Понятийная база Психологии школьной этнодидактики состоит из следующих понятий: коммуникативно-регулятивное сотрудничество; триада субъектов; когнитивно-образовательная деятельность; личностно-интеллектуальная среда самообучения; самообучающаяся личность; школьная этнодидактика; этноязыковое сознание.

Если рука есть орудие орудий,

то ум – это форма форм

Аристотель

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество по принципу «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Неталантливых людей не бывает

Самообучающаяся личность – это культурно мыслящий субъект, который не только обладает определённой суммой знаний, но и умеет творчески подходить к решению теоретических (академических) и практических (житейских) проблем.

Самообучающаяся личность критически осваивает исторический опыт мышления всего человечества, богатства и разнообразие отношений к миру предметов, явлений, событий и людей.

Самообучающаяся личность школьника – это субъект когнитивно-образовательной деятельности, способный проявлять сознательный самоконтроль собственных действий.

Самообучающаяся личность – это личность, способная самостоятельно принимать решения по приобретению знаний: Что? Зачем? Как?

Самообучающуюся личность характеризует,

во-первых, сознательное участие в разумном преобразовании природной и социальной действительности на основе познания диалектических законов развития, когда  смысл является радикальным зерном. Он базируется на богатстве жизненных впечатлений.

Во-вторых, положительная широта теоретических познаний, гамма чувственных переживаний (социокультурный опыт), сумма знаний и опыт (навыки) мышления. Умение планировать свои целенаправленные действия, в которых должна быть простота, ясность и конкретность.

В-третьих, активная гражданская позиция личности, осознающей свою миссию в современном мире тесно связана с чувственно-предметной деятельностью ребёнка. Мировоззренческие ориентации личности определяют её познавательный опыт в области: наука, искусство и политика. Образование и речевые штампы, шаблоны, трафареты: формулы оценок и поведения, формулы житейской мудрости, практического рассудка, верования.

И наконец, мышление есть отражение реального мира в процессе сенсомоторного восприятия и проявляется в умении задавать (формулировать) вопросы и отвечать на них. Необходимость овладеть приёмами и способами мышления, правильно отражать мир. Потому как, способность мышления представляет собой целостную систему интеллектуальных способностей: рассудок и разум, способность суждения и продуктивное воображение. В этом случае необходимо природное качество мышления ребёнка: остроумие, гибкость и подвижность мышления гибкости личности ребёнка дошкольного возраста не тормозить, а стимулировать свободой выбора. Специфика способа мышления определяется предметом познания и той задачей, которую ставит перед собой исследователь.

От единого ко многим

Платон

Более того, отправной точкой создания личностно-интеллектуальной среды самообучения является культура мышления личности ребёнка, имеющая существенную значимость для её самоопределения.

Необходимо напомнить, что проблему формирования и развития интеллекта исследовали: Ф. Бэкон, Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Лейбниц, Юм, Гельвеций, И.Г. Кант, Гегель. Очевидно, что интеллект как способность и мышление как процесс предполагают причинно-следственную связь. Согласно предположениям А.Х. Касымжатова, А.Ж. Кельбуганова: «Культура мышления предполагает умение «изнутри» вскрыть те причины, которые приводят к «падению» мысли…» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 114).

В наших исследованиях психологи школьной этнодидактики культура мышления – это использование предметного содержания в теоретической и практической когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности.

Следовательно, культура мышления означает:

  • уметь ясно и определённо мыслить,
  • конкретизировать свои поступки,
  • владеть эмоциями,
  • быть самодисциплинированным, собранным;
  • уметь подавлять своеволие и стихийность;
  • уметь быть корректным, вежливым и уважать окружающих.

Кроме того, следует заметить, интерес, как правило, вызывает наличие противоречия, движущей силы когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка. Поскольку, «Мышление есть диалектически напряжённый, активный творческий процесс, требующий от человека высокий уровень культуры, умение подавить в себе частное, узкое, личное и «раствориться» в предмете мысли, возвышаясь тем самым до объективности и всесторонности понимания действительности» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 113-114).

