Результаты таймырского эксперимента

Результаты таймырского эксперимента обсуждались в ряде Международных, Всероссийских научных конференциях в Татарстане и на Международном симпозиуме в Ижевске.

Мысли, приводящие к уверенности,

имеют особое значение,

которое ведёт к рефлективному мышлению,

к добросовестному исследованию природы,

 условий и вида уверенности

Дж. Дьюи

Принципы «Психологии школьной этнодидактики» были проверены в ряде начальных школ, начальных школ-интернатов, в средних общеобразовательных школах, средних школах-интернатах с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края и в Монтессори-школе в Москве.

Опора на социокультурный опыт ребёнка

Ниже будет представлена таблица, которая очередной раз подтверждает результативность этнодидактического принципа в личностно-интеллектуальном процессе самообучения о необходимости учёта и опоры на социокультурный опыт ребёнка.

Общеизвестно, что развивает мысль ребёнка-исследователя, подтверждает или опровергает её прошлый опыт прежних знаний и умений ребёнка:

1. обдумывать вещь,

2. размышлять,

3. искать добавочные данные, некие новые факты.

Естественные средства формирования мысли ребёнка

img_1234Можно, однако, указать и на тот момент, что в этнических традициях воспитания подрастающего поколения всегда делается акцент на естественные средства формирования мысли ребёнка:

а) любопытство,

б) внушение или вызывание представлений,

в) некая упорядоченность,

г) её природа (Дж. Дьюи).

Экспериментальное мышление ребёнка

Обратимся ещё к одному понятию Дж. Дьюи, а именно к «экспериментальному мышлению или «научному рассуждению», которое автор формулирует так: «Экспериментальное мышление или научное рассуждение является, таким образом, соединённым процессом анализа, синтеза или, выражаясь менее специально, разложения и объединения, или отождествления» (Дж. Дьюи, 1999, с. 120).

А как же обстояло дело с «экспериментальным мышлением» школьников во время эксперимента на Таймыре?

Скорее всего, «экспериментальное мышление» (Дж. Дьюи) и лежит в основе личностно-интеллектуального процесса самообучения. Об этом недвусмысленно свидетельствует ниже приведённая сводная таблица.

Результаты трёх этапов формирующего (обучающего) эксперимент

п/п
Общеобразовательное учреждение Успеваемость по математике за предыдущий учебный год группа д/р № 1 д/р № 2 Δ д/р
«2» «3» «4» «5» Экс к/р
1. Сындасская начальная школа-интернат 58 % 42 % 86 % 14 % 5 % 97 % 92 %
2. Новорыбинская средняя школа

(4 класс)
33% 67 % 86 % 14 % 4,3% 65 % 60,7 %
Новорыбинская средняя школа

(5 класс)
100 % 78 % 22 % 7,1% 74 % 66,9 %
3. Хетская средняя школа-интернат

(4 класс)
100 % 100 % 10,4 % 88,4% 78%
Хетская средняя школа-интернат

(5 класс)
38 % 62 % 80 % 20 % 45 % 95 % 50 %
4. Хатангская средняя школа № 1 (4 «А» класс) 38 % 62 % 93 % 7

%
27 % 93 % 66 %
Хатангская средняя школа № 1 (4 «Б» класс) 10 % 40 % 40 % 10 % 30 % 70 % 3,1% 43,4 % 40,3 %
Хатангская средняя школа № 1 (5 «А» класс) 56 % 34 % 50 % 50 % 28 % 74 % 46 %
Хатангская средняя школа № 1 (5 «Б» класс) 76 % 24 % 86 % 14 % 31 % 94 % 63 %

Приращение знаний

p-15Резюмируя результаты формирующего (обучающего) эксперимента можно сказать следующее, что:

1. приращение знаний (ΔД) экспериментальной группы больше (ΔД) контрольной группы, потому что наблюдается влияние содержания и структуры подачи учебной информации этноматериала, базирующихся:

а) на социокультурном жизненно-практическом опыте самообучающейся личности школьника.

б) на совместной когнитивно-образовательной деятельности в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества, как с взрослыми, так и сверстниками (одноклассниками).

