Результаты таймырского эксперимента обсуждались в ряде Международных, Всероссийских научных конференциях в Татарстане и на Международном симпозиуме в Ижевске.
Мысли, приводящие к уверенности,
имеют особое значение,
которое ведёт к рефлективному мышлению,
к добросовестному исследованию природы,
условий и вида уверенности
Дж. Дьюи
Принципы «Психологии школьной этнодидактики» были проверены в ряде начальных школ, начальных школ-интернатов, в средних общеобразовательных школах, средних школах-интернатах с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края и в Монтессори-школе в Москве.
Опора на социокультурный опыт ребёнка
Ниже будет представлена таблица, которая очередной раз подтверждает результативность этнодидактического принципа в личностно-интеллектуальном процессе самообучения о необходимости учёта и опоры на социокультурный опыт ребёнка.
Общеизвестно, что развивает мысль ребёнка-исследователя, подтверждает или опровергает её прошлый опыт прежних знаний и умений ребёнка:
1. обдумывать вещь,
2. размышлять,
3. искать добавочные данные, некие новые факты.
Естественные средства формирования мысли ребёнка
а) любопытство,
б) внушение или вызывание представлений,
в) некая упорядоченность,
г) её природа (Дж. Дьюи).
Экспериментальное мышление ребёнка
Обратимся ещё к одному понятию Дж. Дьюи, а именно к «экспериментальному мышлению или «научному рассуждению», которое автор формулирует так: «Экспериментальное мышление или научное рассуждение является, таким образом, соединённым процессом анализа, синтеза или, выражаясь менее специально, разложения и объединения, или отождествления» (Дж. Дьюи, 1999, с. 120).
А как же обстояло дело с «экспериментальным мышлением» школьников во время эксперимента на Таймыре?
Скорее всего, «экспериментальное мышление» (Дж. Дьюи) и лежит в основе личностно-интеллектуального процесса самообучения. Об этом недвусмысленно свидетельствует ниже приведённая сводная таблица.
Результаты трёх этапов формирующего (обучающего) эксперимент
№
п/п |
Общеобразовательное учреждение | Успеваемость по математике за предыдущий учебный год | группа | д/р № 1 | д/р № 2 | Δ д/р | ||||
«2» | «3» | «4» | «5» | Экс | к/р | |||||
1. | Сындасская начальная школа-интернат | — | 58 % | 42 % | — | 86 % | 14 % | 5 % | 97 % | 92 % |
2. | Новорыбинская средняя школа
(4 класс) |
— | 33% | 67 % | — | 86 % | 14 % | 4,3% | 65 % | 60,7 % |
Новорыбинская средняя школа
(5 класс) |
— | 100 % | — | — | 78 % | 22 % | 7,1% | 74 % | 66,9 % | |
3. | Хетская средняя школа-интернат
(4 класс) |
— | 100 % | — | — | 100 % | — | 10,4 % | 88,4% | 78% |
Хетская средняя школа-интернат
(5 класс) |
— | 38 % | 62 % | — | 80 % | 20 % | 45 % | 95 % | 50 % | |
4. | Хатангская средняя школа № 1 (4 «А» класс) | — | 38 % | 62 % | — | 93 % | 7
% |
27 % | 93 % | 66 % |
Хатангская средняя школа № 1 (4 «Б» класс) | 10 % | 40 % | 40 % | 10 % | 30 % | 70 % | 3,1% | 43,4 % | 40,3 % | |
Хатангская средняя школа № 1 (5 «А» класс) | — | 56 % | 34 % | — | 50 % | 50 % | 28 % | 74 % | 46 % | |
Хатангская средняя школа № 1 (5 «Б» класс) | — | 76 % | 24 % | — | 86 % | 14 % | 31 % | 94 % | 63 % |
Приращение знаний
1. приращение знаний (ΔД) экспериментальной группы больше (ΔД) контрольной группы, потому что наблюдается влияние содержания и структуры подачи учебной информации этноматериала, базирующихся:
а) на социокультурном жизненно-практическом опыте самообучающейся личности школьника.
б) на совместной когнитивно-образовательной деятельности в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества, как с взрослыми, так и сверстниками (одноклассниками).