Следует уточнить, что личностно-интеллектуальная среда самообучения предполагает не только набор дидактических материалов, но библиотечку для развития речи, пополнения и обогащения активного лексического словаря ребёнка, но и расширения границ кругозора, эрудиции. В ходе индивидуального и коллективного чтения широко применяются виды рассудочной деятельности:

  • индукция,
  • дедукция,
  • абстрагирование,
  • анализ,
  • синтез,
  • эксперимент.

Между тем, эти виды рассудочной деятельности в подсознании ребёнка уже имеются в виде социокультурного опыта, представляющего собой синтез социального и умственного (интеллектуального) развития личности ребёнка.

Как важно эти способности не только развить, но и не потерять к десяти годам, чтобы ребёнок не оказался в ситуации философского анекдота «Буриданов осёл».

Наверно, многие помнят, что голодный осёл, находился на одинаковом расстоянии от двух совершенно одинаковых вязанок сена, размещённых справа и слева. Он погиб голодной смертью, потому что действующие на него мотивы уравновешивали друг друга и были направлены в противоположные стороны. Иными словами, традиционная система школьного образования не готовит детей к решительным, рискованным действиям, а разгружает их от необходимости думать и быстро принимать решения.

Следовательно, учебно-воспитательный процесс формирует рецептурное мышление без опоры на интеллект, который «… является относительно самостоятельным образованием.

Интеллект – это динамически подвижная структура высших психических функций, образующих идеальную основу всей жизнедеятельности человека» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 46).

В личностно-интеллектуальной среде самообучения дидактические материалы, научная и художественная литература являются средствами формирования когнитивно-образовательной деятельности, представляя собой: образы, символы, схемы, понятия, законы.

Личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности ребёнка предполагает индивидуализацию её когнитивно-образовательной деятельности согласно видам ума:

  • концептуального ума логика, математика;
  • художественного ума поэта и художника;
  • социального ума политика;
  • производственного или технологического ума рабочего, служащего.

В этой связи чрезвычайно важным является формирование и развитие мыслительной речи самообучающейся личности ребёнка, которая проявляется в умении сформулировать вопросы, на которые она отвечает обоснованно и аргументировано.

Сама личностно-интеллектуальная среда создаёт такие условия реализации когнитивно-образовательной деятельности, как:

  • открытость новому;
  • стремление к обнаружению и постижению неизвестного и неожиданного, когда объём имеющегося опыта представлений и понятий становится недостаточным. Когда самообучающаяся личность испытывает дефицит знаний, который проявляется в таком эмоциональном потрясении, как удивление.

Как важно не разучить ребёнка удивляться, потому что удивление, как «интеллектуальный шок» или интеллектуальное впечатление является движущей силой самообучения, основанной на противоречии:

  • Конфликт реальности и мечты.
  • Желаемого и невозможного.

Следовательно, в интеллектуальной программе самообучения математике житейские ситуации представляют собой элементарную арифметическую задачу, которая является прообразом и моделью интеллектуальной деятельности личности школьника.

Необходимо заметить, что любая житейская ситуация имеет условия (исходные данные) и вопрос (проблему), требующий ответа и определяющий целенаправленный ход рассуждений. Итак:

  1. условия →
  2. план (схема) решения →
  3. технология (операции) →
  4. контроль →
  5. коррекция →
  6. оценка.

Для того чтобы решить проблему житейской ситуации необходимы:

  • анализ (исходные условия и цель);
  • синтез (представление задачи в целом);
  • абстрагирование (выделение существенных и игнорирование несущественных данных задачи);
  • сравнение (сопоставление результатов с исходными условиями).

На основе вышеперечисленных мыслительных операций строится процесс формирования понимания и осознания, означающих умения обращаться с содержанием информации, умения выразить в словах, вербализовать, опираясь на ряд интеллектуальных действий.

Между тем, умения характеризуют способность личности, использовать имеющиеся сведения для достижения поставленных целей и представлять собой систему интеллектуальных навыков. И не для кого не секрет, что в учебно-воспитательном процессе ученик скорее информирован, нежели компетентен.

Можно привести притчу о сороконожке, которую попросили рассказать о том, как она передвигается, в каком порядке переставляет такое громадное количество ног. Задумавшись над этим, сороконожка не смогла больше двигаться (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 53).

