Речевое мышление как социокогнитивная проблема

Речевое мышление, как социокогнитивная проблема комплексного развития личности ребёнка, играет архиважное значение в жизненном цикле каждого успешного человека.

Для детей, интерес — точка кристаллизации,

вокруг которой формируется их психика

М. Монтессори

Ключевые моменты

sdc12241

Выражаю искреннюю благодарность Л.А. Столыпиной, предоставившей для эксперимента настоящий, тундровской, а не декоративный, чум.

полевых психолого-этнопедагогических исследований детей дошкольного возраста

  1. выявление и изучение индивидуальных (качественно своеобразных, устойчивых свойств личности) различий дошколят в разных социокультурных условиях их проживания;
  2. выявление роли мотивов в процессе усвоения академических знаний и практических действий;
  3. выявление влияния на отношение к способу восприятия и познания окружающей действительности на основе сегментов личностно-интеллектуальной среды самообучения типа мышления:
  • ярко выраженный художественный
  • ярко выраженный словесный.

Как доказали исследования Г. А. Буткина, Д. Л. Ермонской и Г. А. Кислюк, оказывается:

  • детям, обладающим художественным типом мышления, нельзя навязывать готовые шаблоны, эталоны, технологию когнитивно-образовательной деятельности, потому что они вызывают у них отрицательное отношение,
  • детям, наделённым словесно-логическим типом мышления, наоборот, можно смело предлагать готовые шаблоны, эталоны и технологию когнитивно-образовательной деятельности, потому что они вызывают у них положительное отношение

img_2785Таким образом, индивидуальные особенности восприятия окружающей действительности имеют непосредственную связь с мотивами, интересами, самоопределением в когнитивно-образовательной деятельности. Иными словами, необходимо учитывать тип мышления личности ребёнка:

а) художественный тип мышления;

б) словесно-логический тип мышления.

Проблемы – это ценный опыт

Важно заметить тот факт, что необходимо:

1) определение преобразований в способах материализации в процессе формирования новых академических знаний и практических  действий (Н. Г. Салмина, Г. П. Мажура);

2) определение роли речевой формы при условии восприятия  (И. И. Ильясов), когда речевая отработка действий восприятия:

  • ускоряет процесс их становления,
  • организует процесс усвоения новой информации,

3) определение психологического механизма обобщения (Н. В. Елфимова);

4) формирование и развитие памяти личности ребёнка  как функции социальной деятельности триады субъектов в ходе  личностно-интеллектуального процесса самообучения, когда одним из условий развития индивидуальной памяти является усвоение ребёнком форм организации когнитивно-образовательной деятельности во временной протяжённости.

Следовательно, ребёнку необходимо научиться организовать собственный опыт во временных отношениях.

Стиль знаниево-мыслительной деятельности

img_1234Общеизвестно, что 25 детей отличаются не тем, ЧТО надо делать, а тем, КАК надо делать (Ф. Энгельс).

Иными словами, дети отличаются:

  • стилем знаниево-мыслительной деятельности,
  • характером её протекания,
  • особенностью её структуры.

Вот поэтому в этнодидактическом пособии самообучения  математике «Занимательная математика для северян» рассматривается когнитивно-образовательная деятельность каждого члена семьи Жарковых, чтобы подчеркнуть:

  • индивидуальную особенность их мышления,
  • индивидуального способа восприятия и познания окружающей действительности.

Как показали результаты экспериментов с дошкольниками на Таймыре, в Москве, в Мозжинке, применение метода «Тройного стимула» самообучения способствует психическому и интеллектуальному саморазвитию личности ребёнка.

Следовательно, метод «Тройного стимула» ускоряет эффективность формирования полноценной знаниевой компетенции.

Детское мировоззрение

img_2784По этому поводу мы согласимся с мнением Л. И. Божович: «…подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт мировоззрения, то есть изменяют взгляды учеников на окружающую действительность и отношение к ней» (Л. И. Божович, 1968, с. 298).

