Самообразование является ключевым моментом социализации личности школьника, потому что только багаж социокультурного опыта ребёнка определяет степень восприятия информации.

… образование – основа

для решения всех социальных проблем личности

М. Монтессори

Когнитивно-образовательная деятельность сочетает в себе интеллектуальную, мыслительную, рефлексивную, позволяющую ребёнку формироваться как самообучающаяся личность, взаимодействуя с социокультурной средой жизнедеятельности. Работа с интеллектуальными программами (СК, ОС, ЛС, СП, ДоТ и Гл.) повторяется из цикла к циклу. И это повторение не только совершенствует процесс интеллектуального развития личности школьника, но и ускоряет его. Ребёнок наглядно ощущает свои собственные достижения: становится наиболее смышленым, собранным, наблюдательным, убеждается в своей скорости восприятия, понимания содержания изучаемой информации, основанной на познавательном интересе, и это всё стимулирует его интеллектуальное, психическое и личностное развитие.

2014-08-23 03-11-40

Ребёнок, будучи полноценным членом общества, сам пытается понять суть происходящих событий вокруг него.

В этой связи необходимо особо заметить, что испытуемые школьники кратковременного формирующего эксперимента на Таймыре  показали, как упражнения циклов приводят  в движение интеллектуальные механизмы только в режиме самообучения, когда совершенствовались их способности рассуждать, мыслить, считать и т.д.

Кроме того, в ходе чтения диалогов персонажей этнопособия в интеллектуальной программе «Ситуативная конкретика» (СК) ребёнок вычленял отдельное ощущение и отдельный стимул, используя свой житейский социокультурный опыт восприятия. Благодаря этой его привычке, из жизни ребёнок получал ясно осознанные впечатления. Между тем, дидактический этноматериал самообучения математике, содержание которого взято из его этнокультурной среды жизнедеятельности, способствовал тому, что связи и отношения между предметами безошибочно и легко узнавались, осмысливались, корректировались новыми математическими знаниями.

В итоге, с одной стороны, житейский опыт ребёнка обогащался, совершенствовался, расширяясь математическим содержанием уже имеющихся знаний. С другой стороны, сами математические знания осознавались и осмысливались ребёнком на личностном уровне, запуская механизм его когнитивно-образовательной деятельности.

Здесь следует обратиться к опыту традиционного преподавания математики, когда математические знания в традиционной школьной среде парализовывали детский ум ребёнка, то в этнопособии эти знания гармонично вписываются в его социокультурный опыт интеллектуальной деятельности, расширяя границы поля когнитивно-образовательной деятельности школьника.

Казалось бы, причём тут этническая культура традиции семейного воспитания при изучении математики? Общеизвестно, что математика есть абстракция, которую надо просто знать и всё.

Однако авторы действующих учебников упускают тот момент, когда-то эта математика, вычлененная из практической жизни, должна вернуться в жизненную практику. А для этого она должна быть воспринята правильно, грамотно и личностно. Именно так у ребёнка уже должна быть заложена программа внутренней самоорганизации, которую закладывает только семья, существующая в этнокультурной среде традиций и обычаев, принципов и правил поведения в обществе.

Именно личностно-интеллектуальный порядок самообучения, как внутренняя самоорганизация, позволяет ребёнку, с одной стороны, обрести ускорение понимания содержания изучаемой информации, упорядочивая в своём сознании матрицу образов мысли и поведения. С другой стороны, социализироваться, развивая свой ум (интеллект).