Site icon etnorazum.ru

Плотность когнитивно-образовательной деятельности

Когда вижу детскую сосредоточенность и самостоятельность, я испытываю гордость и восхищение. Меня до глубины души радует сила и таинство личностно-интеллектуального процесса самообучения каждого ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

Примерное время на чтение статьи: 7 минуты

Плотность когнитивно-образовательной деятельности означает порядок выполнения календарно-тематического планирования

Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка дошкольного возраста напоминает движение «броуновской частицы», потому что самоопределение и выбор аспекта интересов ребёнка настолько непредсказуемы, что только личностно-интеллектуальная среда самообучения сможет в какой-то степени рельефно обозначить границы свободы движения мысли и действий конкретного ребёнка.

В этой связи следует заметить, что педагог должен всегда иметь некую программу стратегии когнитивно-образовательной деятельности, что ему поможет фиксировать собственные наблюдения за речевой деятельностью ребёнка.

В качестве примера приведу конкретную плотность когнитивно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Понедельник  

№ п/п Предмет и продолжительность

когнитивно-образовательной деятельности

Дата – 30.11.15.
1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ в личностно-интеллектуальной среде самообучения 

с 9:00 ч до 10:00 ч

 

1. Ориентация в личностно-интеллектуальной среде – 30 минут.

2. Самоопределение дошкольника в самообучении.

3. Потребность (мотивация) в самостоятельной организации когнитивно-образовательной деятельности.

Зоны:
  1.  «Растительный и водный мир».
  2.  «Человек» и «Животный мир».
  3. «Космос».
  4. «Математика».
  5. «Геометрия».
  6. «Правописание. Русский язык».
  7. «Развитие речи. Чтение»
  8.  «Ситуативная конкретность»
    II.            КРУГ. «Мозговой штурм» —

20 минут.

Тема. Время

Ключевой вопрос: «Что для вас значит время?»

Макет часов, дидактический материал «паровозик № 1».

Цель — распределить по вагонам:

1.      сезоны.

2.      12 месяцев с названиями.

3.      Номера месяцев.

Дидактический материал «паровозик № 2».

Распределить по вагонам дни недели.

 III.            Перемена – 10 минут. Речевая зарядка «часики».

Эстафета «Донеси шар на пальчике».

2. МАТЕМАТИКА                                                                                  с 10:00 ч до 11:00 ч

 

I. Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметно-математическая когнитивно-образовательная деятельность – 15 минут.

1. Сложение чисел с помощью доски на сложение.

2. Сравнение чисел

Индивидуальная интеллектуальная деятельность – 20  минут.
v  с дидактическими Монтессори-материалами.

 

«шершавые цифры» → манка;

— пальчиком провести по цифре;

— потренироваться на манной крупе.

v  С дидактическими материалами А.Б. Дурмановой «радужные цифры»
v  в  рабочей тетради по математике Л.Г. Петерсон. Рабочая тетрадь «РАЗ – ступенька, ДВА — ступенька
Самоконтроль – 10 минут. Контроль и коррекция деятельности. Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить в подставку
Перемена — 15 минут. Речевая зарядка «Мы идём по линии».

Волейбол с воздушным шаром в парах

ЧИСТОПИСАНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК                                                 с 11:00 ч до 12:00 ч

Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметная грамматико-звуковая когнитивная деятельность – 15 минут.

Индивидуальная интеллектуальная деятельность20  минут.
v  с дидактическими Монтессори-материалами «шершавые буквы» → манка;

— пальчиком провести по букве;

— потренироваться на манной крупе.

v  с дидактическими материалами А.Б. Дурмановой «радужные буквы»,

«звуковой ящик»

Самоконтроль – 10 минут. Контроль и коррекция деятельности. Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить в подставку
Перемена — 15 минут. Подвижная игра «Гуси, гуси!»
4.      РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЧТЕНИЕ                                                        с 12:00 ч до 13:00 ч

 

Слоги и слова – 15 минут. Дидактические игры, карточки:

«составь слово из трёх букв», «составь слово из двух слогов», «составь слово из трёх слогов», «составь простое предложение», «составь предложение из трёх слов»

Чтение по «Букварю» Н.С. Жуковой –

15 минут.

Букварь
Работа с толковым словарём – 15 минут. Толковый словарь дошкольника.