Следует заметить, что (ΔД) экспериментальной группы больше (ΔД) – это показатель целостности триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности. В данной ситуации форма сотрудничества подтверждает:
а) положение Б. Ф. Ломова о функциональном триединстве совместной деятельности взрослых и школьников,
б) совместная деятельность взрослых и школьников, в свою очередь, создаёт «зону ближайшего развития» ребёнка.
2. самое высокое значение (ΔД) у учащихся Сындасской начальной школы-интерната по сравнению с (ΔД) других экспериментальных школ (Новорыбинской, Хетской и Хатангских).
Данная разница доказывает истинность предположения о том, что на степень самообучаемости детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера существенно влияют факторы социокультурной этнической среды:
а) культурно-бытовой уклад жизни,
б) владение лексикой родного языка;
в) традиции семейного воспитания.
3. результаты диагностической работы № 2 есть прямое доказательство формирования самосознания школьника, которое возникает при плодотворном коммуникативно-регулятивном сотрудничестве взрослых и детей, т.е. при определённом способе жизни, основанном на свойствах отношений с миром и людьми.
4. Большую роль в ходе эксперимента сыграла привычка детей из этносреды быстро и чётко самоорганизовываться.
Приведём в качестве примера определение понятия «самоорганизация (саморегуляция)», которую М. Е. Кузнецов формулирует как: «… сознательную работу обучаемого над собой в целях совершенствования познавательных, практических, эмоциональных, нравственных, и волевых способностей и черт характера, а не только средство достижения частных целей обучения» (М. Е. Кузнецов, 2000, с. 85).
Реальная ситуация школьного обучения
Ниже приведена сводная таблица, в которой отражены:
1. результаты успеваемости учащихся 4-х и 5-х классов за предыдущий учебный год;
2. показатели «актуального уровня развития»,
3. показатели «зоны ближайшего развития» детей;
4. приращение знаний, умений и навыков, как по классам, так и по школам.
№
п/п |
Общеобразовательная школа | класс | Кол-во
Уч-ся |
«5» | «4» | «3» | «2» | Д/Р
№ 1 (%) |
Д/Р
№ 2 (%) |
Приращение
(%) |
1. | Хетская школа-интернат | 4 кл. | 5 чел. | — | — | 5 | — | 14 | 67 | 53 |
5 кл. | 10 чел | — | 5 | 5 | — | 41 | 78 | 37 | ||
Приращение знаний: 45 % | ||||||||||
2. | Новорыбинская школа | 4 кл. | 7 чел. | — | 5 | 2 | — | 2 | 44 | 42 |
5 кл. | 9 чел. | — | — | 9 | — | 15 | 60 | 45 | ||
Приращение: 43 % | ||||||||||
3. | Сындасская школа-интернат | 4 кл. | 14 чел. | — | 6 | 8 | — | 5 | 100 | 95 |
Приращение: 95 % | ||||||||||
4. | Хатангская
школа № 1 |
4 «а» | 14 чел. | — | 8 | 6 | — | 28 | 78 | 50 |
4 «б» | 10 чел. | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 16 | 13 | ||
5 «а» | 18 чел. | — | 6 | 12 | — | 24 | 44 | 20 | ||
5 «б» | 21 чел. | — | 4 | 17 | — | 42 | 65 | 20 | ||
Приращение знаний: 26 % | ||||||||||
5. | Хатангская школа-интернат | 5 «а» | 11 чел. | — | 6 | 5 | — | 25 | 0 | 0 |
5 «б» | 12 чел. | — | 1 | 11 | — | 23 | 0 | 0 | ||
Приращение знаний: 0 % | ||||||||||
131 чел. |
В таблице представлены не только результаты успеваемости за предыдущий учебный год, но и результаты:
а) диагностической работы № 1 (актуальный уровень развития ребёнка),
б) диагностической работы № 2 (зона ближайшего развития ребёнка).
До- экспериментальная и после- экспериментальная ситуации
Уточним, диагностическая работа № 1 (до эксперимента) – проверка сформированности знаний, умений и навыков за два, три года обучения, т.е. знания, умения и навыки, которые имеются «здесь и сейчас».
Диагностическая работа № 2 (после эксперимента) – проверка сформированности образовательных компетенций по 38 темам школьной программы для учащихся 6-ого класса, где четвероклассники и пятиклассники изучали темы из этой программы за 3-5 часов совместного продуктивного взаимодействия и коммуникации.
