Понятийная база Психологии школьной этнодидактики состоит из следующих понятий: коммуникативно-регулятивное сотрудничество; триада субъектов; когнитивно-образовательная деятельность; личностно-интеллектуальная среда самообучения; самообучающаяся личность; школьная этнодидактика; этноязыковое сознание.
Если рука есть орудие орудий,
то ум – это форма форм
Аристотель
Коммуникативно-регулятивное сотрудничество по принципу «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Неталантливых людей не бывает
Самообучающаяся личность – это культурно мыслящий субъект, который не только обладает определённой суммой знаний, но и умеет творчески подходить к решению теоретических (академических) и практических (житейских) проблем.
Самообучающаяся личность критически осваивает исторический опыт мышления всего человечества, богатства и разнообразие отношений к миру предметов, явлений, событий и людей.
Самообучающаяся личность школьника – это субъект когнитивно-образовательной деятельности, способный проявлять сознательный самоконтроль собственных действий.
Самообучающаяся личность – это личность, способная самостоятельно принимать решения по приобретению знаний: Что? Зачем? Как?
Самообучающуюся личность характеризует,
во-первых, сознательное участие в разумном преобразовании природной и социальной действительности на основе познания диалектических законов развития, когда смысл является радикальным зерном. Он базируется на богатстве жизненных впечатлений.
Во-вторых, положительная широта теоретических познаний, гамма чувственных переживаний (социокультурный опыт), сумма знаний и опыт (навыки) мышления. Умение планировать свои целенаправленные действия, в которых должна быть простота, ясность и конкретность.
В-третьих, активная гражданская позиция личности, осознающей свою миссию в современном мире тесно связана с чувственно-предметной деятельностью ребёнка. Мировоззренческие ориентации личности определяют её познавательный опыт в области: наука, искусство и политика. Образование и речевые штампы, шаблоны, трафареты: формулы оценок и поведения, формулы житейской мудрости, практического рассудка, верования.
И наконец, мышление есть отражение реального мира в процессе сенсомоторного восприятия и проявляется в умении задавать (формулировать) вопросы и отвечать на них. Необходимость овладеть приёмами и способами мышления, правильно отражать мир. Потому как, способность мышления представляет собой целостную систему интеллектуальных способностей: рассудок и разум, способность суждения и продуктивное воображение. В этом случае необходимо природное качество мышления ребёнка: остроумие, гибкость и подвижность мышления гибкости личности ребёнка дошкольного возраста не тормозить, а стимулировать свободой выбора. Специфика способа мышления определяется предметом познания и той задачей, которую ставит перед собой исследователь.
От единого ко многим
Платон
Более того, отправной точкой создания личностно-интеллектуальной среды самообучения является культура мышления личности ребёнка, имеющая существенную значимость для её самоопределения.
Необходимо напомнить, что проблему формирования и развития интеллекта исследовали: Ф. Бэкон, Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Лейбниц, Юм, Гельвеций, И.Г. Кант, Гегель. Очевидно, что интеллект как способность и мышление как процесс предполагают причинно-следственную связь. Согласно предположениям А.Х. Касымжатова, А.Ж. Кельбуганова: «Культура мышления предполагает умение «изнутри» вскрыть те причины, которые приводят к «падению» мысли…» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 114).
В наших исследованиях психологи школьной этнодидактики культура мышления – это использование предметного содержания в теоретической и практической когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности.
Следовательно, культура мышления означает:
- уметь ясно и определённо мыслить,
- конкретизировать свои поступки,
- владеть эмоциями,
- быть самодисциплинированным, собранным;
- уметь подавлять своеволие и стихийность;
- уметь быть корректным, вежливым и уважать окружающих.
Кроме того, следует заметить, интерес, как правило, вызывает наличие противоречия, движущей силы когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка. Поскольку, «Мышление есть диалектически напряжённый, активный творческий процесс, требующий от человека высокий уровень культуры, умение подавить в себе частное, узкое, личное и «раствориться» в предмете мысли, возвышаясь тем самым до объективности и всесторонности понимания действительности» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 113-114).
