Принципы психологии школьной этнодидактики, личностно-интеллектуального процесса самообучения и когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка — это логическая конструкция детского саморазвития.

Тяжёлое это дело –

родиться и научиться жить

Я. Корчак

В этой статье я попытаюсь довольно кратко описать принципы.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ

ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ — это народная дидактика обучающего воспитания и формирования личности ребёнка в семейной микросреде общения и взаимодействия на основе психологии детского саморазвития. © З.Н. Ичин-Норбу.

1-ый принцип — этнокультурная модель семьи, определяющая духовно-нравственную основу детского мировоззрения, миропонимания и личностно-интеллектуального мировосприятия, мироощущения.

2-ой принцип — личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития, в котором создаётся среда для самообучения с опорой на житейский социокультурный опыт личности ребёнка.

3-ий принцип — коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей на основе предметного содержания когнитивно-образовательной деятельности по формированию знаниевых компетенций, стимулирующих детское саморазвитие и самосовершенство взрослых.

В основе психологии школьной этнодидактики заложен принцип, когда ребёнок сам должен определиться в предмете и содержании собственной когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой формируется его индивидуальная знаниевая компетенция, означающая личностный опыт:

  • Выявления и решения проблем в режиме «ситуативной конкретики».
  • Проектирования и исследования в режиме «стратегии и тактики», конечно, ребёнок не знает таких понятий, но он действует в области подсознания. И ни в коем случае нельзя ему задавать вопросы: Как ты это сделал? Объясни и покажи.
  • Сотрудничествав режиме «коммуникации: взаимодействия и общения».
  • Самоконтроляв режиме «творческой коррекции».

Напомню, что школьная этнодидактика запускает механизм процесса самообучения в контексте системы культурных ценностей конкретного этноса, регулируемых самосознанием и поведением личности школьника на базе технологии САМООБУЧЕНИЯ.

ПРИНЦИПЫ ЛИПДС

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития — это среда, в которой личность ребёнка обучается САМОСТОЯТЕЛЬНО! © З.Н. Ичин-Норбу.

ЛИЧНОСТНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САМОРАЗВИТИЯ представляет собой логически сегментированную конструкцию комплекса сенсомоторных дидактических материалов. Такая конструкция способствует целям, задачам и методам самостоятельного обучения личности ребёнка для формирования знаниевых компетенций в ходе когнитивно-образовательной деятельности.

Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития создаётся по психологическому принципу детерминизма, поскольку детская психика, обусловленная образом семейных взаимоотношений, изменяется, благодаря предметно-содержательной сегментации пространства самообучения.

1-ый принцип — единство образовательных программ и авторской стратегической программы организации личностно-интеллектуального процесса самообучения, разработанной на основе требований ФГОС и образовательной программы Министерства образования и науки.

2-ой принцип — единство стратегической программы организации ЛИПС и комплекса сенсомоторных дидактических материалов, образующая единую среду самообучения личности каждого ребёнка на основе её самоопределения в предметном содержании когнитивно-образовательной деятельности.

3-ий принцип — коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.

 

ПРИНЦИПЫ ЛИПС

ЛИПС имеет свои основополагающие принципы и методы, формы и технологии организации самообучения личности ребёнка.© З.Н. Ичин-Норбу.

Принципы личностно-интеллектуального процесса самообучения:

1-ый принцип – целостность и предметно-содержательное многообразие личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития.

2-ой принцип – сегментарная предметно-содержательная дифференциация знаниевых компетенций самообучающейся личности детей и взрослых.

3-ий принцип – когнитивно-образовательная вариативность дидактических материалов.

4-ый принцип – предметно-содержательная преемственность знаниевых компетенций детей и взрослых.

5-ый принцип — коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей на основе детской социализации и выполнения триединства правил поведения.

6-ой принцип – межвозрастная преемственность социализации.

7-ой принцип – межкультурная преемственность на основе трилингвальности общения и взаимодействия детей и взрослых:

  • На когнитивно-образовательном уровне.
  • На эмоционально-мотивационном уровне.
  • На коммуникативно-регулятивном уровне.
  • На уровне деятельностного самоопределения в предмете и содержании КОД.
  • На интеллектуально-волевом уровне достижения цели.

Более того, личностно-интеллектуальный процесс самообучения рассматривается в последовательном, постепенном и непрерывном саморазвитии личности ребёнка, благодаря её собственной когнитивно-образовательной активности. Следовательно, ЛИПС организуется по принципу детского саморазвития, поскольку включает в себя характеристику детского саморазвития в режиме реального времени «здесь и сейчас» в коммуникативно-регулятивном сотрудничестве с другими детьми и взрослыми, результатом которого является перспектива личностно-интеллектуального саморазвития личности ребёнка.

