Site icon etnorazum.ru

Производные самообучающейся личности

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Перед тем, как выявить производные самообучающейся личности, мы «раскрутим» логическую цепочку её формирования, расшифруем каждое звено этой цепочки.

Тестирование не помогает ребёнку учиться

Глен Доман

Конвергенция → конфликт → переживание → сознание → волевая регуляция → смысл → самосознание

  1. Конвергенция как взаимодействие (коммуникация) личности и окружающей среды.
  2. Конфликт как разрушение конвергенции в результате неких противоречий между устройством окружающего мира и целевыми установками личности ребёнка.
  3. Переживание противоречия, вызванного конфликтом.
  4. Сознание личности, которое запускает конфликт конвергенции.
  5. Волевая регуляция переживания, в котором выступает активность личности.
  6. Смысл содержания личности: восприятие мира в результате переживания; представления прошлых образов в памяти, заложенной в социокультурном опыте ребёнка; идеи как анализ и синтез его социокультурного опыта.
  7. Самосознание, по сути, это обращение личности к своей «внутренней системе координат» (К. Роджерс).
Бессознательное

Бессознательным является то постоянное в личности, что связывает в единое осмысленное целое отдельные проблески сознания, которые, если их рассматривать изолированно, выглядели бы хаосом точек.

Бессознательными являются последствия сознательных переживаний, поскольку они стали частью «психофизически нейтральной» жизни и здесь вновь (как содержания памяти) могут приобрести внутренний характер.

Бессознательными являются и те виды деятельности, для осуществления которых требуется сознание (поступок, творчество).

Наконец, бессознательными являются те редкие предельные состояния, возникающие тогда, когда на время исчезают противоречия, порождающие сознание (экстаз, мистические видения).

Так, бессознательная устремлённость личности на цель образует неясный, но смыслообразующий фон, на котором выделяются различные по своему виду и степени ясности сознательные впечатления (В. Штерн, с.195, 1986).

Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное вместе исчерпывают объём понятия «психическое». «Психическое» есть личность в совокупности её внутренних свойств, т.е. постольку, поскольку её жизнь фактически выражает эти внутренние условия или стоит к ним в определённом отношении (В. Штерн, с.195, 1986).

… Если мы назовём отдельный процесс жизни личности, который может быть выделен из общего потока как отдельная структура (например, произвольное действие), «жизненным событием», то оно пока психофизически нейтрально.

Когда же оно входит во внутренний мир, оно становится «переживанием», но чаще всего – поскольку оно проецируется в сознание не полностью – жизненное событие становится переживанием настолько, насколько оно переходит во внутренний мир.

Переживание, как и соответствующее ему определённое событие, так же актуально, сконцентрировано (в нём мгновенно концентрируется жизнь личности), структурировано: различаются центр и периферия, оно выделено из фона и внутренне расчленено (В. Штерн, с.195-196, 1986).

В своей концепции «Персоналитическая психология» немецкий психолог и философ, В. Штерн довольно ясно и понятно изложил формирование личности вообще. Поэтому мы будем опираться на его размышления и результаты исследований.

Он первый, кто заострил внимание многих исследователей на том факте, что «… сознание возникает из конфликтов, которые затрудняют конвергенцию». А конфликт, это, как правило, личностное несогласие с чем-то.

Иными словами, «Любое переживание есть одновременно разрушение живого единства «Я» и мира, субъекта и объекта. В соответствии с этим любое переживание имеет то или иное направление. Его объект – либо собственная личность, актуальное состояние которой в данный момент переживается как чувство; активность личности выступает в переживании как её волевая регуляция, а бытие личности в течение длительного времени – как её самосознание, — либо мир, существование которого в настоящий момент выступает в переживании как восприятие, прошлое и будущее этого мира – как представление и память, а бытие в течение длительного времени – как идея (В. Штерн, с.196, 1986).

По-видимому, по этому основанию могут быть расклассифицированы в основном все содержания сознания: если в прежней психологии основные их виды считались первичными, далее неразложимыми исходными качествами души, то в нашей теории эти содержания рассматриваются как производные личности, которая их наполняет смыслом (В. Штерн, с.196, 1986).

В этой связи можно привести как факт Таймырский психолого-этнодидактический эксперимент, который  был успешен, благодаря двум неразрывным компонентам личностно-интеллектуального процесса самообучения – скорости и удовольствию (Г. Доман) когнитивно-образовательной деятельности детей в коммуникативно-регулятивном сотрудничестве с педагогами и родителями.

Дидактические этноматериалы

Напомним, что  все дидактические этноматериалы по математике были ясными и отчётливыми. Правда, испытуемые предпочитали работать в чёрно-белом варианте, а не в цветном.

Этот выбор пятиклассница, во время интервью после эксперимента, пояснила так: «Чёрно-белый вариант этноматериалов помогает быстро думать. А цветные картинки отвлекают, потому что они красивые и поэтому хочется не думать, а рисовать и раскрашивать».

В качестве примера приведём принципы обучения детей с малолетства по рекомендациям Глена Домана. Мы думаем, что родителям просто необходимо знать их, чтобы создать для собственного ребёнка личностно-интеллектуальную среду для его самообучения и саморазвития. В скобках будут даны наши комментарии к конкретному принципу.

Основные принципы обучения ребёнка (Глен Доман):

  1. Начните как можно раньше (имеется в виду с рождения).
  2. Учите с удовольствием (потому что ребёнок реагирует на настроение родителей).
  3. Уважайте ребёнка и доверяйте ему (многие родители ошибочно считают, что если ребёнок мал, то он ничего не видит, не слышит и не понимает).
  4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим (понятно, что во время усталости не стоит обучать ребёнка).
  5. Создайте подходящую обстановку для обучения (ни в коем случае нельзя ничего делать наспех).
  6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребёнок сам этого захочет (это интригует ребёнка, в результате интриги он находится в состоянии ожидания «Что же будет потом?»).
  7. Чаще вводите новый материал (главное никак нельзя повторяться,  любое повторение ребёнка раздражает, и он теряет интерес к обучению).
  8. Будьте организованы и последовательны (ребёнок любит порядок и последовательность в действиях).
  9. Не проверяйте знания своего ребёнка (ребёнок любит познавать новое, что его окружает, но он ненавидит, когда его проверяют. Это заметили Г. Доман и М. Монтессори).
  10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее (ответственность родителей является прекрасным эталоном для ответственности ребёнка).
  11. Помните об основном законе безопасности (здесь имеется в виду отсутствие нервозности родителей и внимательное отношение к настроению ребёнка во время занятий с ним).

Exit mobile version