Следует уточнить, что личностно-интеллектуальная среда самообучения предполагает не только набор дидактических материалов, но библиотечку для развития речи, пополнения и обогащения активного лексического словаря ребёнка, но и расширения границ кругозора, эрудиции. В ходе индивидуального и коллективного чтения широко применяются виды рассудочной деятельности:
- индукция,
- дедукция,
- абстрагирование,
- анализ,
- синтез,
- эксперимент.
Между тем, эти виды рассудочной деятельности в подсознании ребёнка уже имеются в виде социокультурного опыта, представляющего собой синтез социального и умственного (интеллектуального) развития личности ребёнка.
Как важно эти способности не только развить, но и не потерять к десяти годам, чтобы ребёнок не оказался в ситуации философского анекдота «Буриданов осёл».
Наверно, многие помнят, что голодный осёл, находился на одинаковом расстоянии от двух совершенно одинаковых вязанок сена, размещённых справа и слева. Он погиб голодной смертью, потому что действующие на него мотивы уравновешивали друг друга и были направлены в противоположные стороны. Иными словами, традиционная система школьного образования не готовит детей к решительным, рискованным действиям, а разгружает их от необходимости думать и быстро принимать решения.
Следовательно, учебно-воспитательный процесс формирует рецептурное мышление без опоры на интеллект, который «… является относительно самостоятельным образованием.
Интеллект – это динамически подвижная структура высших психических функций, образующих идеальную основу всей жизнедеятельности человека» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 46).
В личностно-интеллектуальной среде самообучения дидактические материалы, научная и художественная литература являются средствами формирования когнитивно-образовательной деятельности, представляя собой: образы, символы, схемы, понятия, законы.
Личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности ребёнка предполагает индивидуализацию её когнитивно-образовательной деятельности согласно видам ума:
- концептуального ума логика, математика;
- художественного ума поэта и художника;
- социального ума политика;
- производственного или технологического ума рабочего, служащего.
В этой связи чрезвычайно важным является формирование и развитие мыслительной речи самообучающейся личности ребёнка, которая проявляется в умении сформулировать вопросы, на которые она отвечает обоснованно и аргументировано.
Сама личностно-интеллектуальная среда создаёт такие условия реализации когнитивно-образовательной деятельности, как:
- открытость новому;
- стремление к обнаружению и постижению неизвестного и неожиданного, когда объём имеющегося опыта представлений и понятий становится недостаточным. Когда самообучающаяся личность испытывает дефицит знаний, который проявляется в таком эмоциональном потрясении, как удивление.
Как важно не разучить ребёнка удивляться, потому что удивление, как «интеллектуальный шок» или интеллектуальное впечатление является движущей силой самообучения, основанной на противоречии:
- Конфликт реальности и мечты.
- Желаемого и невозможного.
Следовательно, в интеллектуальной программе самообучения математике житейские ситуации представляют собой элементарную арифметическую задачу, которая является прообразом и моделью интеллектуальной деятельности личности школьника.
Необходимо заметить, что любая житейская ситуация имеет условия (исходные данные) и вопрос (проблему), требующий ответа и определяющий целенаправленный ход рассуждений. Итак:
- условия →
- план (схема) решения →
- технология (операции) →
- контроль →
- коррекция →
- оценка.
Для того чтобы решить проблему житейской ситуации необходимы:
- анализ (исходные условия и цель);
- синтез (представление задачи в целом);
- абстрагирование (выделение существенных и игнорирование несущественных данных задачи);
- сравнение (сопоставление результатов с исходными условиями).
На основе вышеперечисленных мыслительных операций строится процесс формирования понимания и осознания, означающих умения обращаться с содержанием информации, умения выразить в словах, вербализовать, опираясь на ряд интеллектуальных действий.
Между тем, умения характеризуют способность личности, использовать имеющиеся сведения для достижения поставленных целей и представлять собой систему интеллектуальных навыков. И не для кого не секрет, что в учебно-воспитательном процессе ученик скорее информирован, нежели компетентен.
Можно привести притчу о сороконожке, которую попросили рассказать о том, как она передвигается, в каком порядке переставляет такое громадное количество ног. Задумавшись над этим, сороконожка не смогла больше двигаться (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 53).
