.

В один из таких занятий дети писали личное письмо Деду Морозу. Кто-то рисовал, а шестилетняя девочка, автор предыдущих поэтических творений, не только изложила своё сокровенное желание, но и посвятила несколько стихотворных строк Деду Морозу.

Стихотворение про лето

Лето – яркие цветы,

Ягоды в лесу.

Бабочки летают, тихие они.

Солнышко проснулось!

Птицы вновь поют!

Лето запевает вкусным ручейком клювы промывает.

Лето! Солнце и цветы!

Всё это к зиме медленно катится.

И берёзки стройные тоже спать ложатся.

Дедушка, Дедуля – Дедушка Мороз!

Жаль, что ты не видишь летних, тёплых гроз!

Ну пока, Дедуля, Дедушка Мороз!

Сколько нежности и философских раздумий в этих глубоко чувственных строках.

Возможно, эти строки появились как рефлексия наших занятий «Круг», когда мы рассуждали о началах Астрономии и Космоса, о животном, растительном и водном мирах, о птицах и рыбах, анатомии человека.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Exit mobile version