Самообразование как основа социализации личности школьника возможно только в ходе когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

… образование – основа

для решения всех социальных проблем личности

М. Монтессори

2016-03-09 22-17-00 2016-03-09 21-58-16 Скриншот экрана - Средство просмотра фотографий WindowsСамообразование личности школьника тесно взаимосвязано с принципом свободы в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

Безусловно, когнитивно-образовательная деятельность сочетает в себе такие виды деятельности, как:

  • интеллектуальную,
  • мыслительную,
  • рефлексивную.

Они позволяют ребёнку сформироваться как самообучающаяся личность, взаимодействуя с социокультурной средой.

Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка с интеллектуальными программами (СК, ОС, ЛС, СП, ДТСО и Гл.) в этнопособии самообучения математике повторяется из цикла к циклу. И это повторение не только совершенствует процесс интеллектуального саморазвития личности ребёнка, но и ускоряет его.

Ребёнок наглядно ощущает свои собственные достижения, и становится наиболее:

  • смышленым,
  • собранным,
  • наблюдательным,
  • убеждается в своей скорости восприятия, понимания учебной информации, основанной на познавательном интересе, и это всё стимулирует его интеллектуальное, психическое и личностное развитие.

В этой связи необходимо особо заметить, что испытуемые кратковременного формирующего эксперимента на Таймыре  показали, как упражнения циклов приводят  в движение интеллектуальные механизмы только в режиме самообучения, когда совершенствовались их способности:

  • рассуждать,
  • мыслить,
  • считать и т.д.

Кроме того, в ходе чтения диалогов персонажей этнопособия ребёнок вычленял отдельное ощущение и отдельный стимул, используя свой житейский социокультурный опыт восприятия.

Благодаря этой его привычке из жизни, ребёнок получал ясно осознанные впечатления.

Между тем, дидактический этноматериал по математике, содержание которого взято из его этнокультурной среды жизнедеятельности, сопутствовал тому, что связи между предметами безошибочно и легко узнавались, осмысливались, корректировались новыми математическими знаниями.

В итоге, с одной стороны, житейский опыт ребёнка обогащался, совершенствовался, расширяясь математическим содержанием уже имеющихся знаний. С другой стороны, сами математические знания осознавались и осмысливались ребёнком на личностном уровне, запуская механизм его интеллектуальной когнитивно-образовательной деятельности.

Здесь следует обратиться к опыту традиционного преподавания математике, когда математические знания парализовывали детский ум ребёнка, то в этнопособии эти знания гармонично вписываются в его социокультурный опыт интеллектуальной деятельности, расширяя границы поля когнитивно-образовательной деятельности школьника.

Казалось бы, причём тут этническая культура традиции семейного воспитания при изучении математики?

Общеизвестно, что математика есть абстракция, которую надо просто знать и всё.

Однако авторы действующих учебников упускают тот момент, когда-то эта математика, вычлененная из практической жизни, должна вернуться в жизненную практику. А для этого она должна быть воспринята правильно, грамотно и личностно, т.е. у ребёнка уже должна быть заложена программа внутренней самоорганизации, которую закладывает только семья, существующая в этнокультурной среде традиций и обычаев, принципов и правил поведения в обществе.

Именно порядок, внутренняя самоорганизация позволяют ребёнку, с одной стороны, обрести ускорение понимания учебной информации, упорядочивая в своём сознании матрицу образов мысли и поведения. С другой стороны, социализироваться, развивая свой ум (интеллект).