Говоря о функциях школьной этнодидактики как о прогнозируемых и ожидаемых результатах процесса самообучения, следует их уточнить.

Тяжёлое это дело –

родиться и научиться жить

Я. Корчак

Школьный учитель, находясь у доски, по определению не может выполнить те жизненноважные функции, которые можно реализовать только в личностно-интеллектуальном пространстве самообучения.

Какие функции реализуемы в среде самообучения?

1-ая функция – самоопределение, когда запускается личностно-интеллектуальный процесс самообучения. Ребёнок сам решает, с каким дидактическим материалом он будет заниматься. Например, он хочет проверить скорость игрушечной машинки, измеряя сантиметровкой расстояние, а секундомером — время движения машинки.

2-ая функция – детское саморазвитие, на основе формирования и развития психических качеств личности ребёнка, их изменение. Например, ребёнок хочет определить температурное отличие горячей, холодной и тёплой воды. Для этого ему необходимо термометром измерить температуру в каждой из трёх сосудов. Развитие происходит тогда, когда ребёнок из точки «не знаю» путём действий приходит к точке «Узнал».

3-я функция – самодисциплина, когда личность ребёнка путём формирования воли  ощущает собственную значимость, самодостаточность и у неё повышается самооценка. Именно самодисциплина способствует процессу социализации личности ребёнка. Например, ребёнок пришёл в новый коллектив, он теряется, боится, поскольку не знает, как дети на него отреагируют.

Но вдруг он видит, что дети тоже не умеют писать букву «М». Тогда он своим упорством раньше других научился писать. Он проявил волю, и в глазах других детей повысил самооценку. Он стал легко и свободно общаться с ними. Вот это и есть социализация

Таким образом, логическую конструкцию детского саморазвития составляют:

  1. Принципы психологии школьной этнодидактики.
  2. Личностно-интеллектуальное пространство, в котором самостоятельно приобретает знания личность каждого ребёнка.
  3. Когнитивно-образовательная активность личности каждого из детей.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ

ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ — это народная дидактика обучающего воспитания и формирования личности ребёнка в семейной микросреде общения и взаимодействия на основе психологии детского саморазвития. © З.Н. Ичин-Норбу.

1-ый принцип — этнокультурная модель семьи, определяющая духовно-нравственную основу детского мировоззрения, миропонимания и личностно-интеллектуального мировосприятия, мироощущения.

2-ой принцип — личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития, в котором создаётся среда для самообучения с опорой на житейский социокультурный опыт личности ребёнка.

3-ий принцип — коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей на основе предметного содержания когнитивно-образовательной деятельности по формированию знаниевых компетенций, стимулирующих детское саморазвитие и самосовершенство взрослых.

В основе психологии школьной этнодидактики заложен принцип, когда ребёнок сам должен определиться в предмете и содержании собственной когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой формируется его индивидуальная знаниевая компетенция, означающая личностный опыт:

  • Выявления и решения проблем в режиме «ситуативной конкретики».
  • Проектирования и исследования в режиме «стратегии и тактики», конечно, ребёнок не знает таких понятий, но он действует в области подсознания. И ни в коем случае нельзя ему задавать вопросы: Как ты это сделал? Объясни и покажи.
  • Сотрудничествав режиме «коммуникации: взаимодействия и общения».
  • Самоконтроляв режиме «творческой коррекции».

Напомню, что школьная этнодидактика запускает механизм процесса самообучения в контексте системы культурных ценностей конкретного этноса, регулируемых самосознанием и поведением личности школьника на базе технологии САМООБУЧЕНИЯ.

ПРИНЦИПЫ ЛИПДС

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития — это среда, в которой личность ребёнка обучается САМОСТОЯТЕЛЬНО! © З.Н. Ичин-Норбу.

ЛИЧНОСТНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САМОРАЗВИТИЯ представляет собой логически сегментированную конструкцию комплекса сенсомоторных дидактических материалов. Такая конструкция способствует целям, задачам и методам самостоятельного обучения личности ребёнка для формирования знаниевых компетенций в ходе когнитивно-образовательной деятельности.

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития создаётся по психологическому принципу детерминизма, поскольку детская психика, обусловленная образом семейных взаимоотношений, изменяется, благодаря предметно-содержательной сегментации пространства самообучения.

1-ый принцип — единство образовательных программ и авторской стратегической программы организации личностно-интеллектуального процесса самообучения, разработанной на основе требований ФГОС и образовательной программы Министерства образования и науки.

2-ой принцип — единство стратегической программы организации ЛИПС и комплекса сенсомоторных дидактических материалов, образующая единую среду самообучения личности каждого ребёнка на основе её самоопределения в предметном содержании когнитивно-образовательной деятельности.

3-ий принцип — коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.

 

ПРИНЦИПЫ ЛИПС

ЛИПС имеет свои основополагающие принципы и методы, формы и технологии организации самообучения личности ребёнка.© З.Н. Ичин-Норбу.

Принципы личностно-интеллектуального процесса самообучения:

1-ый принцип – целостность и предметно-содержательное многообразие личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития.

2-ой принцип – сегментарная предметно-содержательная дифференциация знаниевых компетенций самообучающейся личности детей и взрослых.

3-ий принцип – когнитивно-образовательная вариативность дидактических материалов.