Следует отметить, что вышеназванное этнопособие самообучения математике предполагает:

  1. наиболее рациональные способы структурирования математического информационного этноматериала, подлежащего усвоению,
  2. организацию когнитивно-образовательной деятельности школьника с этноматериалом в соответствии с индивидуально-этническими, возрастными особенностями конкретного ребёнка.

Разумная оптимизация КОД

img_1226Как показали полевые психолого-этнопедагогические исследования дошкольников (2010 г) и психолого-этнодидактические исследования школьников (2009 г) на Таймыре со школьниками начального звена (4 класс) и среднего звена (5 класс), этнодидактическое пособие самообучения  математике, будучи «семейным репетитором», решает проблему оптимизации личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Потому что индивидуализирует набор интеллектуальных  программ:

  • Ситуативная конкретика,
  • Опорные сигналы,
  • Лист самоконтроля,
  • Самопроверка,
  • Диагностический тест самообучения.

Между тем, ребёнок  сам же, не только контролирует, но и управляет собственной когнитивно-образовательной деятельностью.

Методология культурно-исторической теории

sdc12305Полевые психолого-этнопедагогические исследования детей дошкольного и школьного возрастов на Таймыре представляют собой фактически попытку реализации методологии культурно-исторической теории развития «высших психических функций»:

  • речи,
  • мышления,
  • произвольных действий,
  • логической памяти,
  • произвольного внимания (Л. С. Выготский) и педагогической системы М. Монтессори.

Исследование проводилось на выявление и формирование способов восприятия и познания окружающей действительности в разных социокультурных условиях жизнедеятельности дошкольников и школьников начальной и средней ступеней образования.

В соответствии с задачами эксперимента необходимо было предварительно провести диагностику имеющегося способа восприятия и познания окружающей действительности.

sdc11417Диагностика заключалась в том, какой сегмент личностно-интеллектуальной среды самообучения выберет каждый ребёнок, проживающий в разных условиях социокультурной среды.

В ходе эксперимента был выявлен ряд особенностей детей дошкольного возраста:

  • в условиях кочевого образа жизни дошкольники не только владеют практическими навыками жизнедеятельности, но и имеют:
  • высокую скорость самообучения и саморазвития,
  • проявляют широкий спектр интересов,
  • продолжительное время устойчивости их внимания,
  • завидную усидчивость в усвоении новых знаний и приобретений практических умений.

Они не прекращают деятельность, пока не сформируется определённый навык.

  • в условиях оседлого образа жизни, когда дошкольники посещают дошкольное учреждение, они не только не владеют практическими навыками жизнедеятельности, но не проявляют усидчивость. Их когнитивно-образовательная деятельность имеет:
  • скачкообразный, эпизодический характер,
  • неустойчивость интереса, они хватаются за всё,
  • свою незавершённость.
  • в городских условиях проживания дошкольники:
  • также не имеют практических навыков жизнедеятельности.
  • имеют слабо выраженную осознанность и обобщённость. Их когнитивно-образовательная деятельность имеет некую завершённость, но выполняют они те или иные действия не по принципу «я хочу всё знать, потому что интересно», а по принципу «надо», иначе взрослые будут ими недовольны.

Доминирующий способ восприятия

sdc12269Однако с целью наиболее полного выявления доминирующего способа восприятия и познания окружающей действительности у дошкольников и школьников начальных классов было организовано наблюдение родителями и педагогами в течение 30 минут.

Разумеется, процесс такого выявления протекал под руководством экспериментатора, который обращал внимание педагогов и родителей на особенности конкретного сегмента личностно-интеллектуальной среды самообучения.