Многолетняя педагогическая практика показала, что в настоящее время школьники являются «иждивенцами электроники». Такая плачевная ситуация значительно сужает границы интеллектуально-творческого развития неполноценного развития личности детей. Более того, как показала работа с детьми дошкольного возраста в школе дошколят «ТРИ-Л» нет ребёнка, не способного к восприятию математических знаний.
Согласно Б. Спинозе существуют следующие уровни математического знания:
- механическое усвоение (заучить правило);
- индуктивное понимание (апробация правила в частных случаях);
- осмысленное понимание (доказательство правила);
- внутреннее понимание (уверенность в правильности правила);
- полное понимание (хорошо организованное знание).
Следовательно, интеллектуальный уровень зависит от степени осмысления знаний. Если правила представляют собой принципы и законы, то надо строить план действий согласно правилам. Важно, чтобы ребёнок осмысленно воспринимал информацию, а не учил методом «наизусть», который противоположен «смысловому воспроизведению» и перегружает нервную систему ребёнка.
- Вот и получается, что в среднем звене умственный процесс принимает «окостенение» мышления, которое может принять необратимый характер компетенции самообучающейся личности, представляющей собой целый интеллектуальный комплекс: способности познать общее (установление и усвоение правил).
- способности суждения (общее есть сумма частных случаев).
- способности выведения принципов (из общего выделять особенные). Личность школьника может овладеть содержанием предмета только в результате умелого использования накопленных сведений. Иными словами, рефлексировать (размышлять) результаты и содержания когнитивно-образовательной деятельности.
Несомненно, ребёнок от рождения вовлекается в систему традиций (принципов) и обычаев (правил). Поэтому в Программе самообучения ключевую роль играет коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
Следует особо отметить, что самообучающаяся личность дошкольника – это мыслящий ребёнок, который понятливый, смышленый, сообразительный, приобретающий необходимую систему знаний, владеет инструментом логического анализа, предполагаемого в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.
Поэтому важно личность ребёнка научить принимать,
во-первых, собственное личностное суждение (самостоятельно думать).
Во-вторых, со стороны взрослых не проявлять эгоцентризма.
В-третьих, не мешать ребёнку, мыслить постоянно (последовательный образ мыслей). Вот она триада интеллектуального развития:
- рассудок →
- суждение →
- разум.
Следует вспомнить о том, что «Мудрость – это разум, осознающий свою ответственность за судьбу общества» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 66).
Впрочем, личностно-интеллектуальный процесс самообучения ребёнка представляет собой некую философию. «Философия – это не только учение о мышлении, но и постижение мира в мышлении, исторически определённый образ, стиль мышления» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 79).
Дети дошкольного возраста (3-5 лет) отличает от школьников дисциплина ума, как высокая концентрация внимания:
- Определённость;
- Непротиворечивость;
- Последовательность;
- Обоснованность.
В этой связи следует уточнить стадии формирования интеллекта:
1-ая стадия – сенсомоторный интеллект (до 6 лет);
2-ая стадия – интеллектуальные операции (до 11 лет);
3-я стадия – абстрактно-формальные операции (до 14 15 лет), когда закладываются основы теоретического (научно-понятийного) мышления и появляется способность к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.
А школе дошколят «ТРИАДА» дети в зоне «Окружающей среды» занимаются дидактическими материалами из зоны «Математики», которые содействует приобретению рациональных качеств мысли и её выражения, порядок, точность, ясность, сжатость.
Математика требует воображения «интуиции».
Таким образом, изучение математики требует постоянного направления внимания, способности сосредоточиться, но на основе интеллектуальной интуиции. «Интуиция – это тоже мысленное постижение действительности…» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 94).
Формирование творческого ума, диалектической культуры мышления способствует:
- Самостоятельности мышления.
- Критичности и самокритичности мышления.
- Широты ума как умение мыслить конкретно и всесторонне.
- Глубины ума как умения доходить до сути.
- Гибкости ума как умения видеть материал в развитии.
- Открытости ума как умения в известном находить неизвестное или чувство новизны.