Энциклопедия дошкольника

Сюжетно-ролевая ситуация общения и взаимодействия – 15 минут. «Ферма». Дидактические материалы:

«Мамы и детёныши», «Птичий двор», конструктор «Город», «Рыба», «Черепаха», «Цветок», «Одень мальчика»,   «Африканские животные», «Европейские животные»

Вторник

№ п/п Предмет и продолжительность

когнитивно-образовательной деятельности

Дата – 01.12.15.
1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ в личностно-интеллектуальной среде самообучения

с 9:00 ч до 10:00 ч

 

Ориентация в личностно-интеллектуальной среде самообучения –

30 минут.

v  Самостоятельный выбор дидактических материалов для организации когнитивно-образовательной деятельности.

v  Потребность в «утолении жажды познания», в ходе удовлетворения которой личность ребёнка проявляет когнитивно-образовательную активность (деятельность).

Зоны:

Ø  «Растительный и водный мир».

Ø  «Человек» и «Животный мир».

Ø  «Космос».

Ø  «Математика».

Ø  «Геометрия».

Ø  «Правописание. Русский язык».

Ø  «Развитие речи. Чтение»

Ø  «Игровая»

КРУГ. «Мозговой штурм» — 20 минут.

Тема. Космос

Ключевой вопрос: «Что вы знаете о космосе?»

Раздаточный материал с карточками по теме «Космос». Глобус.

Понятия: «солнечная система», «планета», «млечный путь», «Земля», «солнечное затмение», «озоновая дыра»,

 IV.            Перемена – 10 минут. Утренняя зарядка.
2. МАТЕМАТИКА                                                                                  с 10:00 ч до 11:00 ч

 

I. Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметно-математическая когнитивная деятельность – 15 минут.

1. Сложение чисел с помощью доски на сложение в пределах 10.

2. Сравнение чисел в пределах 10

Индивидуальная интеллектуальная деятельность – 20  минут.
v  с дидактическими Монтессори-материалами.

 

«шершавые цифры» → манка;

— пальчиком провести по цифре;

— потренироваться на манной крупе.

v  С дидактическими материалами А.Б. Дурмановой «радужные цифры»
v  в  рабочей тетради по математике Л.Г. Петерсон. Рабочая тетрадь «РАЗ – ступенька, ДВА — ступенька
Самоконтроль – 10 минут. Контроль и коррекция деятельности. Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить в подставку
Перемена — 15 минут. Подвижная игра «Картошка».

Эстафета «Триног»

ЧИСТОПИСАНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК                                                 с 11:00 ч до 12:00 ч

Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметная грамматико-звуковая когнитивная деятельность – 15 минут.

Индивидуальная интеллектуальная деятельность20  минут.
v  с дидактическими Монтессори-материалами «шершавые буквы» → манка;

— пальчиком провести по букве;

— потренироваться на манной крупе.

v  с дидактическими материалами А.Б. Дурмановой «радужные буквы»,

«звуковой ящик»

Самоконтроль – 10 минут. Контроль и коррекция деятельности. Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить в подставку
Перемена — 15 минут. Подвижная игра «Гуси и волк»
5.      РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЧТЕНИЕ                                                        с 12:00 ч до 13:00 ч

 

Слоги и слова – 15 минут. Дидактические игры, карточки:

«составь слово из трёх букв», «составь слово из двух слогов», «составь слово из трёх слогов», «составь простое предложение», «составь предложение из трёх слов»

Чтение по «Букварю» Н.С. Жуковой –

15 минут.

Букварь
Работа с толковым словарём – 15 минут. Толковый словарь дошкольника.

Энциклопедия дошкольника

Сюжетно-ролевая ситуация общения и взаимодействия – 15 минут. «Ферма». Дидактические материалы:

«Мамы и детёныши», «Птичий двор», конструктор «Город», «Рыба», «Черепаха», «Цветок», «Одень мальчика»,   «Африканские животные», «Европейские животные»

Среда

№ п/п Предмет и продолжительность

когнитивно-образовательной деятельности

Дата – 02.12.15.
1.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ в личностно-интеллектуальной среде самообучения 

с 9:00 ч до 10:00 ч

 

Самостоятельный выбор дидактических материалов для организации когнитивно-образовательной деятельности.

Потребность в «утолении жажды познания», в ходе удовлетворения которой личность ребёнка проявляет когнитивно-образовательную активность (деятельность)

Зоны:
  1. «Растительный и водный мир».
  2. «Человек» и «Животный мир».
  3. «Космос».
  4.  «Математика».
  5.  «Геометрия».
  6. «Правописание. Русский язык».
  7. «Развитие речи. Чтение»
  8. «Игровая»
КРУГ. «Мозговой штурм» —

20 минут.