Исходя из этого, мы должны обосновать тот факт, почему учащиеся 4 «б» класса ХСШ № 1 показали низкий уровень приращения знаний? Это объясняется тем, что при написании диагностической работы № 1 присутствовали все 10 человек, а в эксперименте участвовали только 2 человека.
Причём ученик и ученица, которые за предыдущую учебную четверть имеют «2», т.е. они – неуспевающие.
Другой факт – воспитанники школы-интерната имеют тоже низкий показатель знаниевых компетенций.
Учащиеся 5-х классов ХСШИ написали только диагностическую работу № 1, но в эксперименте не принимали участие.
Вернее, пришли и через 15 минут ушли. Не потому что дети не захотели, а потому что педагоги не сочли нужным принять участие в эксперименте.
Отсутствие педагогов в эксперименте – это показатель не только низкой самооценки педагогов, но и отсутствие потребности в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.
Успеваемость | класс | Хетская школа-интернат
(%) |
Новорыбинская школа
(%) |
Сындасская школа-интернат
(%) |
Хатангская школа № 1
(%) |
Хатангская школа-интернат
(%) |
Актуальный уровень развития
(ЗУНы) |
4 кл. | 14 | 2 | 5 | 28
3 |
— |
5 кл. | 41 | 15 | — | 24
42 |
25
23 |
|
Зона ближайшего развития
(обучаемость) |
4 кл. | 70 | 44 | 100 | 78
16 |
— |
5 кл. | 80 | 60 | — | 44
65 |
0
0 |
Критерии развития
Более того, мы обобщили критерии развития, школьников из экспериментальной и контрольной групп:
1. было отделено само психологическое явление (психическое и интеллектуальное) от целостности. 2. зафиксировано психологическое (личностная самооценка) и интеллектуальное (осознанное и осмысленное оперирование математическими понятиями) образование того нового, что появилось в комплексном развитии ребёнка.
3. произошла перестройка связей между структурными частями личности, не только школьника, но и взрослых.
В результате эксперимента у взрослых и детей расширилась матрица социокультурного опыта жизнедеятельности.
Психические новообразования
1. мышления,
2. восприятия,
3. воображения,
4. внимания,
5. памяти,
6. воли
в ходе их обучения на этноматериалах по математике.
Таблица самообучаемости четвероклассников
из экспериментальной группы
в монокультуре и поликультуре
№ п/п | Социокультурная среда | Психическое развитие
(память, внимание, воображение, восприятие, мышление) Задание № 1 |
Интеллектуальное развитие
(анализ → цель → план действий → реализация плана → рефлексия → конечный результат) Задание № 2 |
Развитие логической памяти
Задание № 3 |
Общая самообучаемость личности школьника | |
1. | Монокультурная среда | 88 % | 78 % | 76 % | 81 % | |
2. | Поликультурная среда | Этногруппа | 93 % | 54 % | 96 % | 81 % |
ингруппа | 72 % | 40 % | 98 % | 70 % |
Самообучение способствует комплексному развитию
Ниже будет представлена таблица с данными о комплексном развитии школьников из контрольной группы. Сравнение этих двух таблиц даст чёткое представление о различиях между учебно-воспитательным процессом школьного обучения и личностно-интеллектуальным процессом самообучения, в первом случае, ученика, а, во втором случае, самообучающейся личности школьника.
Таблица самообучаемости четвероклассников
из контрольной группы
в монокультуре и поликультуре
№ п/п | Социо
культурная среда |
Психическое развитие
(память, внимание, воображение, восприятие, мышление) Задание № 1 |
Интеллектуальное развитие
(анализ → цель → план действий → реализация плана → рефлексия → конечный результат) Задание № 2 |
Развитие логической памяти
Задание № 3 |
Общая обучаемость школьника | |
1. | Моно
культура |
87 % | 50 % | 0 % | 46 % | |
2. | Поли
культура |
Этногруппа | 50 % | 25 | 0 % | 25 % |
Другие группы | 24 % | 45 % | 20 % | 30 % |
Из таблицы видно, помимо эксперимента, благодаря систематизации знаний (30 мин) на содержании этноматериала, дети ингруппы наглядно продемонстрировали, что уровень интеллектуального развития (логической памяти) выше, чем у детей из моноактивной социокультурной школьной среды.