Следует заметить, что (ΔД) экспериментальной группы больше (ΔД) – это показатель целостности триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности. В данной ситуации форма сотрудничества подтверждает:

а) положение Б. Ф. Ломова о функциональном триединстве совместной деятельности взрослых и школьников,

б) совместная деятельность взрослых и школьников, в свою очередь, создаёт «зону ближайшего развития» ребёнка.

2. самое высокое значение (ΔД) у учащихся Сындасской начальной школы-интерната по сравнению с (ΔД) других экспериментальных школ (Новорыбинской, Хетской и Хатангских).

Данная разница доказывает истинность предположения о том, что на степень самообучаемости детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера существенно влияют факторы социокультурной этнической среды:

а) культурно-бытовой уклад жизни,

б) владение лексикой родного языка;

в) традиции семейного воспитания.

3. результаты диагностической работы № 2 есть прямое доказательство формирования самосознания школьника, которое возникает при плодотворном коммуникативно-регулятивном сотрудничестве взрослых и детей, т.е. при определённом способе жизни, основанном на свойствах отношений с миром и людьми.

4. Большую роль в ходе эксперимента сыграла привычка детей из этносреды быстро и чётко самоорганизовываться.

Приведём в качестве примера определение понятия «самоорганизация (саморегуляция)», которую М. Е. Кузнецов формулирует как: «… сознательную работу обучаемого над собой в целях совершенствования познавательных, практических, эмоциональных, нравственных, и волевых способностей и черт характера, а не только средство достижения частных целей обучения» (М. Е. Кузнецов, 2000, с. 85).

Реальная ситуация школьного обучения

Ниже приведена сводная таблица, в которой отражены:

1. результаты успеваемости учащихся 4-х и 5-х классов за предыдущий учебный год;

2. показатели «актуального уровня развития»,

3. показатели «зоны ближайшего развития» детей;

4. приращение знаний, умений и навыков, как по классам, так и по школам.

п/п
Общеобразовательная школа класс Кол-во

Уч-ся
«5» «4» «3» «2» Д/Р

№ 1

(%)
Д/Р

№ 2

(%)
Приращение

(%)
1. Хетская школа-интернат 4 кл. 5 чел. 5 14 67 53
5 кл. 10 чел 5 5 41 78 37
Приращение знаний: 45 %
2. Новорыбинская школа 4 кл. 7 чел. 5 2 2 44 42
5 кл. 9 чел. 9 15 60 45
Приращение: 43 %
3. Сындасская школа-интернат 4 кл. 14 чел. 6 8 5 100 95
Приращение: 95 %
4. Хатангская

школа № 1
4 «а» 14 чел. 8 6 28 78 50
4 «б» 10 чел. 1 4 4 1 3 16 13
5 «а» 18 чел. 6 12 24 44 20
5 «б» 21 чел. 4 17 42 65 20
Приращение знаний: 26 %
5. Хатангская школа-интернат 5 «а» 11 чел. 6 5 25 0 0
5 «б» 12 чел. 1 11 23 0 0
Приращение знаний: 0 %
131 чел.      

В таблице представлены не только результаты успеваемости за предыдущий учебный год, но и результаты:

а) диагностической работы № 1 (актуальный уровень развития ребёнка),

б) диагностической работы № 2 (зона ближайшего развития ребёнка).

До- экспериментальная и после- экспериментальная ситуации

Уточним, диагностическая работа № 1 (до эксперимента) – проверка сформированности знаний, умений и навыков за два, три года обучения, т.е. знания, умения и навыки, которые имеются «здесь и сейчас».

Диагностическая работа № 2 (после эксперимента) проверка сформированности образовательных компетенций по 38 темам школьной программы для учащихся 6-ого класса, где четвероклассники и пятиклассники изучали темы из этой программы за 3-5 часов совместного продуктивного взаимодействия и коммуникации.

p-2Итак, из таблицы видно, что все дети, независимо от их этнической принадлежности, приобрели, не только приращение знаний, умений и навыков, но сформировали знаниевые компетенции.

Исходя из этого, мы должны обосновать тот факт, почему учащиеся 4 «б» класса ХСШ № 1 показали низкий уровень приращения знаний? Это объясняется тем, что при написании диагностической работы № 1 присутствовали все 10 человек, а в эксперименте участвовали только 2 человека.