Тема. Земля.

Ключевые вопросы:

Что такое Земля?

— Что вы знаете о Земле?

Понятия:

Северное и южное полушарии, экватор, континент, Мировой океан, земная кора, мантия, ядро.

Перемена – 10 минут. Утренняя зарядка
2. МАТЕМАТИКА                                                                                  с 10:00 ч до 11:00 ч

 

I. Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметно-математическая когнитивная деятельность – 15 минут.

1. Вычисление периметра:  треугольника, квадрата, прямоугольника, трапеции, параллелограмма.

Измерение сторон: треугольника, квадрата, прямоугольника, трапеции.

Дидактические Монтессори-материалы «геометрические фигуры», «штанги», «шершавые цифры», манка, «радужные цифры».

2. Единицы измерения периметра.

Индивидуальная интеллектуальная деятельность – 20  минут.
v  с дидактическими Монтессори-материалами.

 

«геометрические фигуры»: треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, параллелограмм.
v  С дидактическими материалами А.Б. Дурмановой «радужные цифры»
v  в  рабочей тетради по математике Л.Г. Петерсон. Рабочая тетрадь «РАЗ – ступенька, ДВА — ступенька
Самоконтроль – 10 минут. Контроль и коррекция деятельности. Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить в подставку
Перемена — 15 минут.

Ланч.

Речевая зарядка «Мы идём по линии».

Подвижная игра «А мы просо сеяли».

3. ЧИСТОПИСАНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК                                               с 11:00 ч до 12:00 ч

Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметная грамматико-звуковая когнитивная деятельность – 15 минут.

Индивидуальная интеллектуальная деятельность20  минут.
v  с дидактическими Монтессори-материалами «шершавые буквы» → манка;

— пальчиком провести по букве;

— потренироваться на манной крупе.

v  с дидактическими материалами А.Б. Дурмановой «радужные буквы»,

«звуковой ящик»

Самоконтроль – 10 минут. Контроль и коррекция деятельности. Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить в подставку
Перемена — 15 минут. Подвижная игра «Гуси, гуси!»
4.      РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЧТЕНИЕ                                                        с 12:00 ч до 13:00 ч

 

Слоги и слова – 15 минут. Дидактические игры, карточки:

«составь слово из трёх букв», «составь слово из двух слогов», «составь слово из трёх слогов», «составь простое предложение», «составь предложение из трёх слов»

Чтение по «Букварю» Н.С. Жуковой –

15 минут.

Букварь
Работа с толковым словарём – 15 минут.

Какие слова мы сегодня услышали впервые?

Толковый словарь дошкольника.

Энциклопедия дошкольника

Части света. Континенты: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка, Антарктида. Мировой океан. Страны. Столицы.

Сюжетно-ролевая ситуация общения и взаимодействия – 15 минут. «Ферма». Дидактические материалы:

«Мамы и детёныши», «Птичий двор», конструктор «Город», «Рыба», «Черепаха», «Цветок», «Одень мальчика»,   «Африканские животные», «Европейские животные»

Родительское собрание.

1.      Организационный вопрос.

2.      Итоги работы школы дошколят ТРИАДА за неделю:

— индивидуальные папки с работами дошкольника;

— анализ результатов когнитивно-образовательной деятельности каждого дня, отражённых в «Журнале дошколят».

3.      Семинар для родителей в Монтессори-среде:

— знакомство со структурой и содержанием  зон Монтессори-среды

Материалы для собрания:

1.Еженедельное расписание личностно-интеллектуального процесса самообучения в семейной школе дошколят «ТРИАДА».

2. Программа личностно-интеллектуального процесса самообучения дошкольников.

3. Структура предметной и содержательной составляющих когнитивно-образовательной деятельности дошколят.

4. Папки с результатами когнитивно-образовательной деятельности детей.

Четверг

№ п/п Предмет и продолжительность

когнитивно-образовательной деятельности

Дата – 04.12.15.
1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ в личностно-интеллектуальной среде самообучения

с 9:00 ч до 10:00 ч

 

Ориентация в личностно-интеллектуальной среде – 30 минут.
  1. Самостоятельный выбор дидактических материалов для организации когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Потребность в «утолении жажды познания», в ходе удовлетворения которой личность ребёнка проявляет когнитивно-образовательную активность (деятельность).
Зоны:

Ø  «Растительный и водный мир».