Варьирование разными сегментами развивающей среды самообучения позволило выявить:

  1. весьма чёткие возрастные различия дошкольников и школьников начальных классов. Например, Кристина (3 года) проявляла большой интерес к переливанию жидкости и пересыпанию круп в сосудах разного объёма, формы, в то время как данное занятие не вызывало интереса у Нирмалы (4 года) и Алёши (5 лет). Довольно долго с лабиринтом занимался Семён (1 год и 8 мес.), тогда как этот дидактический материал (игрушка) не привлёк внимания Кристины, Нирмалы и Алёши.
  2. школьники начальных классов (Олеся – 1 класс, Ангелина – 2 класс), как бы возвращались к тому сензитивному периоду, который был ими «проскочен» по каким-то причинам, от них независящих.

sdc12254Таким образом, полученные результаты дают основание говорить о том, что как положительные изменения в отношении к эксперименту, так и повышение темпа усвоения предметов и содержания сегментов развивающей среды самообучения особенно наблюдалось тогда, когда ни родители, не педагоги не вмешивались в когнитивно-образовательную деятельность детей.

Итак, в ходе обучающего эксперимента триада субъектов когнитивно-образовательной деятельности действительно достигла качественного уровня самообучающейся личности.

Индивидуальная интеллектуальная активность

sdc12245Анализ эксперимента показал и доказал наличие разной степени интеллектуальной активности испытуемых, проявляющейся, например, в любознательности, изобретательности.

Не было ни одного равнодушного и пассивного испытуемого, как среди дошкольников и школьников начальных классов, так и среди родителей и педагогов.

Следует констатировать тот факт, что эксперимент, рассчитанный на 1,5 часа в условиях этнокультурной среды, когда дошкольники, школьники начальных классов городских дошкольных и школьных учреждений в чуме, жилище северных этносов, растянулся на более 6 часов (с 16:00 до 22:15).

Едкий дым в чуме

sdc12255Поразительно то, что дети, не обращая внимания на едкий дым в чуме, с неистовым желанием занимались в условных сегментах личностно-интеллектуальной среды самообучения.

Как ни странно, ни один из них не пропустил ни одного сегмента. Дети были так поглощены когнитивно-образовательной деятельностью, что незаметно для себя они проявляли толерантные коммуникативно-регулятивные  способности.

Они как будто никого не замечали, действия у них были настолько последовательные, что диву давались сами взрослые.

Ни один из детей  даже не попытался подойти к взрослому с каким-либо вопросом, каждый из испытуемых делал своё «открытие» для себя и сам. Например, мама Виталика Бетту (2 года) была приятно удивлена тому факту, когда мальчик проявил усидчивость в головоломке (игрушечная машинка с разными контурами геометрических фигур), в написании на манной крупе цифры «0».

sdc12283Он бесконечное количество раз написал «0», мама подумала, что он нарисовал множество озёр. И каково было её удивление, когда мальчик с таким недоумением посмотрел на неё и сказал: «Мама, я написал цифру «О», это тебе не озёра».

Видимо, столь позитивное субъективное отношение к эксперименту всех испытуемых (детей и взрослых) объясняется тем, что ни один из них не являлся пассивным исполнителем чужой воли, чужих указаний.

Они изучали:

  • сенсомоторные дидактические материалы Марии Монтессори,
  • развивающие игрушки,
  • учебные принадлежности,
  • геометрические тела и фигуры и т.д.

Психологическая комфортность

sdc12292Разумеется, успешность ребёнка позитивно сказалась и на состоянии психологического комфорта родителей, бабушек. Например, мама Серёжи держалась скованно и неуверенно из-за того, что ребёнок все слова проговаривал слогами, но в ходе непроизвольного диалога с экспериментатором, все новые слова ребёнок абсолютно спонтанно говорил целиком.

В ходе эксперимента у ребёнка интенсивно пополнялся словарный запас, в результате чего он незаметно для себя проговаривал слова, не деля их на слоги.

Если в начале эксперимента мама держалась поодаль от ребёнка, то к его концу она включилась в когнитивно-образовательную деятельность Серёжи, а в её глазах искрилась родительская радость.

Стоит отметить, что именно субъективная значимость действий существенным образом влияет на характер и эффективность протекания активности речевого мышления и мыслительной речи дошкольника, школьника начальных классов.

Мотивационный аспект КОД

img_2779Безусловно, мотивационный аспект когнитивно-образовательной деятельности дошкольника и школьника начальных классов зависит от того, в какой мере сегмент среды  самообучения открывает для них возможность свободного движения в предмете, данной области научных знаний.