Причём ученик и ученица, которые за предыдущую учебную четверть имеют «2», т.е. они – неуспевающие.

Другой факт – воспитанники школы-интерната имеют тоже низкий показатель знаниевых компетенций.

Учащиеся 5-х классов ХСШИ написали только диагностическую работу № 1, но в эксперименте не принимали участие.

Вернее, пришли и через 15 минут ушли. Не потому что дети не захотели, а потому что педагоги не сочли нужным принять участие в эксперименте.

Отсутствие педагогов в эксперименте – это показатель не только низкой самооценки педагогов, но и отсутствие потребности в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.

Успеваемость класс Хетская школа-интернат

(%)
Новорыбинская школа

(%)
Сындасская школа-интернат

(%)
Хатангская школа № 1

(%)
Хатангская школа-интернат

(%)
Актуальный уровень развития

(ЗУНы)
4 кл. 14 2 5 28

3
5 кл. 41 15 24

42
25

23
Зона ближайшего развития

(обучаемость)
4 кл. 70 44 100 78

16
5 кл. 80 60 44

65
0

0

Критерии развития

Более того, мы обобщили критерии развития, школьников из экспериментальной и контрольной групп:

1. было отделено само психологическое явление (психическое и интеллектуальное) от целостности. 2. зафиксировано психологическое (личностная самооценка) и интеллектуальное (осознанное и осмысленное оперирование математическими понятиями) образование того нового, что появилось в комплексном развитии ребёнка.

3. произошла перестройка связей между структурными частями личности, не только школьника, но и взрослых.

В результате эксперимента у взрослых и детей расширилась матрица социокультурного опыта жизнедеятельности.

Психические новообразования

SAS_7121В таблице, представленной ниже, отображены психические новообразования детей в результате организации психических процессов:

1. мышления,

2. восприятия,

3. воображения,

4. внимания,

5. памяти,

6. воли

в ходе их обучения на этноматериалах по математике.

Таблица самообучаемости четвероклассников

 из экспериментальной группы

в монокультуре и поликультуре

№ п/п Социокультурная  среда   Психическое развитие

(память, внимание, воображение, восприятие, мышление)

Задание № 1
Интеллектуальное развитие

(анализ → цель → план действий → реализация плана → рефлексия → конечный результат)

Задание № 2
Развитие логической памяти

Задание № 3
Общая самообучаемость личности школьника
1. Монокультурная среда 88 % 78 % 76 % 81 %
2. Поликультурная среда Этногруппа 93 % 54 % 96 % 81 %
ингруппа 72 % 40 % 98 % 70 %

Самообучение способствует комплексному развитию

Ниже будет представлена таблица с данными о комплексном развитии школьников из контрольной группы. Сравнение этих двух таблиц даст чёткое представление о различиях между учебно-воспитательным процессом школьного обучения и личностно-интеллектуальным процессом самообучения, в первом случае, ученика, а, во втором случае, самообучающейся личности школьника.

Таблица самообучаемости четвероклассников

 из контрольной группы

 в монокультуре и поликультуре

№ п/п Социо

культурная  среда
  Психическое развитие

(память, внимание, воображение, восприятие, мышление)

Задание № 1
Интеллектуальное развитие

(анализ → цель → план действий → реализация плана → рефлексия → конечный результат)

Задание № 2
Развитие логической памяти

Задание № 3
Общая обучаемость школьника
1. Моно

культура
87 % 50 % 0 % 46 %
2. Поли

культура
Этногруппа 50 % 25 0 % 25 %
Другие группы 24 % 45 % 20 % 30 %

Из таблицы видно, помимо эксперимента, благодаря систематизации знаний (30 мин) на содержании этноматериала, дети ингруппы наглядно продемонстрировали, что уровень интеллектуального развития (логической памяти) выше, чем у детей из моноактивной социокультурной школьной среды.

Хотя дети из моноактивной социокультурной среды показали уровень психического развития выше, что свидетельствует о необходимости этнодидактического подхода к комплексному развитию личности  ребёнка.