Ø  «Человек» и «Животный мир».

Ø  «Космос».

Ø  «Математика».

Ø  «Геометрия».

Ø  «Правописание. Русский язык».

Ø  «Развитие речи. Чтение»

Ø  «Игровая»

КРУГ. «Мозговой штурм» —

20 минут.

Тема. Животный мир.

Ключевые вопросы:

Кого из животных вы знаете?

— Кого из животных вы любите?

— Какое животное живёт в вашем доме?

Пазлы с животными:

ü  Слон,

ü  Жираф,

ü  Белый медведь,

ü  Гепард,

ü  Лев,

ü  Тигр.

Перемена – 10 минут. Утренняя зарядка
2. МАТЕМАТИКА                                                                                  с 10:00 ч до 11:00 ч

 

I. Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметно-математическая когнитивная деятельность – 15 минут.

1. Вычисление периметра:  треугольника, квадрата, прямоугольника, трапеции, параллелограмма.

Измерение сторон: треугольника, квадрата, прямоугольника, трапеции.

Дидактические Монтессори-материалы «геометрические фигуры», «штанги», «шершавые цифры», манка, «радужные цифры».

2. Единицы измерения периметра.

Индивидуальная интеллектуальная деятельность – 20  минут.
v  с дидактическими Монтессори-материалами.

 

«геометрические фигуры»: треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, параллелограмм.
v  С дидактическими материалами А.Б. Дурмановой «радужные цифры»
v  в  рабочей тетради по математике Л.Г. Петерсон. Рабочая тетрадь «РАЗ – ступенька, ДВА — ступенька
Самоконтроль – 10 минут. Контроль и коррекция деятельности. Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить в подставку
Перемена — 15 минут.

Ланч.

Подвижная игра «Картошка».

 

3. ЧИСТОПИСАНИЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК                                               с 11:00 ч до 12:00 ч

Общая презентация дидактических Монтессори-материалов. Предметная грамматико-звуковая когнитивная деятельность – 15 минут.

Индивидуальная интеллектуальная деятельность20  минут.
v  с дидактическими Монтессори-материалами «шершавые буквы» → манка;

— пальчиком провести по букве;

— потренироваться на манной крупе.

v  с дидактическими материалами А.Б. Дурмановой «радужные буквы»,

«звуковой ящик»

Самоконтроль – 10 минут. Контроль и коррекция деятельности. Записи выполненных действий сложить в папку, а затем поставить в подставку
Перемена — 15 минут. Подвижная игра «Дракон и рыцарь».
5.      РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЧТЕНИЕ                                                        с 12:00 ч до 13:00 ч

 

Слоги и слова – 15 минут. Дидактические игры, карточки:

«составь слово из трёх букв», «составь слово из двух слогов», «составь слово из трёх слогов», «составь простое предложение», «составь предложение из трёх слов»

Чтение по «Букварю» Н.С. Жуковой –

15 минут.

Букварь
Работа с толковым словарём – 15 минут.

Какие слова мы сегодня услышали впервые?

Толковый словарь дошкольника.

Энциклопедия дошкольника

Части света. Континенты: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка, Антарктида. Мировой океан. Страны. Столицы.

Сюжетно-ролевая ситуация общения и взаимодействия — 15 минут. «Ферма». Дидактические материалы:

«Мамы и детёныши», «Птичий двор», конструктор «Город», «Рыба», «Черепаха», «Цветок», «Одень мальчика»,   «Африканские животные», «Европейские животные»

Итак, конкретная недельная плотность когнитивно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста от 3 до 6,5 лет ярко свидетельствует о наличии индивидуальной «зоны ближайшего развития», которую планирует педагог, с одной стороны. А с другой стороны, «актуальный уровень развития» каждого ребёнка определяет скорость и продолжительность самообучения.

В этой связи хочется узнать мнение педагогов, которые могли бы ответить на вопросы:

  1. Что Вас смущает в плотности организации когнитивно-образовательной деятельности детей дошкольной разновозрастной группы?
  2. Что бы Вы хотели уточнить?
  3. Что, по Вашему мнению, противоречит традиционным методам воспитания и потому Вас пугает?

Чтобы ответить на вопросы и оставить свои комментарии необходимо курсор навести на название статьи и нажать, после чего Вы увидите форму обратной связи. Заранее благодарю всех за вопросы и комментарии, как душевную реакцию на столь неоднозначную информацию.

Exit mobile version