Хотя дети из моноактивной социокультурной среды показали уровень психического развития выше, что свидетельствует о необходимости этнодидактического подхода к комплексному развитию личности ребёнка.
Самооценка четвероклассников и пятиклассников
№
п/п |
Экспериментальное общеобразовательное
учреждение |
Самооценка до эксперимента | Самооценка после эксперимента | Общая самооценка | ||||
Низ. | Сред. | Выс. | Низ. | Сред. | Выс. | |||
1. | Сындасская начальная школа-интернат
(4 класс) |
100 % | — | — | — | — | 100 % | 94 % |
2. | Новорыбинская средняя школа
(4 класс) |
100 % | — | — | — | 50 % | 50 % | 61 % |
3. | Новорыбинская средняя школа
(5 класс) |
100 % | — | — | — | 29 % | 71 % | 68 % |
4. | Хетская средняя школа-интернат
(4 класс) |
100 % | — | — | — | 20 % | 80 % | 68 % |
5. | Хетская средняя школа-интернат
(5 класс) |
— | 100 % | — | — | — | 100 % | 50 % |
6. | Хатангская средняя школа № 1
(4а класс) |
71 % | 29 % | — | — | 8 % | 92 % | 69 % |
7. | Хатангская средняя школа № 1
(4б класс) |
100 % | — | — | 38 % | 38 % | 24 % | 40 % |
8. | Хатангская средняя школа № 1
(5а класс) |
44 % | 56 % | — | 7 % | 40 % | 59 % | 46 % |
9. | Хатангская средняя школа № 1
(5б класс) |
45 % | 55 % | — | — | 5 % | 95 % | 63 % |
Самооценка детей
В данной сводной таблице отображена самооценка детей, с одной стороны, как по классам, так и по школам. С другой стороны, до и после эксперимента. Как видно, самооценка школьника находится в прямой зависимости от веры в себя, в свои способности. А в основе веры лежит система ЗУНов.
Показателем школьной успешности является оценка ЗУНов ребёнка конкретным учителем. Как правило, учительская оценка сопряжена с детской тревожностью.
Что служит механизмом «самоопределения»?
Рассмотрим высказывание В.Ф. Сафина и И.Н. Нурлыгаянова по этому поводу.
Они считают: «Психологическим механизмом самоопределения личности выступает эмоционально насыщенный оценочный диалог субъекта со своими сущностными силами, с подобными образованиями других людей, а также с предметным миром в целях осуществления и переживания своего смысла жизни (особенно в критических и кризисных ситуациях)» (В.Ф. Сафин, И.Н. Нурлыгаянов, 2008, с. 23).
Другими словами, основой самоопределения личности школьника в желании самообучаться является внутренний диалог с самим собой, который определяет перспективу развития ребёнка как личности.
Условия возникновения самоопределения
Первое условие — диалог с самим собой.
Второе условие заключается в том, чтобы ребёнок испытывал позитив от предстоящих действий в ходе самообучения.
Третьим условием самоопределения являются некие ожидания положительного результата от процесса самообучения, который возвысит самого ребёнка в собственных глазах, повысит его самооценку.
Таблица личностного самоопределения
№
п/п |
Экспериментальные
Таймырские муниципальные общеобразовательные учреждения
|
ЭТНОМАТЕРИАЛ | ||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
по выбору | по выбору | по болезни | ||
1. | Сындасская начальная школа-интернат | 93 % | — | 7 % |
2. | Новорыбинская средняя школа – 4 класс | 57 % | 29 % | 14 % |
3. | Новорыбинская средняя школа – 5 класс | 67 % | 22 % | 11 % |
4. | Хетская средняя школа-интернат – 4 класс | 100 % | — | — |
5. | Хетская средняя школа-интернат – 5 класс | 80 % | — | 20 % |
6. | Хатангская школа № 1
4 «а» класс |
100 % | — | — |
Хатангская школа № 1
4 «б» класс |
20 % | 60 % | 20 % | |
Хатангская школа № 1
5 «а» класс |
39 % | 44 % | 17 % | |
Хатангская школа № 1
5 «б» класс |
76 % | 14 % | 10 % |
Хотя мы предполагали, что будут участвовать по максимуму 50 %.
И поэтому для нас было очень приятно то, что школьники самоопределились, хотя учителя математики полностью отстранились.
Такова реальность школьного обучения в настоящее время.