 Самооценка четвероклассников и пятиклассников

п/п
Экспериментальное общеобразовательное

учреждение
Самооценка до эксперимента Самооценка после эксперимента Общая самооценка
Низ. Сред. Выс. Низ. Сред. Выс.
1. Сындасская начальная школа-интернат

(4 класс)
100 % 100 % 94 %
2. Новорыбинская средняя школа

(4 класс)
100 % 50 % 50 % 61 %
3. Новорыбинская средняя школа

(5 класс)
100 % 29 % 71 % 68 %
4. Хетская средняя школа-интернат

(4 класс)
100 % 20 % 80 % 68 %
5. Хетская средняя школа-интернат

(5 класс)
100 % 100 % 50 %
6. Хатангская средняя школа № 1

(4а класс)
71 % 29 % 8 % 92 % 69 %
7. Хатангская средняя школа № 1

(4б класс)
100 % 38 % 38 % 24 % 40 %
8. Хатангская средняя школа № 1

(5а класс)
44 % 56 % 7 % 40 % 59 % 46 %
9. Хатангская средняя школа № 1

(5б класс)
45 % 55 % 5 % 95 % 63 %

Самооценка детей

В данной сводной таблице отображена самооценка детей, с одной стороны, как по классам, так и по школам. С другой стороны, до и после эксперимента. Как видно, самооценка школьника находится в прямой зависимости от веры в себя, в свои способности. А в основе веры лежит система ЗУНов.

Показателем школьной успешности является оценка ЗУНов ребёнка конкретным учителем. Как правило, учительская оценка сопряжена с детской тревожностью.

Что служит механизмом «самоопределения»?

Рассмотрим высказывание В.Ф. Сафина и И.Н. Нурлыгаянова по этому поводу.

Они считают: «Психологическим механизмом самоопределения личности выступает эмоционально насыщенный оценочный диалог субъекта со своими сущностными силами, с подобными образованиями других людей, а также с предметным миром в целях осуществления и переживания своего смысла жизни (особенно в критических и кризисных ситуациях)» (В.Ф. Сафин, И.Н. Нурлыгаянов, 2008, с. 23).

Другими словами, основой самоопределения личности школьника в желании самообучаться является внутренний диалог с самим собой, который определяет перспективу развития ребёнка как личности.

Условия возникновения самоопределения

Первое условие — диалог с самим собой.

Второе условие заключается в том, чтобы ребёнок испытывал позитив от предстоящих действий в ходе самообучения.

Третьим условием самоопределения являются некие ожидания положительного результата от процесса самообучения, который возвысит самого ребёнка в собственных глазах, повысит его самооценку.

 Таблица личностного самоопределения

п/п
Экспериментальные

Таймырские муниципальные

общеобразовательные

учреждения

 
ЭТНОМАТЕРИАЛ
Экспериментальная группа Контрольная группа
    по выбору по выбору по болезни
1. Сындасская начальная школа-интернат 93 % 7 %
2. Новорыбинская средняя школа – 4 класс 57 % 29 % 14 %
3. Новорыбинская средняя школа – 5 класс 67 % 22 % 11 %
4. Хетская средняя школа-интернат – 4 класс 100 %
5. Хетская средняя школа-интернат – 5 класс 80 % 20 %
6. Хатангская школа № 1

4 «а» класс
100 %
  Хатангская школа № 1

4 «б» класс
20 % 60 % 20 %
  Хатангская школа № 1

5 «а» класс
39 % 44 % 17 %
  Хатангская школа № 1

5 «б» класс
76 % 14 % 10 %

diagramma-te-1Из сводной таблицы и диаграммы видно, что большинство школьников экспериментальных учреждений       личностно самоопределились для участия в эксперименте.

Хотя мы предполагали, что будут участвовать по максимуму 50 %.

И поэтому для нас было очень приятно то, что школьники самоопределились, хотя учителя математики полностью отстранились.

Такова реальность школьного обучения в настоящее время.

Кроме того, именно в Хатангской средней школе №1 обнаружена группа школьников, для которых приоритетом является не качество знаний и умений, а наличие показателя «хорошей» успеваемости.

Отсутствие осознанности у родителей

roditeli-i-detiВозможно, хатангские школьники не пришли, поскольку родители не посчитали нужным прийти. Если бы родители  захотели, но не смогли принять участие в эксперименте по разным обстоятельствам, то они кого-нибудь бы ребёнку посоветовали.

