Процесс самообучения мыслить

Процесс самообучения мыслить означает то, что невозможно научить ребёнка думать без переживаний, без его желания познавать мир, без движения, музыки, общения.

... развивать ум — значит упорядочивать образы в сознании

М. Монтессори

Почему в традиционной системе школьного обучения мыслительная деятельность ребёнка не так прогрессивна?

Причины отсутствия мыслительной деятельности

shkolnyj-urok1-ая причина заключается в том, что ребёнок должен находиться в неподвижном состоянии, чтобы сконцентрироваться на теме урока. Иными словами ребёнок без движения – это ребёнок, неспособный использовать свои мыслительные ресурсы на все 100%.

2-а причина заключается в том, что у ребёнка ограничено время на наблюдение, анализ, сравнение, чтобы увидеть различия, на основе которых он мог бы сформулировать некое противоречие.

3-я причина заключается в том, что ребёнку некогда переживать услышанное, увиденное событие.

Три стимула для запуска мыслительного механизма

2016-01-25-11-24-21Эти три негативные тенденции, искусственно ограничивающие силу мыслительной активности ребёнка легко, доступно и просто решаются в личностно-интеллектуальной среде самообучения:

  1. Ребёнок находится в движении – это значит, что знания в движении прочно, основательно фиксируются и связываются между собой.
  2. Ребёнок может управлять временем для осуществления мыслительной деятельности, когда он надолго замирает, наблюдая, изучая, исследуя, экспериментируя, увлекаясь, обдумывая над предметом или явлением, замирая в состоянии МЕДИТАЦИИ. Ребёнок, в момент наблюдения, абстрагируется от окружения.
  3. Ребёнок, в момент наблюдения, переживает разные чувства: удивление, радость, огорчение. Именно в такие моменты у ребёнка активизируется мыслительный процесс, потому что он всегда сопряжён с мыслительными переживаниями.

Безусловно, когнитивно-образовательная деятельность дошкольника в организованной личностно-интеллектуальной среде самообучения представляет собой свободу выбора предметного сегмента исследования (правило № 1), когда происходит смена разнообразия предметов, упражнений, соответствующая природе развития детей, внимание которых не всегда устойчивое – этот этап называется «Самоориентация в личностно-интеллектуальной среде» и длится он 30 минут.

КРУГ

2016-04-01 11-23-21Затем организуется «Круг» на 15 минут и, далее, проводится «речевая зарядка» (перемена). И только в 10 часов начинается систематическое предметное занятие в зоне «Математика» или «Геометрия», которое стимулирует высокую концентрацию внимания на одном предмете более или менее продолжительное время, что от детей требует некие волевые усилия.

Дети занимаются в предметном сегменте «Русский язык: пропись, грамматика», где внимание детей сосредоточивается на сочетаниях и разложениях звуков, на форме прописных букв по методике А.Б. Дурмановой.

Три этапа организации КОД

В итоге, все три этапа:

1-ый этап – Круг.

2-ой этап – общая презентация, индивидуальная когнитивно-образовательная деятельность в предметных сегментах личностно-интеллектуальной среды самообучения: «Математика», «Геометрия».

3-ий этап – общая презентация изучения дидактических материалов, индивидуальная когнитивно-образовательная деятельность в предметном сегменте ЛИСС: «Русский язык».

Все эти три этапа подготавливают сознание личности ребёнка к четвёртому этапу – развитие речи, чтение. Этот этап заканчивается сюжетно-ролевой ситуацией детского  развития.

Коммуникативно-регулятивное СОТРУДНИЧЕСТВО детей

2016-01-26-13-01-20Особо следует заметить, что коммуникативно-регулятивное сотрудничество  (КРС) детей, как высший уровень мышления, способствует высокой концентрации внимания на предмете, явлении, процессе или событии, поскольку игра в силу своей чёткости, ясности требует от её участников сообразительности, находчивости и даже творчества.

Более того, КРС привлекает детей тем, что оно определяет чёткие правила действий:

  1. они понятны и увлекательны для каждого ребёнка.
  2. в них участвует целый спектр возможностей ребёнка: руки и ноги, глаза и уши, внимание и память, воображение, смекалка и сообразительность, вызванные интересом, мотивацией к осознанным активным действиям.