Кроме того, именно в Хатангской средней школе №1 обнаружена группа школьников, для которых приоритетом является не качество знаний и умений, а наличие показателя «хорошей» успеваемости.
Отсутствие осознанности у родителей
Данный анализ самоопределения школьников нас натолкнуло на идею сравнения результатов успеваемости четвероклассников и пятиклассников с результатами формирующего эксперимента, чтобы ответить на следующие вопросы:
1. объективно ли конкретный учитель оценивает знания, умения и навыки своих школьников?
2. весь ли интеллектуальный, когнитивно-образовательный потенциал реализуется во время учебно-воспитательного процесса?
3. даёт ли положительные результаты личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности, свидетельством которых может быть показатель «зоны ближайшего развития
4. действительно ли личностно-интеллектуальный процесс самообучения формирует самообучающуюся личность школьника?
Натаскивание к ГИА
Экспериментатор: «Этот эксперимент будет способствовать формированию и развития твоего интеллекта, когда ты научишься узнавать и познавать, думая, а думая, воспринимать знания осознано и осмысленно».
Вопрос школьницы дал понять, что для сегодняшних учителей и школьников показатель ГИА важнее, чем:
- логическое мышление,
- грамотная математическая речь,
- осознанное понимание содержания учебной информации.
Нас успокаивает то, что таких школьников оказалось всего лишь 22 % , а личностно самоопределившихся школьников оказалось 78 %, и это радует. А вот из 100 % учителей математики, не самоопределились 100 % и это:
а) огорчает,
б) наталкивает на идею разработки и проведения курса подготовки этнопедагогов-дидактов и разработки программы работы на экспериментальных площадках.
Вышеописанный факт не самоопределившихся учителей математики лишний раз подтверждает, что они не самообразовываются. Самообразование педагогов как приобретение ими систематематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений путём самостоятельных занятий во внеурочное время, хотя бы в Интернете, чрезвычайно важный компонент формирования высокопрофессионального уровня их компетентности.
Эффективность этнодидактического принципа самообучения
Ниже будет приведена таблица эффективности личностно-интеллектуального процесса самообучения школьников, которая, с одной стороны, наглядно проиллюстрирует разницу в преподавании. С другой стороны, докажет истинную цель дидактики – искусство преподавания математики с детьми, которые педагогами считаются не обучаемыми.
Показатель эффективности этнодидактического принципа самообучения
№
п/п |
Экспериментальные
Таймырские муниципальные общеобразовательные учреждения
|
Подтвердили годовую оценку за предыдущий учебный 2007-2008 учебный год | Повысили годовую оценку |
1. | Сындасско | 0 % | 100 % |
2. | Новорыбное- 4 класс | 29 % | — |
3. | Новорыбное – 5класс | 38 % | 62 % |
4. | Хета – 4 класс | 40 % | 60 % |
5. | Хета – 5 класс | 50 % | 50 % |
6. | Хатанга – 4 «а» класс | 57 % | 43 % |
7. | Хатанга – 4 «б» класс | — | 20 % |
8. | Хатанга – 5 «а» класс | 17 % | 83 % |
9. | Хатанга – 5 «б» класс | 14 % | 86 %
|
Особенно по четвероклассникам из Новорыбинской средней школы:
1. подтвердили свою годовую оценку за предыдущий учебный год один «троечник» и один «хорошист».
2. один «хорошист» написал д/р № 1 на 7б, но д/р № 2 – на 46 б; второй «хорошист» — на 0 б, но д/р № 2 – 48 б; третий «хорошист» — д/р № 1 – 0 б, а д/р № 2 – на 36 б.
3. почти все школьники, ощутимо, повысили уровень когнитивно-образовательной деятельности, хотя при разработке программы эксперимента слабо, но надеялись на положительную динамику, потому что акцент дидактического обучения ставился на два момента, с одной стороны, на личность школьника. С другой стороны, на процесс самообучения.
4. на свой страх и риск мы согласились пойти на уступки школьникам из Новорыбинской средней школы – на детское коммуникативно-регулятивное сотрудничество, поскольку у детей почти одинаковый объём опыта.
И были удивлены, когда результаты формирующего эксперимента показали положительный результат самообучаемости и формирования личности школьника.
Следовательно, эксперимент действительно был формирующим, обучающим по сути своей.