Например, многие исследователи доказали, что представители наглядно-образного типа мышления оперируют преимущественно наглядными, чувственными характеристиками вещей, а представители вербально-логического – оперируют понятийными, абстрактными характеристиками предметов.

Общепризнано, что способ восприятия и познания окружающей действительности тесно связан с устойчивыми особенностями мыслительной деятельности дошкольников и школьников начальных классов, что необходимо учесть при построении обучающих программ, т.к. существенным психологическим условием адаптации являются изменения способа введения новых знаний.

КОД – это преобразованная форма

практической деятельности ребёнка

s7000087Однако полевые психолого-педагогические исследования дошкольников и школьников начальных классов показали и доказали, что когнитивно-образовательная деятельность является преобразованной формой внешней практической деятельности (Н. Г. Салмина, Г. П. Мажура).

Следовательно, высокий уровень сформированности  знаниево-мыслительной активности в полной мере показали дошкольники, проживающие в кочевых условиях социокультурной среды (в тундре).

Таймырский эксперимент с дошкольниками из тундры подтвердил рабочую гипотезу о том, что высокий уровень самообучаемости имеется у тех детей, которые воспитываются в социокультурной среде, где имеется наличие трёх социокультурных факторов:

  1. культурно-бытовой уклад жизни,
  2. владение в совершенстве лексико-грамматической основой родного языка,
  3. этнические традиции семейного воспитания.

Резюмируя вышеизложенное, следует обратить внимание читателя на тот момент, что выявление способа восприятия и познания объективного мира дошкольниками и школьниками начального звена связано с учётом особенностей детской психики, когда немаловажное значение имеет психологически правильно организованная личностно-интеллектуальная среда самообучения.

Наглядность – основа образования

img_2770Познание, как утверждал швейцарский педагог, И. Г. Песталоцци, начинается с чувственного восприятия, следовательно, и основанием всякого образования должна служить наглядность.

Однако И. Г. Песталоцци развёл понятия «наблюдение» и «искусство наблюдения».

Выдающийся педагог утверждал, что каждый человек, когда он хочет узнать что-то непонятное, а для дошкольника практически всё, что его окружает, непонятно, ставит перед собой три вопроса:

1) сколько у него предметов;

2) какова их форма;

3) как они называются.

Поэтому, число, форма и слово есть те доступные средства, с помощью которых происходит, как познание, так и самообучение.

Следует констатировать тот факт, что полевые психолого-этнопедагогические исследования на Таймыре доказали:

  1. справедливость взгляда И. Г. Песталоцци на наглядность, как доступный источник новых знаний, метод  самообучения детей,
  2. ребёнок успешен, потому что умеет пользоваться наглядностью не только как источником познания, но и методом развития знаниево-мыслительной деятельности, формирования научных понятий.

Идея Ф. Фребеля

Однако не стоит забывать, что теорию наглядности разработал Ф. Фребель, которому принадлежит мысль о создании первой системы воспитания в раннем детстве – идея детского сада.

Он создал собственный материал, вошедший в историю как «Дары Фребеля».

Это небольшие шарики – «выражение чистого движения», мячи, символизирующие единство мира, кубики, как «телесное выражение чистого покоя», с помощью которых ребёнок не только знакомится с формой, цветом предмета, но и развивает свои комбинаторные способности, строя различные сооружения.

sdc11632Например,

  • Нирмала Пилипенко (4 года) любила строить разные сооружения из дидактического Монтессори-материала «Коричневая лестница».
  • Семён Кузьмин (1 год и 9 мес.) строил всевозможные башни, крепости из геометрических тел: конуса, призмы, пирамиды, параллелограмма, кубика.

В результате таких комбинаций с предметами у ребёнка появляется возможность самому всесторонне ознакомиться с предметом, увидеть, как выглядит эта вещь в сочетании с другими. Ребёнку предоставляется возможность действий с этими сенсомоторными дидактическими материалами, в содержание которых вложены сложные абстрактные понятия (Ф. Фребель, М. Монтессори).