В сюжетно-ролевой ситуации развития  речевая деятельность ребёнка достигает своей кульминации, когда его речевое мышление базируется на категориях:

  • «транспорт»,
  • «город»,
  • «одежда»,
  • «обувь»,
  • «фрукты»,
  • «овощи»,
  • «ягоды»,
  • «мебель» и т.д.

Таким образом, дети непроизвольно, безболезненно оказываются в процессе «отвлечённой мыслительности» (П.Ф. Каптерев), когда абстрактное (отвлечённое) мышление личности ребёнка является результатом плавного перехода от «житейских понятий» к «научным» (Л.С. Выготский) и итогом деятельности «впитывающего разума» (М. Монтессори).

Следовательно, коммуникативно-регулятивное сотрудничество детей способствует формированию мышления, воли и интеллекта.

Именно КРС запускает вдохновение как высшей степени концентрации внимания.

Иными словами, всестороннее развитие детского ума – вот, что составляет первостепенную задачу организации личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Подводя итог всему вышесказанному, можно логично заключить, что содержание Программы Школы дошколят выполняет главную миссию – психологическую готовность личности ребёнка к процессу самообучения в школе:

  1. концентрация внимания,
  2. формирование воли, без которой интеллект не может сформироваться.
  3. Интеллект, как способность самостоятельно мыслить, общаться, взаимодействовать, принимать собственные решения.

Сообразительность — это природная ПРОГРАММА развития

Внимание, воля, интеллект можно сформировать только на базе сообразительности, смысловой (логической) памяти личности ребёнка.

Между тем, в Школе дошколят личностно-интеллектуальная среда самообучения подготавливает, не делая акцента на какой-то одной психической функции, психику ребёнка к гармоничному сочетанию (синтезу):

  • механической и логической памяти,
  • «житейских» и «научных» понятий,
  • письма и чтения,
  • речевого мышления,
  • мыслительной речи,

Следует заметить, что психика ребёнка на столько хрупкая, «хрустальная», что только профессиональная наблюдательность и человеческая чуткость к саморазвитии не позволят разрушить эту гармонию природы – самообучающуюся личность ребёнка.

Этноязыковая среда жизнедеятельности

2016-01-26-12-12-40Чрезвычайную значимость в личностно-интеллектуальном процессе самообучения играет не просто обучение грамоте, письму, грамматике, но и словесности, богатейшей литературы русской (этнической) культуры, но и языка, который создал сам народ.

И мы согласимся с корректным утверждением П.Ф. Каптерева: «Каждый человек развивается прежде всего средствами той маленькой среды, к которой принадлежит и в которой он живёт» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.36).

Многие исследователи (Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.) едины в своих умозаключениях о том, что родной язык не только является средством выражения мысли, но и орудием для создания, формирования самой мысли.

Культура наблюдательности

В данном случае в процессе самообучения в Школе дошколят ключевую позицию развития играет формирование  культуры детской наблюдательности и мышления.

Кстати, наблюдение, по сути своей, является активной когнитивно-образовательной деятельностью для формирования интеллекта, когда личность ребёнка ставит для себя цель и находится в ситуации поиска чего-то. Поэтому не стоит наблюдение путать с детским восприятием конкретного предмета, события, явления, процесса, сопровождающимся запоминанием.

2016-02-05-10-08-01В личностно-интеллектуальной среде самообучения для восприятия впечатлений необходимо наглядно показать ребёнку:

  • как измерять,
  • как сравнивать,
  • как различать, анализировать,
  • как объединять,
  • как классифицировать по категориям,
  • как делать выводы на основе результатов наблюдений.

Поэтому при формировании наблюдения необходимо научить ребёнка:

  1. ставить определённую теоретическую или практическую цель,
  2. концентрировать внимание на предмете наблюдения.

Занятия в Школе дошколят необходимо составить так, чтобы у детей всегда было:

  1. свободное время для упражнений по выбору,
  2. тема по душе – сюжетно-ролевая ситуация развития.