4-ый принцип – предметно-содержательная преемственность знаниевых компетенций детей и взрослых.

5-ый принцип — коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей на основе детской социализации и выполнения триединства правил поведения.

6-ой принцип – межвозрастная преемственность социализации.

7-ой принцип – межкультурная преемственность на основе трилингвальности общения и взаимодействия детей и взрослых:

  • На когнитивно-образовательном уровне.
  • На эмоционально-мотивационном уровне.
  • На коммуникативно-регулятивном уровне.
  • На уровне деятельностного самоопределения в предмете и содержании КОД.
  • На интеллектуально-волевом уровне достижения цели.

Более того, личностно-интеллектуальный процесс самообучения рассматривается в последовательном, постепенном и непрерывном саморазвитии личности ребёнка, благодаря её собственной когнитивно-образовательной активности. Следовательно, ЛИПС организуется по принципу детского саморазвития, поскольку включает в себя характеристику детского саморазвития в режиме реального времени «здесь и сейчас» в коммуникативно-регулятивном сотрудничестве с другими детьми и взрослыми, результатом которого является перспектива личностно-интеллектуального саморазвития личности ребёнка.

ПРИНЦИПЫ КОД

КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА — это личностная активность ребёнка в результате его самоопределения в предметном содержании новых знаний и нового опыта их восприятия. © З.Н. Ичин-Норбу.

КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА организуется по принципу единства сознания личности и её деятельности, когда сознание ребёнка формируется в когнитивно-образовательной активности приобретения новых знаний и нового опыта их применения. Следовательно, объём знаниевых компетенций в свою очередь влияют на предметное содержание когнитивно-образовательной деятельности, образуя интеллектуальный план действий личности ребёнка.

1-ый принцип – самодисциплина, которая возможна только в ходе активной когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Определим факторы формирования самодисциплины самообучающейся личности ребёнка:

  1. Самоопределение личности ребёнкав выборе для изучения предмета и содержания когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Умение соблюдать интеллектуальный порядок:взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1которое реализует принцип коллективного порядка.
  3. Уважение выборадругой личностью и ждать, когда освободится дидактический материал – это правило № 2.
  4. Соблюдать тишинуво время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.

2-ой принцип — прояснение непонятных слов.

Непонятные слова становятся понятными за счёт плавного перехода от конкретных сенсорных и моторных впечатлений к формированию абстрактных научных понятий не только математики, но и других естественнонаучных понятий: Астрономии.  Биологии. Ботаники.  Зоологии. Физики.  Химии. Географии. Анатомия человека.

3-ий принцип – самоопределение в предметном содержании и во временной продолжительности когнитивно-образовательной деятельности.

Когнитивно-образовательная деятельность это активность личности ребёнка, при которой, с одной стороны, формируются и развиваются:

  • Внимание.
  • Память.
  • Воображение.
  • Восприятие.
  • Речь.
  • Мышление.

С другой стороны, формируются и развиваются образования знаниевых компетенций.

Когнитивно-образовательная деятельность — это двухаспектная активность личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка приводит к новым заключениям, следовательно, она носит продуктивный характер.

При разумной организации когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения могут быть благоприятные условия для коммуникативно-регулятивного сотрудничества конкретной семьи и педагогического коллектива определённой школы.

Цель как движущая сила деятельности

Безусловно, если нет цели, то нет и деятельности. Следовательно, когнитивно-образовательная деятельность состоит из двух целей:

  • Когнитивной, которая связана с психическими процессами, функциями и состояниями – это тактика самообучения.
  • Образовательной, которая связана с опытом и знаниями – это стратегия самообучения.

Итак, когнитивно-образовательная деятельность - это процесс знаниево-мыслительной активности личности ребёнка.

ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это редкая способность родителя в собственном ребёнке прожить своё эмоционально-чувственное восприятие окружающей действительности далёкого детства. © З.Н. Ичин-Норбу.

1-ый принцип — партнёрские взаимоотношения педагогов, родителей и детей на основе взаимного доверия и согласия. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество, основанное на взаимодействии всех субъектов (педагога, родителя и школьника) личностно-интеллектуального процесса самообучения. Только взрослый человек, будучи эталоном поведения в обществе, может наглядно показать.

  • Культуру рассуждения.
  • Культуру размышления.
  • Культуру общения.
  • Культуру взаимодействия и взаимоотношения.

2-ой принцип — личностное уважение к ребёнку, к его природной и социальной уникальности, способствующее саморегуляции поведением как взрослых, так и детей.

3-ий принцип — активная и конструктивная самоорганизация когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой личность ребёнка сама регулирует собственное поведение и ход мыслей в сюжетно-ролевой ситуации саморазвития.

Следует заметить, что коммуникативно-регулятивное сотрудничество представляет собой процесс многогранных, многосторонних связей и взаимопонимания между взрослыми и детьми. © З.Н. Ичин-Норбу.

К сожалению, продолжение авторских рассуждений можно прочитать в моей книге «ПРИНЦИПЫ», где я излагаю ещё и:

  1. принципы формирования самообучающейся личности ребёнка, являющейся, с одной стороны, результатом педагогического профессионализма, а с другой — предметом родительской гордости и семейного счастья.
  2. принципы формирования знаниевых компетенций личности ребёнка.
  3. принципы организации педагогического инфобизнеса.
ДЕРЗАЙТЕ!!!