Ребёнок мыслит формами…

sdc12309Согласно отечественному педагогу, К. Д. Ушинскому, ребёнок «…мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский, 1950, с. 266).

Важно учесть и то, что у дошкольника необходимо развивать его наблюдательность и умение строить правильные выводы на основе наблюдений. Например, когда Кристина, Семён, рассыпая и пересыпая крупу из банки, кнопки, скрепки, пуговицы из игольницы и т.д., познают то, что любое целое состоит из частей.

Согласно мнению П. Ф. Каптерева, если человек не будет сам перерабатывать знания, он не сможет развиваться.

Следовательно, любые знания должны усваиваться ребёнком при помощи собственной когнитивно-образовательной деятельности, чему призвана способствовать изобретательная или эвристическая форма самообучения.

Вполне очевидно, что доступность самообучения достигается следующими элементами:

1) внутренним содержанием КОД;

2) интеллектуальными программами самообучения;

3) знаниево-мыслительной активностью личности ребёнка.

Иными словами, нет ничего нагляднее в личностно-интеллектуальном процессе самообучения как:

  • математизация внешнего мира,
  • социокультурный опыт ребёнка, богатый житейскими ситуациями.

Ребёнок – исследователь, открыватель

sdc11536Очевидно, не стоит забывать тот момент, что дошкольник является:

  • деятельным субъектом по своей природе,
  • практической, творческой личностью,
  • субъектом, активно познающим объективный мир.

Например, мама Семёна К. рассказала случай, когда он в возрасте 1года и 2 месяцев пытался включить телевизор, но когда он убедился в том, что он не работает:

  1. взглядом проследил по длине шнура,
  2. обнаружил, что вилка находится не в розетке,
  3. вставил вилку в розетку, в результате чего телевизор заработал.
  4. с чувством собственного достоинства пошёл в свою игровую комнату.

Комплекс способов познания определяют эффективность самообучения

Именно поэтому одна из главных задач педагога и дидактической задачи любого учебного пособия базируется на передаче содержания учебного материала различными способами.

Несомненно, различие между дошкольником и школьником заключается в последовательности:

а) действовать, а потом рассказать (дошкольник);

б) уметь описывать свои действия (школьник), что ведёт к их осознанности, обобщённости и разумности.

sdc11432Полевые психолого-этнопедагогические исследования дошколят на Таймыре являются недостающим звеном в цепочке непрерывного образования:

детский сад – начальная школа – основная школа – средняя школа, единство которого обеспечивается этнодидактическим пособием самообучения математике «Занимательная математика для северян», функции которого выражаются:

а) в  преобразовательной сущности личностно-интеллектуального процесса самообучения;

б) в содержании этнопособия как средстве развития знаниево-мыслительной активности ребёнка,

в) где «Ситуативная конкретика» представляет собой полную наглядность (П. Ф. Каптерев) как внутренняя психологическая сущность доступного преподавания и самообучения. «Опорные сигналы» представляют собой умственную наглядность или наглядность по памяти.

sdc11536Наши полевые психолого-педагогические исследования направлены:

  1. на разработку диагностической методики доминирующего способа восприятия и познания окружающей действительности всей триадой субъектов личностно-образовательного процесса
  2. на разработку частных методик для формирования не ярко выраженных способов познания объективной реальности.

Необходимо отметить и тот факт, что результатом полевых психолого-этнопедагогических исследований была рефлексия педагогов и родителей в виде мини-исследовательской работы.

В своих мини-исследовательских работах все родители приходят к одному мнению, речевое мышление и мыслительная речь формируются быстрее и эффективнее, когда ребёнок развивается в социальной, культурной среде жизнедеятельности.

Следовательно, речевое мышление является социокультурной проблемой познания окружающей реальности, в которой ребёнок развивается комплексно:

  1. личностно,
  2. психически,
  3. интеллектуально.

Все авторские методики, мной разработанные, будут описаны в книге «Таймырский эксперимент».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.