В сюжетно-ролевой ситуации развития дети общаются, чего не скажешь в школах с традиционным методом обучения, когда «… школа топит личность в массе, она всё уравнивает, на всё смотрит с общих точек зрения» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.69).

Некий ИТОГ

Подведя итог вышеизложенным аспектам развития самообучающейся личности ребёнка, можно заключить следующее:

  1. Необходимо создать личностно-интеллектуальную среду самообучения, соответствующую формированию самообучающейся личности в ходе когнитивно-образовательной деятельности. А для этого педагог должен:
  • самообразовываться,
  • самовоспитываться,
  • саморазвиваться.

В ситуации формирования самообучающейся личности не должно быть обилия приказов, наказаний в режиме:

  • запретил,
  • приказал,
  • потребовал,
  • взыскал.

Потому что это чревато тем, что личность ребёнка будет подавлена, задавлена.

И тогда родителей ждёт итог – отсутствие у ребёнка:

  • ответственности,
  • самостоятельности в принятии решений,
  • действий,
  • добрых помыслов.

Но наличие:

  • полного непослушания,
  • «бунта» ребёнка,
  • полная дисгармония в отношениях родителей и детей.
  1. Педагогам и родителям необходимо научиться наблюдать действия, мысли личности ребёнка в ходе самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности, поскольку она будет строить свою жизнь без нас, после нас.

Следовательно, мы должны научить личность ребёнка тому, чего мы не умеем делать сами.

Только умение педагогов, родителей наблюдать:

  • за склонностями,
  • за потребностями и желаниями ребёнка,
  • за проявлением его уникальной индивидуальности

позволит определить и грамотно выстроить этнодидактическую стратегию процесса самообучения.

В этой ситуации наблюдения за изменениями дошкольника разум и воля педагогов, родителей должны гармонично слиться с процессом психического развития самообучающейся личности ребёнка.

  1. Самообучающаяся личность ребёнка «… не есть то, что знает, а то, как она думает и как поступает…» (П.Ф. Каптерев, 2005, с.86). Вот и получается, что знания забываются, а опыт самообучения (метапредметность) остаётся.

В этой связи предлагаю внимательно посмотреть видео.

  1. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения есть сущность культуры:
  • образа жизни,
  • образа мыслей,
  • поведения,
  • общения.

Следовательно, самообучающаяся личность – это культурный человек, сотрудник в общем деле: в языке, в мыслях, религии, и во всём строе социальной (общественной) жизни.

  • В личностно-интеллектуальной среде самообучения чётко и безоговорочно выполняются три правила:
  • дидактический материал взял, изучил и поставил на место. Это правило вырабатывает привычку соблюдать порядок во всех своих действиях и их логическую завершённость.
  • если дидактический материал уже кто-то изучает, то ребёнок должен сложить ручки за спину и молча ждать, когда материал освободится. Это правило воспитывает в ребёнке уважение чужой воли, уважение свободы выбора другой личности – это признак культурности.
  • во время занятий говорить только шёпотом, чтобы не мешать другим, познавать и получать удовольствие от собственных открытий как результат сосредоточенности внимания, высшего напряжения умственных сил на исследовании данного предмета, явления или природного процесса.

Три способа формирования самообучающейся личности

20151123_122940Важно обратить внимание педагогов и родителей на умение наблюдать за формированием самообучающейся личности ребёнка:

  1. Искать в личности ребёнка известные положительные качества, оценивать их важность и значение.
  2. Знать траекторию развития личности ребёнка, когда внешние признаки изменений выражают душевные состояния – психическая сторона наблюдения.
  3. Добывать ценные и нужные сведения о развитии ребёнка как предмете наблюдения, чтобы результатом формирования личности был семейный мир и гармония, полное понимание друг друга, сочувственное отношение друг к другу. Ибо только при гармоничном отношении родители могут передать детям свои культурные приобретения, весь свой опыт и знание жизни. Только при правильном, грамотно организованном коммуникативно-регулятивном сотрудничестве взрослых и детей возможна преемственность в культуре.

Итак, в заключение можно привести утверждение П.Ф. Каптерева: «Каждый рождающийся человек есть конец одной длинной истории и начало новой» (П.Ф. Каптерев, 2005, с. 72).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.