Осознанное понимание счёта у детей дошкольного возраста можно сформировать с помощью житейской ситуации покупателя, разменивая крупные купюры на более мелкие.

Тема. Нумерация в пределах первого десятка.

Цель – обучение счёту до10, 100, 1000.

Методы:

  1. Эмпирический (житейский) – размен монет (метод М. Монтессори).
  2. Абстрактный (научный) – дециметровые штанги (метод М. Монтессори).
  3. Двухступенчатая структура самообучения (З.Н. Ичин-Норбу).
  4. Сюжетно-ролевая ситуация развития личности ребёнка.

Дидактические материалы:

  1. Разменный ящик с десятью отделениями: 5 коп, 10 коп, 50 коп; 1 р, 2 р, 5 р, 10 р, 100 р, 500 р; 1000 р.
  2. Разменные монеты с достоинством:

5 коп, 10 коп, 50 коп; 1 р, 2 р, 5 р, 10 р, 100 р, 500 р; 1000 р.

  1. Монтессори-материал «шершавые цифры».
  2. Дидактический материал «радужные цифры» А.Б. Дурмановой.
  3. Рабочая тетрадь «Каллиграфия цифр» Л.Г. Петерсон.
  4. Ящики с фруктами, овощами, ягодами, кондитерскими изделиями.
  5. Карточки, в которых написаны прописными буквами все необходимые продукты.
  6. Бухгалтерские счёты.

Принципы психологии школьной этнодидактики:

  1. Связь школьной математики с социокультурным опытом личности ребёнка. Связь житейских и научных понятий.
  2. Пояснение незнакомых слов (обогащение индивидуального словаря ребёнка).
  3. Доступность самообучения путём плавного перехода от конкретных объектов окружающей действительности к абстрактной записи арифметических действий.

Понятия: цифра – число, арифметическое действие, сложение, вычитание, знаковая запись арифметического действия (технический язык математики).

Ход занятия

1-ый этап (диалог).

— Запиши, пожалуйста, ценники на всех кондитерских изделиях. Сколько стоит хлеб? Батон? Булочка? Ватрушка? В своей бухгалтерской тетради запиши продукты с ценниками, которые ты хочешь купить в магазине.

— Хлеб стоит 30 рублей.

— Отсчитай, пожалуйста, количество денег на хлеб. Распиши в своей тетради разменными монетами: 1р, 2р, 5, 10р.

— 30 р = 1р + 2р + 5р + 10р +2р + 2р + 5р + 1р + 2р + 2р.

— Но у тебя только 45 р, Сколько денег у тебя останется в кошельке?

— 45 – 30 = 15р.

— Какие разменные монеты у тебя остались?

— 2р + 2р + 1р +5р + 5р.

(с конкретным ребёнком урок будет разным).

2-ой этап (контрольный).

— Итак, покажи и запиши, пожалуйста, размены: 10 коп = …; 50 коп = …; 1р = …; 2р =…;

5р =…; 10р = …; 50р = …; 100р = …; 500р =…; 1000р =… . Посчитай, пожалуйста, сумму, потраченную на твою покупку.