Данный анализ самоопределения школьников нас натолкнуло на идею сравнения результатов успеваемости четвероклассников и пятиклассников с результатами формирующего эксперимента, чтобы ответить на следующие вопросы:

1. объективно ли конкретный учитель оценивает знания, умения и навыки своих школьников?

2.  весь ли интеллектуальный, когнитивно-образовательный потенциал реализуется во время учебно-воспитательного процесса?

3. даёт ли положительные результаты личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности, свидетельством которых может быть показатель «зоны ближайшего развития

4. действительно ли личностно-интеллектуальный процесс самообучения  формирует самообучающуюся личность школьника?

Натаскивание к ГИА

shkolnikiКстати, перед экспериментом одна из школьниц 5 «б» класса Хатангской средней школы № 1 спросила: «А этот эксперимент поможет мне хорошо подготовиться к ГИА?».

Экспериментатор: «Этот эксперимент будет способствовать формированию и развития твоего интеллекта, когда ты научишься узнавать и познавать, думая, а думая, воспринимать знания осознано и осмысленно».

Вопрос школьницы дал понять, что для сегодняшних учителей и школьников показатель ГИА важнее, чем:

  • логическое мышление,
  • грамотная математическая речь,
  • осознанное понимание содержания учебной информации.

Нас успокаивает то, что таких школьников оказалось всего лишь 22 % , а личностно самоопределившихся школьников оказалось 78 %, и это радует. А вот из 100 % учителей математики, не самоопределились 100 % и это:

а) огорчает,

б) наталкивает на идею разработки и проведения курса подготовки этнопедагогов-дидактов и разработки программы работы на экспериментальных площадках.

Вышеописанный факт не самоопределившихся учителей математики лишний раз подтверждает, что они не самообразовываются. Самообразование педагогов как приобретение ими систематематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений путём самостоятельных занятий во внеурочное время, хотя бы в Интернете, чрезвычайно важный компонент формирования высокопрофессионального уровня их компетентности.

Эффективность этнодидактического принципа самообучения

Ниже будет приведена таблица эффективности личностно-интеллектуального процесса самообучения школьников, которая, с одной стороны, наглядно проиллюстрирует разницу в преподавании. С другой стороны, докажет истинную цель дидактики – искусство преподавания математики с детьми, которые педагогами считаются не обучаемыми.

Показатель эффективности этнодидактического принципа самообучения

п/п
Экспериментальные

Таймырские муниципальные

общеобразовательные

учреждения

 
Подтвердили годовую оценку за предыдущий учебный 2007—2008 учебный год Повысили годовую оценку
1. Сындасско 0 % 100 %
2. Новорыбное- 4 класс 29 %
3. Новорыбное – 5класс 38 % 62 %
4. Хета – 4 класс 40 % 60 %
5. Хета – 5 класс 50 % 50 %
6. Хатанга – 4 «а» класс 57 % 43 %
7. Хатанга – 4 «б» класс 20 %
8. Хатанга – 5 «а» класс 17 % 83 %
9. Хатанга – 5 «б» класс 14 % 86 %

 

 

diagramma-te-2Представленная сводная таблица и диаграмма очередной раз подтверждают необъективность учительской оценки.

Особенно по четвероклассникам из Новорыбинской средней школы:

1. подтвердили свою годовую оценку за предыдущий учебный год один «троечник» и один «хорошист».

2. один «хорошист» написал д/р № 1 на 7б, но д/р № 2 – на 46 б; второй «хорошист» — на 0 б, но д/р № 2 – 48 б; третий «хорошист» — д/р № 1 – 0 б, а д/р № 2 – на 36 б.

3. почти все школьники, ощутимо, повысили уровень когнитивно-образовательной деятельности, хотя при разработке программы эксперимента слабо, но надеялись на положительную динамику, потому что акцент дидактического обучения ставился на два момента, с одной стороны, на личность школьника. С другой стороны, на процесс самообучения.

4. на свой страх и риск мы согласились пойти на уступки школьникам из Новорыбинской средней школы – на детское коммуникативно-регулятивное сотрудничество, поскольку у детей почти одинаковый объём опыта.

И были удивлены, когда результаты формирующего эксперимента показали положительный результат самообучаемости и формирования личности школьника.

Следовательно, эксперимент действительно был формирующим, обучающим по сути своей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.