Самодисциплина как фундаментальный показатель самообучающейся личности является продуктивным результатом влияния личностно-интеллектуальной среды самообучения.

Общеизвестно, что дисциплина, навязанная извне, парализует волю ребёнка, потому что нежелание или страх рассеивают его внимание.

Исследования М. Монтессори, М. Доналдсон, И.Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо и др. доказали, что любое воспитание ребёнка, по сути своей, является насилием над личностью ребёнка. Как правило, ребёнок в учреждениях дошкольного, школьного образования является орудием и средством для удовлетворения профессионального эгоизма, самоутверждения, как педагогов, так и родителей. Потому что и педагоги, и родители стремятся сделать ребёнка воплощением своих идеалов, пытаются сделать из него удобного, легко управляемого объекта воспитания, но не тем свободным выразителем интересов передовой части общества, которому предстоит изменять, преобразовывать старое общество. Безусловно, авангард общества всегда составляют сильные, волевые личности.

Если мы хотим сформировать личность с лидерскими качествами, то мы обязаны обеспечить свободное развитие личности, которая сама обучается тому, что её волнует, интересует. Следовательно, свобода развития означает открыть портал интеллектуальной интуиции. Именно наличие интеллектуальной интуиции определяет когнитивно-образовательный вектор формирования и развития самообучающейся личности ребёнка, лидерские качества которой необходимы для строительства нового общества. Наблюдение педагогов и родителей в личностно-интеллектуальной среде означает сиюминутное выстраивание программы развития личности конкретного ребёнка. Педагог-наблюдатель постоянно находится в зоне турбулентности, когда центробежная сила развития личности педагога и родителя становится как никогда актуальной.

Наблюдать надо не ради наблюдения, а для того чтобы безошибочно ориентироваться в душевном состоянии личности ребёнка, которое у неё меняется в любую секунду. Поэтому, если ребёнок сегодня с удовольствием занимается Монтессори-материалами «штанги», «Банк Золотого материала» и т.д., то не факт, что завтра он с таким же рвением будет интересоваться ими.

Кстати, в традиционных школах, например, урок изучения новой темы выглядит так: объявление новой темы урока, объяснение этой темы, работа в классе и запись домашнего задания. Учителя абсолютно не волнует, в каком душевном состоянии прибывает ребёнок, какие у него области познавательных потребностей, имеются они в данный момент времени или нет, в какой области он готов проявить активность и т.д. Однако без внимательного наблюдения за свободной активностью ребёнка, педагог не может располагать ни малейшей возможностью к действительному пониманию его интересов, запросов, стремлений, мотивов к действию и потребностей.

Таким образом, в личностно-интеллектуальной среде самообучения педагог должен уметь наблюдать за свободной активностью личности ребёнка для индивидуализации когнитивно-образовательной деятельности и грамотной организации диалога, тему которого определяет интерес ребёнка.

Что этими детьми управляет, чтобы абстрагироваться от других и постороннего шума?

Критерии самодисциплины

Так абстрагировано могут себя вести только дети, у которых:

  1. высокий уровень концентрации внимания.
  2. самоопределение в предмете когнитивно-образовательной деятельности.
  3. умение соблюдать все правила школьного социума – самодисциплина.

Дошколятам задавались следующие вопросы:

  1. Как бы вам хотелось назвать свою школу?
  2. Какое у вас секретное желание?

Комментарии:

Во-первых, педагог не надеялся на то, что дети вообще захотят озвучить своё секретное желание, но они все вслух сформулировали свои желание – это доверие личности ребёнка, которое надо ценить и оправдать их тайные ожидания.

Во-вторых, содержание вопроса дети сами перевели на сферу профессиональной ориентации, что свидетельствует о высоком уровне их ожиданий – стратегии их развития.

В-третьих, на вопрос педагога: «А что нужно сделать для того чтобы сбылось ваше секретное желание», они, не договариваясь одновременно ответили: «надо научиться писать, считать, много читать, красиво танцевать, петь и быть сильным». В принципе эти маленькие человечки озвучили и запрограммировали гармоничное развитие личности: интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие.

В конце «КРУГа» была детьми усвоена техника «сознательного дыхания», потому что дети были перевозбуждённые. Техника «сознательного дыхания» необходима для включения сознания личности ребёнка и баланса нервной системы.

Высокий уровень самодисциплины дети достигли в результате выполнения трёх правил поведения в личностно-интеллектуальной среде:

Правило № 1 – обучаюсь сам!

Дидактический материал выбрать → самостоятельно изучить →записать в «Дневник дошкольника» → поставить на место.

Правило № 2 – уважаю выбор других.

Если заинтересовался дидактическим материалом, а его уже кто-то изучает, то молча смотрю и жду, сложив руки за спину.

Правило № 3 – в тишине рождается мысль.

Во время занятий, в классе надо соблюдать тишину, говорить тихим голосом или шёпотом.

Ах, эти умные глаза! Этот сосредоточенный и пристальный взгляд -  мечта любого педагога.

С одной  стороны, с помощью органов чувств ребёнок воспринимает внешний окружающий мир.  Он воспринимает звуки → различает их → направляет внимание на объект, который он хочет исследовать , познать его свойства: форму, цвет, размер, гладкую или шершавую поверхности, лёгкий или тяжёлый вес, мокрый или сухой, холодный или горячий, сладкий или кислый, твёрдый или мягкий. С другой стороны, физическая закалка тела и организма.

В личностно-интеллектуальной среде с методической точки зрения дидактические материалы М. Монтессори, А.Б. Дурмановой, дидактические тематические карточки и дидактические игры являются средством самообучения, способствующие формированию и развитию самообучающейся личности ребёнка, педагога и родителя.

Самодисциплина личности ребёнка достигается не только личностно-интеллектуальной средой, дидактическими материалами, но самой структурой дня её когнитивно-образовательной деятельности.

Представим структуру дня реализации личностно-интеллектуального процесса самообучения детей дошкольного и школьного образования.

Каждый этап предметного содержания имеет продолжительность – 1 час.

  • Общая презентация.
  • Групповая или индивидуальная работа.
  • 1-ая перемена – утренняя зарядка.
  • 2-ая перемена – речевая зарядка + второй завтрак.
  • 3-я перемена – подвижные игры, эстафеты.
  • 4-я перемена – сюжетно-ролевая игра.

Четыре раза в неделю – часовое занятие физкультурой: катание на коньках, хождение на лыжах и подвижные игры с правилами на свежем воздухе.

Приведём  проведение педагогического метода «КРУГ» во второй день работы школы дошколят по теме «Сформулируй правила поведения в нашей школе одним словом». Этот коллективный диалог, когда был организован диалог с каждым ребёнком по кругу по методу Мозгового штурма

Правило № 1. Дидактический материал выбрать → самостоятельно изучить →записать в «Дневник дошкольника» → поставить на место.

Правило № 2 – Если заинтересовался дидактическим материалом, а его уже кто-то изучает, то молча смотрю и жду, сложив руки за спину.

Правило № 3 – Во время занятий, в классе надо соблюдать тишину, говорить тихим голосом или шёпотом

Правило № 4 – Если кто-то насорил и не убрал за собой, то убери ты.