Многолетняя педагогическая практика показала, что в настоящее время школьники являются «иждивенцами электроники». Такая плачевная ситуация значительно сужает границы интеллектуально-творческого развития неполноценного развития личности детей. Более того, как показала работа с детьми дошкольного возраста в школе дошколят «ТРИ-Л» нет ребёнка, не способного к восприятию математических знаний.

Согласно Б. Спинозе существуют следующие уровни математического знания:

  1. механическое усвоение (заучить правило);
  2. индуктивное понимание (апробация правила в частных случаях);
  3. осмысленное понимание (доказательство правила);
  4. внутреннее понимание (уверенность в правильности правила);
  5. полное понимание (хорошо организованное знание).

Следовательно, интеллектуальный уровень зависит от степени осмысления знаний. Если правила представляют собой принципы и законы, то надо строить план действий согласно правилам. Важно, чтобы ребёнок осмысленно воспринимал информацию, а не учил методом «наизусть», который противоположен «смысловому воспроизведению» и перегружает нервную систему ребёнка.

  1. Вот и получается, что в среднем звене умственный процесс принимает «окостенение» мышления, которое может принять необратимый характер компетенции самообучающейся личности, представляющей собой целый интеллектуальный комплекс: способности познать общее (установление и усвоение правил).
  2. способности суждения (общее есть сумма частных случаев).
  3. способности  выведения принципов (из общего выделять особенные). Личность школьника может овладеть содержанием предмета только в результате умелого использования накопленных сведений.  Иными словами, рефлексировать (размышлять) результаты и содержания когнитивно-образовательной деятельности.

Несомненно, ребёнок от рождения вовлекается в систему традиций (принципов) и обычаев (правил). Поэтому в Программе самообучения ключевую роль играет коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.

Следует особо отметить, что самообучающаяся личность дошкольника – это мыслящий ребёнок, который понятливый, смышленый, сообразительный, приобретающий необходимую систему знаний, владеет инструментом логического анализа, предполагаемого в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.

Поэтому важно личность ребёнка научить принимать,

во-первых, собственное личностное суждение (самостоятельно думать).

Во-вторых, со стороны взрослых не проявлять эгоцентризма.

В-третьих, не мешать ребёнку, мыслить постоянно (последовательный образ мыслей). Вот она триада интеллектуального развития:

  1. рассудок →
  2. суждение →
  3. разум.

Следует вспомнить о том, что «Мудрость – это разум, осознающий свою ответственность за судьбу общества» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 66).

Впрочем, личностно-интеллектуальный процесс самообучения ребёнка представляет собой некую философию. «Философия – это не только учение о мышлении, но и постижение мира в мышлении, исторически определённый образ, стиль мышления» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 79).

Дети дошкольного возраста (3-5 лет) отличает от школьников дисциплина ума, как высокая концентрация внимания:

  • Определённость;
  • Непротиворечивость;
  • Последовательность;
  • Обоснованность.

В этой связи следует уточнить стадии формирования интеллекта:

1-ая стадия – сенсомоторный интеллект (до 6 лет);

2-ая стадия – интеллектуальные операции (до 11 лет);

3-я стадия – абстрактно-формальные операции (до 14 15 лет), когда закладываются основы теоретического (научно-понятийного) мышления и появляется способность к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.

А школе дошколят «ТРИАДА» дети в зоне «Окружающей среды» занимаются дидактическими материалами из зоны «Математики», которые содействует приобретению рациональных качеств мысли и её выражения, порядок, точность, ясность, сжатость.

Математика требует воображения «интуиции».

Таким образом, изучение математики требует постоянного направления внимания, способности сосредоточиться, но на основе интеллектуальной интуиции. «Интуиция – это тоже мысленное постижение действительности…» (А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов, 1981, с. 94).

Формирование творческого ума, диалектической культуры мышления способствует:

  • Самостоятельности мышления.
  • Критичности и самокритичности мышления.
  • Широты ума как умение мыслить конкретно и всесторонне.
  • Глубины ума как умения доходить до сути.
  • Гибкости ума как умения видеть материал в развитии.
  • Открытости ума как умения в известном находить неизвестное или чувство новизны.