ПРИНЦИПЫ КОД

КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА — это личностная активность ребёнка в результате его самоопределения в предметном содержании новых знаний и нового опыта их восприятия. © З.Н. Ичин-Норбу.

КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА организуется по принципу единства сознания личности и её деятельности, когда сознание ребёнка формируется в когнитивно-образовательной активности приобретения новых знаний и нового опыта их применения. Следовательно, объём знаниевых компетенций в свою очередь влияют на предметное содержание когнитивно-образовательной деятельности, образуя интеллектуальный план действий личности ребёнка.

1-ый принцип – самодисциплина, которая возможна только в ходе активной когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Определим факторы формирования самодисциплины самообучающейся личности ребёнка:

  1. Самоопределение личности ребёнкав выборе для изучения предмета и содержания когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Умение соблюдать интеллектуальный порядок:взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1которое реализует принцип коллективного порядка.
  3. Уважение выборадругой личностью и ждать, когда освободится дидактический материал – это правило № 2.
  4. Соблюдать тишинуво время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.

2-ой принцип — прояснение непонятных слов.

Непонятные слова становятся понятными за счёт плавного перехода от конкретных сенсорных и моторных впечатлений к формированию абстрактных научных понятий не только математики, но и других естественнонаучных понятий: Астрономии.  Биологии. Ботаники.  Зоологии. Физики.  Химии. Географии. Анатомия человека.

3-ий принцип – самоопределение в предметном содержании и во временной продолжительности когнитивно-образовательной деятельности.

Когнитивно-образовательная деятельность это активность личности ребёнка, при которой, с одной стороны, формируются и развиваются:

  • Внимание.
  • Память.
  • Воображение.
  • Восприятие.
  • Речь.
  • Мышление.

С другой стороны, формируются и развиваются образования знаниевых компетенций.

Когнитивно-образовательная деятельность — это двухаспектная активность личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка приводит к новым заключениям, следовательно, она носит продуктивный характер.

При разумной организации когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения могут быть благоприятные условия для коммуникативно-регулятивного сотрудничества конкретной семьи и педагогического коллектива определённой школы.

Цель как движущая сила деятельности

Безусловно, если нет цели, то нет и деятельности. Следовательно, когнитивно-образовательная деятельность состоит из двух целей:

  • Когнитивной, которая связана с психическими процессами, функциями и состояниями – это тактика самообучения.
  • Образовательной, которая связана с опытом и знаниями – это стратегия самообучения.

Итак, когнитивно-образовательная деятельность - это процесс знаниево-мыслительной активности личности ребёнка.

ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это редкая способность родителя в собственном ребёнке прожить своё эмоционально-чувственное восприятие окружающей действительности далёкого детства. © З.Н. Ичин-Норбу.

1-ый принцип — партнёрские взаимоотношения педагогов, родителей и детей на основе взаимного доверия и согласия. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество, основанное на взаимодействии всех субъектов (педагога, родителя и школьника) личностно-интеллектуального процесса самообучения. Только взрослый человек, будучи эталоном поведения в обществе, может наглядно показать.

  • Культуру рассуждения.
  • Культуру размышления.
  • Культуру общения.
  • Культуру взаимодействия и взаимоотношения.

2-ой принцип — личностное уважение к ребёнку, к его природной и социальной уникальности, способствующее саморегуляции поведением как взрослых, так и детей.

3-ий принцип — активная и конструктивная самоорганизация когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой личность ребёнка сама регулирует собственное поведение и ход мыслей в сюжетно-ролевой ситуации саморазвития.

Следует заметить, что коммуникативно-регулятивное сотрудничество представляет собой процесс многогранных, многосторонних связей и взаимопонимания между взрослыми и детьми. © З.Н. Ичин-Норбу.

К сожалению, продолжение авторских рассуждений можно прочитать в моей книге «ПРИНЦИПЫ», где я излагаю ещё и:

  1. принципы формирования самообучающейся личности ребёнка, являющейся, с одной стороны, результатом педагогического профессионализма, а с другой — предметом родительской гордости и семейного счастья.
  2. принципы формирования знаниевых компетенций личности ребёнка.
  3. принципы организации педагогического инфобизнеса.
ДЕРЗАЙТЕ!!!